Автор: Мировская Галина Федоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Таймырский колледж"
Населённый пункт: г. Дудинка, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс по теме: “Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»
Раздел: среднее профессиональное
Мировская Галина Федоровна, преподаватель
КГБПОУ «Таймырский колледж»
Мастер-класс по теме: “Современный урок - как основа эффективного и
качественного образования»
Цель: осознание основных критериев современного урока через повышение
интереса студентов, будущих преподавателей, к современным технологиям
Формировать:
ПК1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК1.2. Проводить уроки
ПК1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения.
ПК1.4. Анализировать уроки.
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффект
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
Технологии:
Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо,
технология игровой деятельности.
Оборудование: презентация, карточки, таблицы для игры, анкеты
Ход занятия
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
План:
1.
Предисловие «А урок остается!»
2.
Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-
защищаемся)
3.
Деловая игра «Ассоциация»
4.
Анкета «Стиль преподавания»
5.
Критерии эффективности современного урока
6.
Решение педсовета
I. Предисловие «А урок остается!»
Откуда пошло слово – урок?
Слышится
в
нем
что-то
и
от
судьбы
(рок),
и
от
дремучего
леса
(урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле?
Наиболее
понятный
и
привычный
смысл
(по
В.И.
Далю)
–
ученье
в
назначенный
час,
срочная
задача,
назиданье,
вперед
наука.
Но
вот
происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от
древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать,
наводить сглаз.
Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому
смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
За
годы
обучения
в
школе,
в
высших
и
средних
образовательных
учреждениях число обучающихся с близорукостью, нарушениями опорно-
двигательного
аппарата
возрастает
в
5
раз,
с
психоневрологическими
отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие
связанные
с
этим
термины,
как
«школьный
стресс»,
«дидактогения»,
«школофобия».
В
школах
сейчас
до
80%
детей
уже
«сломали»
свои
нормальные
физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-
за
бесконечных
нагрузок
и
перегрузок,
которые
накапливаются,
и
будут
накапливаться дальше.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению
министр
здравоохранения
привел
удручающую
цифру:
за
последний
год
число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями
увеличилось на 24%. (Здесь анализ состояния здоровья учащихся школы).
Каждый новый день современной жизни преподает нам такие уроки,
после
которых
небо
становится
с
овчинку.
По
данным
социологических
исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных
обстоятельств, значительно превысило критический предел. То же самое
можно сказать и об учениках. У них все больше атрофируются чувства
самостоятельности,
ответственности,
стремления
к
творче ству,
размышлениям,
критичному
и
мотивированному
отношению
к
действительности. В последнее десятилетие появился специальный термин,
обозначающий
это
явление: виктимизация,
т.е.
превращение
человека
в
жертву объективных условий жизни.
Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на
тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не
научили, а наурочили. Или недоучили. А надо ли учить всему? Не проще ли
заложить
основы
знаний
для
самостоятельного
принятия
решений
в
неординарных
ситуациях,
руководствуясь
не
только
л о г и ко й
рассудительности, но и ценностями разума
Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь,
неявно развивается и на уроке.
Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его
привычную
структуру:
оргначало,
опрос,
новый
материал,
закрепление,
оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются
учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием
учителя
и
незнанием
ученика
снимаются
здесь
просто:
надо
заставить
ученика учить, т.е. все усилия направить на превращение ученика в раба
знаний.
Всегда ли это происходит? Нет, не всегда. От кого зависит? От учителя.
Было бы наивно возлагать всю вину за превращение человека в жертву
обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы
своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только
главной,
но
и
единственной
формой
современного
образования.
Ему
отводится не менее 98 % учебного времени.
II. Сопоставление традиционного и современного урока.
- Работа в командах
В
настоящее
время
большинство
учителей,
по-прежнему,
тяготеет
к
традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к
традиционным
формам
обучения
и
боязнью
нового;
непониманием
огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока:
плюсы и минусы традиционного урока (две команды)
- Нападающие – защитники
(образцы выступлений)
плюсы
минусы
Меняющиеся
времена
не
могут
изменить
лучшее
в
уроке.
То,
что
накапливалось
веками,
остается
ценным всегда. Нельзя обойтись без
прочных, систематических, глубоких
знаний.
Нельзя
обойтись
б е з
воспитанной традиционным уроком
привычки к дисциплине и порядку в
голове.
