Автор: Фирсова Наталья Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №65
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Реализация уровневой дифференциации обучения иностранному языку в общеобразовательной школе по ФГОС.
Раздел: полное образование
Фирсова Н.М.
учитель английского языка
МБОУ СОШ№65
г. Новосибирск
Реализация уровневой дифференциации обучения
иностранному языку в общеобразовательной школе по ФГОС.
В настоящее время, в связи с ускорением темпов развития общества, с
постоянной сменой ценностных и жизненных ориентиров, с увеличением
объема информации в мире, перед школой поставлена задача воспитания
инициативной, независимой, мобильно-коммуникативной, самостоятельно
мыслящей личности. На данном этапе
российские школьники резко уступают
своим сверстникам во многих странах мира, например, в умении работать с
информацией и решать практические, социально- и личностно-значимые
проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать
выводы и заключения, проверять предположения, в умении связывать
приобретаемую систему знаний в школе с реальным жизненный опыт. Поэтому
важнейшим критерием эффективности современной школы является
способность сформировать у школьников желание, готовность и умение
учиться, а так же выявление и развитие способностей каждого
ученика, формирование тех ключевых компетенции, которые обеспечат ему
гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся
миру. Осуществление системно-деятельностного подхода по новому стандарту
обучения невозможно без учета индивидуальных особенностей каждого
ребенка: каковы его природные данные, что он знает и умеет, к чему
проявляет особый интерес. Разноуровневый подход в обучении английскому
языку, таким образом, возможен при хорошем знании учителем учащихся. Перед
учителем - разные школьники: одни любят общаться, легко входят в контакт,
другие - предаваться собственным мыслям и чувствам. Одни - дедуктивисты:
рационально-логический тип школьника, им лучше, когда формируется правило;
другие - индуктивисты: интуитивно-чувствительный тип школьника, они
обладают способностью самостоятельно обнаруживать правила, закономерности
в материале, предлагаемом для ознакомления и тренировки. Следовательно,
учителю нужны психологические знания для реализации принципа
индивидуального подхода, чтобы успешно организовать учебно-воспитательный
процесс и руководить им. Приступая к разноуровнему обучению иностранному
языку, необходимо составлять методическую характеристику класса, в которой
представлен каждый ученик со своими особенностями, личностными
свойствами, что облегчает руководство учебно-воспитательным процессом. Для
этого проводится вводная диагностика мотивационной и коммуникативной
сфер, особенностей психологических процессов, самооценки и
работоспособности ребят. В результате чего составляется диагностическая карта
школьников с целью отслеживания личностного развития и изыскания способов
дифференцированного обучения каждого из них. В данной диагностической
карте рассматриваются следующие области учения, которые оцениваются по
трехбалльной системе - от высокого уровня к низкому:
СПА - способность к абстракции; Узн.- владение теоретическим материалом,
лексический запас; УМ - уровень мотивации; ИП - интерес к предмету; УТМ
- уровень творческого мышления; AM - ассоциативное мышление; ВМ - виды
мышления: О - образное мышление, Л - логическое, Н - неустойчивое; СМ -
стиль мышления: А - аналитический, С - синтетический, Н – невыраженный;
особенности психических процессов: П - память, В - внимание, М –
моторика; KB - каналы восприятия информации: А - аудиальный, В -
визуальный, К - кинестетический;
коммуникативная сфера: Т - толерантный, К - конформистский, А
неадекватная самооценка.
Диагностическая карта личностного развития школьников.
ФИ
учен
ика
Поняти
йно-
теорети
ческое
мышлен
ие
Мот
ива-
цион
ная
сфер
а
Творч
еское
мышл
ение
Особен
ности
психич
еских
процес
сов
Коммуникативная сфера
5
клас
с
19.0
9.19
СПА
Vзн
УМ
ИП
У
Т
А
М
Б
М
С
М
П
В
КВ
Т
К
А
О Л Н А С
М
А
В
К
1Ива
нов
Иван
2
1
2
1
2
1
о
а
3
к
к
Важными характеристиками учащегося, требуемыми для освоения знаний,
являются такие качества как самостоятельность, уверенность в себе и т. п. в
связи с этим по стилю учебной деятельности выделяют три группы учащихся:
«автономные» - проявляют в учебной деятельности такие качества как
настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и т. д.;
«зависимые» - учебная деятельность связана в основном с опорой на
указания со стороны учителя, с ориентацией на советы, подсказки;
«неопределенные» - в равной степени выражены особенности,
свойственные как первому, так и второму типу.
Дифференцированное обучение иностранному языку может быть использовано
на всех этапах урока: это общий разбор темы, занятия с углубленной
проработкой учебного материала, в процессе самостоятельной и
индивидуально-исследовательской работы учащихся, а также на уроках
систематизации и обобщения знаний, повторения и контроля.
При осуществлении разноуровнего подхода в обучении иностранному языку
необходимо обращать внимание на то, как происходит овладение учебным
материалом разными учащимися, и оказывать помощь им по мере надобности,
используя дифференцированные задания, раздаточный материал, содержащий
опоры разной степени развернутости. Полезно использовать работу в малых
группах, сформированных по уровню владения языком. Данный подход
предполагает необходимость использования различных методов и приемов
обучения, а также различных типов упражнений в зависимости от этапа
обучения, возрастных особенностей и качеств ученика. Так, например, при
дифференциации языкового материала выделяют его разноуровневые единицы:
работа со звуками, словами, готовыми фразами - 1-й уровень; работа с речевыми
образами, правилами их структурного оформления - 2-й уровень.
