Напоминание

Что понимается под "индивидуальной образовательной траекторией"


Автор: Кондратьев Сергей Иосифович
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: БПОУ "Омский областной колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Что понимается под "индивидуальной образовательной траекторией"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Что понимается под «индивидуальной образовательной

траекторией»

Преподаватель высшей квалификационной категории

БПОУ "Омский областной колледж

культуры и искусства С.И. Кондратьев

Понятие

«индивидуальная

образовательная

траектория»

-

сложное

общее

понятие, пришедшее в педагогику из физики. Использование в педагогическом контексте

физического

термина

имеет

специфический

и

уточненный

смысл,

а

также

образный

характер, однако не теряет сущностного деятельностного начала. Именно идея движения и

его следа может являться «неким интеллектуальным замыслом» (Э. Кассирер) понятия

образовательной

траектории.

Определение

«индивидуальный»

мы,

ссылаясь

на

Н.В.Рыбалкину,

связываем

с

«беспрецедентностью

программности»,

которая

всегда

связана с «конкретным инноватором» собственной активной творческой образовательной

деятельности ученика. В связи с нашей темой необходимо особо выделить современные

аспекты

обширного

понятия

«образование»,

а

именно:

образование

должно

способствовать

целенаправленному прояснению в каждом человеке его Человеческого

Образа; образование обеспечивает способность человека к самореализации; образование -

индивидуальный

труд,

который

при

соответствующем

направлении

и

организации

становится для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению

разносторонних дарований. Добавим, что нам близко определение понятия «образование»

в аспекте представления человека и его потенциала как «семени неизвестного растения», а

именно: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его

образовывания»

1

, - в котором существенными признаками являются «процессуальность,

продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса», тогда как бывшая

традиционно основной внешняя составляющая начинает носить «характер среды, а также

технологических рамок».

ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов

образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют

по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного

определения.

Нами

особо

выделяется

связь деятельностного направления

процесса

формирования

ИОТ

с

новыми

информационными

технологиями,

которая

видится

в

использовании компьютера для построения открытой системы образования. Компьютер

предоставляет огромные возможности для создания новой индивидуальной технологии

обучения,

наиболее

продуктивным

и

более

индивидуальным

принципом

построения

которой является самоуправление обучением, предоставляемое самому учащемуся.

• Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств,

характеристик,

способностей,

которая

природосообразно

и

избирательно

осваивает

и

«приращивает» культурные нормы (знания) и раскрывает себя.

• Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя, связанного с

осмыслением

деятельности,

самопознанием,

ценностными

ориентациями

и

самоуправлением.

Ориентиры

-

определение

в

диагностике

конкретных

личностных

качеств

учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности.

Программа

-

инновационная

(творческая)

сущность

индивидуальной

образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл,

цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования,

система контроля и оценки результатов.

Портфолио

-

сумма

«образовательных

продуктов»

ученика,

создание

которых

возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей.

Рефлексивное

осмысление

-

становление

«индивидуальной

образовательной

истории»

как

сумма

значимых

«внутренних

приращений»,

необходимых

для

целеполагания

как

импульса

для

непрерывного

образовательного

движения

через

личностную рефлексию.

• Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс.

Индивидуальная

образовательная

траектория

-

это

персональный

путь

творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании,

смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого

осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых

и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Понимая под условиями «то, что делает

возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою

что-нибудь другое», можно сформулировать: «тогда и только тогда» будет организована

ИОТ ученика»… или «в том и только в том случае» произойдет проектирование и

реализация

ИОТ

ученика.

Одним

из

факторов,

существенным

для

реализации

образовательного

движения

в

том

его

смысле,

который

предполагает

«реализацию

личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в

процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.

«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач

обучения на определенных его этапах». Являясь предельно понятным, это определение,

тем не менее, вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение

субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим

учеником в мотивации его учения.

Одним из главных принципов менеджмента качества в любой сфере можно считать

постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как

получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес.

Уделяя массу внимания и прилагая массу усилий актуальным вопросам модернизации

образования,

таким

как

профильное

обучение,

развитие

познавательного

интереса,

интернетизации школ, многие учебные заведения занимаются «соответствием» курсу,

упуская из виду это постоянство цели. Индивидуализация с использованием технологии

индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), на наш взгляд, не просто учитывает

каждого

отдельного

ученика,

она

реально

предоставляет

право

ученического

целеполагания, разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного

выбора – и познавательную радость.

