Напоминание

"Знакомство с дымковской игрушкой"


Автор: Яковенко Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №57 "Белочка"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Знакомство с дымковской игрушкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Народному искусству придаётся огромное воспитательное значение. Дымковская

игрушка помогает разносторонне воздействовать на развитие характера ребёнка, ума и

чувств. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской.

Народная игрушка несёт ребёнку и эстетическое развитие. Красота росписи и

выразительность формы вызывают чувство радости, удивления и восхищения, учат

замечать прекрасное в окружающей жизни.

Для знакомства детей с дымковской игрушкой, педагог должен изучить историю

дымковского промысла, – как и откуда он возник.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных

промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ г. Вятка (ныне на территории г.

Кирова).

Это один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле

более четырёхсот лет.

Возникновение дымковской игрушки связывают с весенним праздником. В городе

Вятке раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался

«свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял- с музыкой, с

качелями и каруселями, с плясками и песнями, с непрерывным заливистым свистом.

Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и

игрушки.

Дымковская слобода находилась за широкой рекой от города. Там и лепили мастеровые

люди из глины свистульки и игрушки: барынь, нянь и индюков, похожих на жар-птиц,

коней трёхголовых и двухголовых. Красили их разными яркими цветами. После

праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стёклами, они украшали дома. За

окнами снег, сугробы, а в окнах, сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду , ярко

светятся, улыбаются удивительные игрушки. Позднее, когда праздник потерял своё

значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

История возникновения дымковской игрушки подтверждает, что она не случайное явление,

а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

ПРОМЫСЕЛ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного

мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и

творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых

изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно

перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные

детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий

материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной

поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при

температуре 700—900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя

(прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки

расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо

кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что

придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой

гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской

игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по

разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в

различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального

золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки, молодые люди, скоморохи, барыни.

Являясь национальной по содержанию, дымковская игрушка понятна и доступна для

восприятия каждому ребёнку, так как содержит в себе те образы птиц и животных которые

окружают его и хорошо известны с первых лет жизни, такие как - петушки, курочки,

барашки, козлики, лошадки, собачки.



В раздел образования