. Очень высокая утомляемость учителя,
особенно
на
последних
уроках,
т.
к.
большую
часть
урока
проводит
сам
учитель
наша молодость, работа, интересная
размеренной
уверенностью
в
ее
необходимости и пользе, интересная
жизнь.
Всю
жизнь
проводили
традиционные
уроки
и
вырастили
нормальных учеников.
Надоедает
одно
и
то
же,
бесконечное
«повторение
пройденного»;
жалко
«сильных» учеников, которых с каждым
годом все меньше и меньше («низкий»
уровень подтягиваем до «среднего», а с
«сильными» работать некогда).
На
традиционном
уроке
легко
работать:
его
организация
проста,
привычна,
хорошо
известна
и
отработана до мелочей.
Все
большее
количество
учеников
ж е л а е т
у ч и т ь с я
в
к л а с с а х
«выравнивания».
на
коллектив
позволяет
уделять
равное
внимание
и
отличникам,
и
«середнячкам»,
со
«средними»
учениками работать проще, меньше
головной боли.
П о с т о я н н о е
ч у в с т в о
неудовлетворенности
из-за
отсутствия
интереса,
нежелания
учиться,
из-за
роста непонимания со стороны учеников
и
р о д и т е л е й
к
т р е б о в а н и я м ,
предъявляемым учителем.
. Все нормы четко расписаны, легко
выполняются,
никому
ничего
не
надо доказывать, всем все понятно:
все
правильно
с
точки
зрения
проверяющих,
а
раз
правильно
–
плохо быть не может.
Н е д о в о л ь с т в о
а д м и н и с т р а ц и и ,
з а и н т е р е с о в а н н о й
в
н о в о м ,
несоответствие
программ,
учебников,
пособий нормативным документам.
Главные
ориентиры
традиционного
урока
–
коллективное
выравнивание,
средняя
успешность
(успеваемость)
обучения,
средний
ученик
в
целом.
Большинство учителей отмечает резкое
снижение
интеллектуального
уровня
учеников
на
примере
конкретных
классов, увеличение учеников, в лучшем
случае, со «средним» и низким уровнем
развития.
При традиционном обучении ученикам,
успешно закончившим школу, гораздо
труднее
найти
себя
в
окружающей
действительности.
Среди
них
гораздо
больше не состоявшихся личностей. Не
случайно
в
последние
годы
среди
учителей
родилась
шутка.
На
вопрос:
«Кому на Руси жить хорошо: отличнику
или троечнику», всегда один и тот же
ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к
жизни, умеет приспособиться, выбрать
нестандартное решение, принять на себя
ответственность,
рискнуть
и
т.
д.
Именно
поэтому
среди
них
гораздо
меньше неустроенных, несчастных, чем,
к сожалению, среди отличников, которые
всегда
четко
и
правильно
выполняли
указания учителя.
В
современной
педагогической
литературе
приводится
множество
сопоставлений
традиционного
и
развивающего
уроков
с
точки
зрения
ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-
практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя
от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но
и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему,
если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Вывод:
Однозначного ответа нет, так как
←
традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это
целая
история,
на
которой
обучалось
и
воспитывалось
не
одно
поколение;
←
традиционный урок – это известные ученые и менее известные
учителя-практики;
←
традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60%
учителей,
по-прежнему,
предпочитают
давать
уроки
в
традиционной
форме.
←
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего
менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо
новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной
человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не
всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно,
это – традиционно.
←
Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную
мудрость:
очень умный человек учится на ошибках других,
просто умный – на своих,
а дурак не учится ни на чьих.
Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится
все больше.
Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума
оценивается
не
по
увеличению
количества
владеющих
знаниями,
а
по
качеству их отношений.
Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже
если
они
обнаружены
не
сегодня,
это
верный
показатель
открытости
человеческой личности.
III. Игра «Ассоциация»
Главное,
что
должен
обеспечить
урок
-
это
создание
комфортной
обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»-
в
переводе
с
английского
-
поддержка,
укрепление
«комфорт» – это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
(Работа
в
группах.
Розданы
словари,
энциклопедии.
Каждая
группа
подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова
должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)
Результат работы групп.