Для

осуществления

целеполагания

субъектам

обучения

нужно

понимать,

какие

элементы

образовательной

парадигмы

являются

необходимыми

для

«запуска»

ИОТ.

Остановимся на элементах, имеющих отношение к двум субъектам - учителю и ученику:

Ценности

учение для самореализации человека в жизни, для проявления и развития своих

личностных качеств, для осуществления индивидуального человеческого предназначения

Мотивы

заинтересованность

обучающихся

в

учении,

удовольствие

от

достижения

образовательных результатов;

заинтересованность

педагога

в

развитии

обучающихся,

удовольствие

от

общения с ними

Нормы

обучающиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

авторитет педагога создается за счет его личностных качеств и саморазвития

профессиональных и личностных компетенций

Цели

направленность

учения

на

овладение

основами

человеческой

культуры

и

ключевыми

компетенциями:

ценностно-смысловыми,

информационными,

познавательными, коммуникативными и т. д.;

осознание учителем права ученика на личные образовательные цели

Позиции участников учебного процесса

педагог создает условия для самостоятельного учения;

педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

демократический;

динамичные формы организации учебного процесса;

акцент на самостоятельную работу обучающихся

Средства

учебная

книга

дополняется

мощнейшими

ресурсами

информационно-

телекоммуникационных систем и СМИ

Контроль и оценка

смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся, рефлексия учителя

и ученика как средство переопределения целей

ИОТ на деле

Начиная с 5-го класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной

деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», особенно в 7-

ом классе. Активность на уроках падает. Именно в этом возрастном периоде и нужно

искать резервы для улучшения учебной деятельности учащихся по сравнению с другими

интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является скудный

арсенал

используемых

стимулов

во

время

урока,

формирующих

мотивацию

успеха.

Диапазон стимулов колеблется от 2 до 6. В основном это:

-

Оценка, словесная похвала;

-

Запись благодарности в дневник;

-

Групповая работа;

-

Назначение консультантом;

-

Выставка лучших работ.

На самом деле их гораздо больше. Они подразделяются на три группы:

Стимулы первого порядка – это « Поощрение деятельности учащихся». В них

входят:

оценка;

яркая,

образная

эмоциональная

речь

учителя;

Словесная

похвала;

перспективы; организация коллективной работы; разноуровневые задания; усложнение

заданий;

сравнение

успехов

ученика

с

его

прежними

результатами;

анализ

учебных

результатов учащегося учителем; положительный пример – всего- 10.

Стимулы второго порядка – это «Создание условий, при которых дети работают с

наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением». В них входят: занимательная

ситуация; дозированное домашнее задание; познавательная игра; использование элементов

соревнования; концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося; креативная

минутка; оценка достижения ученика на родительском собрании; чтение лучшей работы

ученика; проблемно – поисковая ситуация; опора на анализ жизненных ситуаций – всего

10.

Стимулы третьего порядка – это «Своевременная оценка деятельности учащегося».

В

них

входят:

контролируемое

доверие;

задания

практического

характера;

юмористическая

минутка;

запись

благодарности

в

дневник;

взаимоконтроль;

учебная

дискуссия; выставка лучших работ по итогам урока; рейтинг по результатам учебной

деятельности в классе и по параллели; решение задач и проблем профориентационной

направленности; рецензия товарища на результат учащегося – всего 10. Итого их 30. Все

они благотворно влияют на учебный процесс, оказывают положительное воспитательное

воздействие.

Воспитание и обучение – процессы, неотделимые друг от друга. Как учить ребенка,

если ты его не знаешь и не понимаешь? А чтобы понять, надо создать условия, чтобы

ребенок проявился как личность, раскрылся. И тут, конечно, очень многое зависит от

учителей.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения

является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством

ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать

формированию учащихся. Наша обязанность – развивать их способности не только к

репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать у них радость мышления.

Продуктивное

мышление

более

высокая,

более

совершенная

форма,

чем

репродуктивная. Мы занимаемся, в основном натаскиванием детей, и мало

развиваем

творческое мышление. А творческое мышление, как правило, не возникает само по себе,

его необходимо побуждать, способствовать его развитию, оно должно быть «желаемым».

Часто мы возмущаемся, возможно, ли вообще охватить на каждом уроке каждого

отдельного ученика? Это, несомненно, одна из самых трудных задач, стоящих перед

учителем.