Выделяют следующие уровни усвоения знаний: первый базовый
уровень: воспроизведение и запоминание, второй средний уровень: применение знаний в
знакомой ситуации по образцу, третий повышенный уровень: применение знаний в
незнакомой ситуации
Предпологаемые учебные задания
Ход урока
Этап урока
Задание выполняемое на
данном этапе урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
1.Задание базового уровня
2.Задание среднего уровня
3.Задание повышенного
уровня
Задания программы «А» обеспечивают базовый стандарт. Выполняя их, ученик
овладевает конкретным материалом на уровне воспроизведения. При этом
необходимо вводить инструктаж о том, как учить, на что следует обратить
внимание, какой следует сделать вывод. Ученик не видит пути
совершенствования, не может проявить собственного отношения к фактам,
испытывает трудности при переносе знаний из одной темы в другую, с трудом
включается в обсуждение. Уровень овладения знаниями - репродуктивный.
При выполнении программы «Б» ученик овладевает теми приемами учебной и
умственной деятельности, которые необходимы для решения задач учебной
деятельности на применение. Дополнительные сведения этого уровня
увеличивают объем знаний, помогают глубже понять основной материал.
Ребенок умеет сделать вывод из информации, а затем
«развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного знания,
умеет моделировать ход суждения, твердо удерживает внутренний план
действий. Уровень усвоения знаний - продуктивный.
Выполнение программы «С» поднимает учащихся на уровень
осознания, творческого применения знаний,что преду сматривает свободное
владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных
действий. Ученик содержательно высказывает свою мысль, легко переводит
письменную речь в устную и устную в письменную. Активно вносит
комментарии к тексту на изучаемом языке, имеет большой лексический запас,
обладает культурой речи.
Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС к
уровню освоения учебной программы должны соответствовать основным
принципам: открытость системы требований для всех учащихся; предъявление
образцов деятельности; разделение между базовым и повышенными уровнями
требований; посильность базового уровня; обязательность его освоения всеми
учащимися; добровольность в освоении повышенных уровней требований;
накопительная система оценивания. Так как технология дифференциации
обучения представляет собой совокупность приемов организации школьного
процесса, средств и методов дифференцированного обучения, то на всех этапах
урока применяется метод свободного выбора разноуровневых заданий. Выбор
программы изучения предмета предоставляется самому школьнику. Но при этом
главная задача учителя заключается в том, чтобы определить конкретное место
индивидуальной работы ученика в изучаемой теме, по возможности наиболее
верно подобрать форму проведения такой работы и ее тип в зависимости от
характера мыслительной деятельности учащихся и поставленной дидактической
цели. Таким образом, обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний
и одновременно открывается простор для развития творческой
индивидуальности каждого ученика в изучении английского языка.
Используемая технология дифференцированного обучения обеспечивает
учащихся определенными методами овладения знаниями, умениями и навыками
(от репродуктивного к творческому ), а также развивает самостоятельность и
ответственность детей в учении (от зависимых к автономным), дает
возможность самореализации в учебной деятельности. При выполнении таких
заданий наблюдается все большее проявление творчества учащихся, снижение
руководящей роли учителя, стремление к тому, чтобы школьник учился сам, а
учитель создавал мотивационное управление его учением. Технология
дифференцированного подхода охватывает весь учебный процесс и носит
адаптационный характер обучения к различным особенностям учащихся
(индивидуально-психологическим, возрастным, по уровню умственного
развития). Кроме того, можно провести прямую зависимость между
репродуктивным уровнем и зависимым стилем обучения, продуктивным и
неопределенным, творческим и автономным.
Взаимосвязь видов учебной деятельности и уровня усвоения знаний
Программа
Вид учебной
деятельности
Уровень усвоения знаний
«С»
«автономный»
творческий
«Б»
«неопределенный»
продуктивный
«А»
«зависимый»
репродуктивный
Основные позициями, которые способствуют развитию автономности ученика
являются: оптимальная ориентированность обучающихся в учебном процессе
через эксплицитное целеполагание в учебнике или пояснения учителя, знание
обязательного минимума; сознательное принятие на себя ответственности за
свое обучение со стороны учащихся через принятие целей обучения,
возможность выбора заданий, текстов, видов деятельности, через самоконтроль
и самооценку; рефлексия собственного учения и оптимизация своих учебных
действий через определение основной репрезентативной системы и ведущих
каналов восприятия информации, поиск и апробирование различных техник
обучения, через обсуждение процесса обучения с учителем и его оценки;
рефлексия чужих и своих культурных норм, ценностей, и коммуникативного
поведения. Дифференциация обучения предполагает такую организацию
учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать
полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством
образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем, иметь ясное
представление о том минимально обязательном наборе требований к их
знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной
и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту
окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы. Кроме того,
в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся. Таким образом, происходит развитие
личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, которые в
дальнейшем он может перенести на реальную жизнь. Личностный подход в
обучении обеспечивает способность учащегося к САМОразвитию и
САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. Умение учиться и развиваться, переход от
самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию
способности проектирования собственной учебной деятельности и построению
жизненных планов во временной перспективе и есть цель современного
образования.