К Компетентность
Критичность
Креативность
Культура
О Органичность,
основательность
О т д а ч а
,
оптимально
Открытие
Ответственность
Образованный,
осознанный
Ммоделирование
мотивация
методика
мастер
Ф Фантазия
формирование
функциональный фундамент
О Отдых,
осмысленный
Открытие,
организованный
обучение
Опора, озарение
Р Радость
развитие
Рост
Результат,
рефлексия
Т Тепло
Творчество
Талант
темп
IV. Работа с анкетами
Анкета для учителей: Анкета « Стиль преподавания»
Ответьте на вопросы анкеты
1. Если класс не приведен в порядок:
1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание
2) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок
в общественном месте:
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда
5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне:
1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему
той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7.По-моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина
8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого
заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках:
1)
можно
эффективно
использовать
2)
лучше
игнорировать
3)
только
мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией: 1) нет 2) когда как 3) не
знаю
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
1.
Если
у
Вас
больше
1,
то
это
говорит
о
демократическом
стиле
деятельности
учителя.
Педагог
предоставляет
возможность
ученикам
самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет
самостоятельность
суждений,
учитывает
не
только
успеваемость,
но
и
личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение,
совет,
просьба.
У
педагога
наблюдается
удовлетворенность
своей
профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и
естественность
в
общении,
доброжелательный
настрой,
способствующий
эффективности обучения
2.
Преобладание
второго
варианта
ответа
указывает
на
черты
попустительского
стиля
деятельности
учителя.
Такой
педагог
уходит
от
принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям.
Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы,
в
сложных
педагогических
ситуациях
проявляет
нерешительность
и
колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для
многих
из
таких
педагогов
характерна
заниженная
самооценка,
чувство
тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность
своей работой.
3.
Преобладание
3
варианта
говорит
об
авторитарных
тенденциях
в
деятельности
педагога.
Учитель
использует
свои
права,
как
правило,
не
считаясь
с
мнением
детей
и
конкретной
ситуацией.
Главные
методы
воздействия
-
приказ,
поручение.
Для
такого
учителя
характерна
неудовлетворенность
работой
многих
учащихся,
хотя
он
может
иметь
репутацию
сильного
педагога.
Но
на
его
уроках
дети
чувствуют
себя
неуютно,
значительная
их
часть
не
проявляет
активно сти
и
самостоятельности.
V. Критерии эффективности современного урока:
←
Обучение через открытие
←
Самоопределение
обучаемого
к
выполнению
той
или
иной
образовательной деятельности.
←
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения
по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения
истинной точки зрения.
←
Развитие личности
←
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть
ее субъектом
←
Демократичность , открытость
←
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен
результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены,
и что чувствовал ученик при этом.
←
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в
образовательном пространстве и поиск путей их решения.
←
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
←
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь
то:
задача,
пример,
правило,
закон,
теорема
или
-
выведенное
самостоятельно понятие.
←
Педагог
ведет
учащегося
по
пути
субъективного
открытия,
он
управляет
проблемно
–
поисковой
или
исследовательской
деятельностью
учащегося.
VI. Заключение
1) Так что же для нас современный урок?
Ответы студентов:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост,
ступенька
к
знанию,
самопознание,
самореализация,
мотивация,
интерес,
профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
2) Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для
одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим
учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее
подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для
четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться
жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
3)
Новизна
современного
российского
образования
требует
личностного
начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников
знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих
знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и
смыслов.
- Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
VII. Рефлексия
на листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать
свое мнение.
←
большой –для меня это важно и интересно …
←
указательный- я получил конкретные рекомендации…
←
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
←
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
←
мизинец- для меня было недостаточно…
Анкета для учителей: « Стиль преподавания»
Ответьте на вопросы анкеты
І. Если класс не приведен в порядок:
1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание
2) не могу начать урок
ІІ. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает
порядок в общественном месте:
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
ІІІ. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
ІV. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда
V. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко
мне:
1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему
той же монетой
VІ. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
VІІ. По-моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина
VІІІ Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
1)
нет,
это
недопустимо
2)
затрудняюсь
ответить
3)
если
ученик
этого
заслуживает
І X Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают
учебному процессу
X. Мои ученики относятся ко мне с симпатией: 1) нет 2) когда как 3) не
знаю
Работа в группах.
Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный
урок».
Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)
К
О
М
Ф
О
Р
Т
Работа в группах.
Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный
урок».
Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)
К
О
М
Ф
О
Р
Т
Работа в группах.
Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный
урок».
Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)
К
О
М
Ф
О
Р
Т