Напоминание

«Использование цифровой химической лаборатории как средство повышения качества образования в изучении химии»


Автор: Дадюкова Анфиса Андреевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Канаш Чувашской Республики
Наименование материала: мастер - класс
Тема: «Использование цифровой химической лаборатории как средство повышения качества образования в изучении химии»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №7"

города Канаш Чувашской Республики

Мастер-класс на тему:

«Использование цифровой химической лаборатории как средство

повышения качества образования в изучении химии»

Учитель первой квалификационной категории: Дадюкова А. А.

2019 г

Мастер-класс:

«Использование цифровой химической лаборатории как средство повышения качества

образования в изучении химии»

Используемое оборудование: Персональный компьютер (для обработки и оформления

результатов), цифровая

химическая

лаборатория:

ноутбуки

с

набором

датчиков:

датчик

влажности 0-100% , датчик ЧСС, датчик звука; цифровой микроскоп, спирометр.

Современный урок невозможен без использования информационных технологий. Их

применение в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового

образовательного процесса. При изучении химии

информационные технологии становятся

эффективным

вспомогательным

средством,

которое

помогает

повышать

качество

знаний

обучающихся и качество самих уроков.

Информационные технологии на уроке – это:

- реализация межпредметных связей с другими учебными предметами;

- проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ;

- проведение предметных тестирований и диагностик;

-

поиск

и

обработка

информации

в

рамках

изучаемого

материала

с

использованием

сети

Интернет;

- использование электронных таблиц для решения задач;

- использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала.

На уроке химии можно применять следующие виды информационных технологий:

- мультимедиа презентации;

- видеоролики и видеофрагменты;

- анимации, моделирующие физико - химические процессы;

- обучающие программы;

- цифровые лаборатории;

- программы-тренажеры (для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ);

- работа с интернет ресурсами.

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для

ученика:

- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

- делает занятия интересными и развивает мотивацию;

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и

социальных навыков;

- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной

и динамичной подачи материала;

-

позволяет

использовать

различные

стили

обучения,

преподаватели

могут

обращаться

к

всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность

многократного

повторения

и

продвижения

в

обучении

со

скоростью,

благоприятной

для

каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает

также

возможность

приобщения

к

современным

методам

работы

с

информацией,

интеллектуализацию

учебной

деятельности.

Использование

разных

видов

деятельности

(создание

презентаций,

выполнение

практических

работ

в

виртуальной

лаборатории,

тестирование и т.д), позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию,

мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого

ученика.

для учителя ИКТ дают:

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся

активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе

формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников,

получивших

достаточный

уровень

знаний

по

предмету,

чтобы

самостоятельно

мыслить,

спорить,

рассуждать,

научившихся

учиться,

самостоятельно

добывать

необходимую

информацию.

Цифровая химическая лаборатория включает в себя оборудование и программное

обеспечение

для

проведения

демонстрационного

и

лабораторного

эксперимента,

позволяет

использовать широкий спектр цифровых датчиков для сбора и анализа данных экспериментов

(датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука,

магнитного поля и др.). Применение компьютера как измерительного инструмента позволяет

расширить границы школьного эксперимента и проводить исследования; значительно повышает

наглядность как в процессе исследования, так и при обработке результатов благодаря новым

измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории химии. Цифровая лаборатория

играет ключевую роль при выполнении исследовательских работ обучающимися, позволяет им

не только собирать данные, но и обрабатывать, анализировать и систематизировать их. Наличие

различных цифровых датчиков позволяет выполнять достаточно обширные исследовательские

работы,

которые

не

только

хорошо

теоретически

обоснованы,

но

и

подтверждены

экспериментально самими обучающимися, что является немаловажным фактором для развития

исследовательских навыков обучающихся.

Мобильный компьютерный класс состоит из пятнадцати ученических ноутбуков, одного

учительского и планшета, что позволяет использовать его на уроке. Мобильный компьютерный

класс

и

оборудование

цифровой

лаборатории

применяется

на

различных

этапах

урока

(компьютерные

демонстрации,

лабораторно-компьютерные

практикумы,

интегрированные

курсы,

компьютерное

моделирование

физико-химических

процессов,

компьютерное

тестирование и т.д.) и позволяет проводить измерения в «полевых условиях», экономит время

учеников

и

учителя,

побуждает

учеников

к

творчеству,

давая

возможность

легко

менять

параметры измерений. Естественные науки - это науки, при изучении которых проводится

огромное

количество

опытов,

экспериментов,

выводятся

формулы,

законы.

Использование

информационных

технологий

на

уроках

позволяет

насытить

эти

уроки

богатейшим

иллюстративным материалом, интерактивными анимациями, видеоэкспериментами и т.д.

Изучение химии не может происходить без лабораторных работ, кроме того, многие явления не

могут быть продемонстрированы в условиях школьного кабинета (явления макромира, быстро

протекающие процессы и т.д.). В курсе этой науки неизменно присутствуют темы, требующие

не только повышенного внимания при восприятии, но и немалого воображения. Цифровая

лаборатория и виртуальные лабораторные работы позволяют решить указанные проблемы.

Использование

цифровой

лаборатории

позволяет

формировать

у

обучающихся

и

метапредметные универсальные учебные действия (опыт работы с современной техникой,

компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного

поиска).

Отдельный интерес вызывает у обучающихся проведение на уроках виртуальных лабораторных

работ.

Ученики

могут

ставить

необходимые

компьютерные

эксперименты

для

ответов

на

поставленные вопросы, для проверки собственных соображений или при решении задач.

Одной

из

задач

повседневного

учительского

труда

является

необходимость

осуществлять

контроль знаний обучающихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но

наиболее часто используются письменный или устный опросы. Данные формы контроля не

лишены недостатков (относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве

выставляемых оценок, много времени уходит на проверку). Тестирование как эффективный

способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Электронные варианты

тестов наиболее привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по

завершении теста.

Таким

образом,

информационные

технологии

становятся

эффективным

вспомогательным

средством

при

изучении

химии

в

школе.

Внедрения

информационных

технологий

в

современный

урок

повышает

качество

знаний

обучающихся,

качество

самих

уроков,

способствует появлению интереса к предмету.

Презентация



В раздел образования