О

ее

практической

разрешимости

свидетельствует

опыт

наших

учителей,

ведущих уроки так, что при общей стратегии сохраняется и индивидуальный подход.

При этом обязательны две предпосылки: соответствующее отношение к ученику,

исходящее из уверенности в способности каждого ребенка к развитию; учитель должен

постараться, как можно глубже изучить каждого ученика, его сильные и слабые стороны,

его проблемы, склонности и интересы. Особенно трудно это для учителей, имеющих по

своему предмету один или два часа в неделю; они должны уметь хорошо вживаться в мир

ребенка.

Имеются различные возможности того, каким образом находить подход к

каждому ученику по возможности на каждом уроке.

1)

На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если позаботиться о

достаточной мотивации каждым учеником своей учебной работы.

2)

На каждом уроке можно опросить каждого ученика, если вовлекать каждого

ученика в процесс урока. Это, прежде всего, вопрос очередного опроса. Исследования

показали, что самых сильных на уроке опрашивают 10—12 раз, со слабыми почти не

работают.

С

вопросом

«спросят

-

не

спросят»

тесно

связана

проблема

времени

индивидуального говорения отдельных учеников, и здесь, конечно, различия не в пользу и

без того заторможенных учеников. Вот здесь можно использовать работу в парах

3)

При самостоятельной работе руководить работой учащихся, а не сидеть и

ждать, когда ученики наделают кучу ошибок, как это можно видеть на некоторых урока у

наших учителей. Здесь можно попытаться

вступить с каждым

в непосредственный

контакт. Для этого у учителя есть большой набор «маленьких возможностей»: намеки,

указания,

вопросы,

подтверждения,

сообщение

шепотом

об

ошибке,

вопросительный

взгляд, дружеское слово, подбадривающий кивок и т. д.

Не всегда удается использовать всю эту шкалу возможностей. Опытные учителя

пользуются как словом, взглядом, так и мимикой, т.к. хорошо знают, что коммуникативный

контакт возможен в самых различных формах: жестикуляция и мимика – чрезвычайно

действенные

средства педагога. Но и учитель многое может прочесть по мимике

ученика. Например, ясна ли ему проблема, не затормозилось ли решение задачи, понял ли

он объяснение и т. д.

Для застенчивых учеников важно осторожное, дружеское, ободряющее обращение,

слово похвалы или признания. Их особенно легко оттолкнуть, для чего бывает иногда

достаточно одного неделикатного слова или грубого жеста учителя.

3) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если выработать систему

поощрений,

способствующую

развитию

личности.

Опытные

учителя

сознательно

стараются создать ситуацию успеха

для каждого ученика, хотя это не всегда легко

сделать. Так, подобрать задание, чтобы все получили положительный результат, а при этом

еще, чтобы и сильные ученики работали с напряжением,- для учителя задача трудная,

требующая большого понимания мира ученика и творческого подхода. Каждый предмет

представляет в этой связи различные возможности.

Главное, при оценке знаний, доброжелательно

и справедливо прокомментировать

отметку. Хочет этого учитель или нет, но, давая оценку ученику, он всегда действует

индивидуально по отношению к нему. Эта оценка, если она воспринимается учеником

как

справедливая

и

соответствующая

его

знаниям,

может

в

значительной

степени

способствовать развитию личности, в частности, увеличивать его готовность к учебе,

радость

от

проделанной

работы.

Если

же

она

воспринимается

как

жесткая,

несправедливая,

необдуманная,

то

оказывает

негативное

влияние

на

развитие

конкретного ученика, на отношение к учителю и к предмету.

4)

На

каждом

уроке

можно

охватить

каждого

ученика,

если

каждого

ребенка

осторожно

подводить

к

пониманию

его

собственных

трудностей

(невнимательность,

незнание предыдущих тем и т. д.), если приободрить его, заставить работать над собой,

давать ему индивидуальные задания, направленные на преодоление этих трудностей.

Любой педагогический прием не дает результатов, если ребенок не станет работать над

собой. Чтобы дети, которым особенно трудно дается учение, не падали духом, нужно

замечать и ободрять их самые маленькие успехи в такой работе.

5)

Можно на каждом уроке охватить каждого ребенка, если работа всех учеников

будет стимулироваться дидактическими средствами, согласно которым компенсирующее

воздействие достигается за счет смены методов обучения, вариации в организационной

структуре класса, путем применения средств обучения различной направленности и т.д.

При этом нельзя забывать, что ученик может принадлежать к типу людей

со

«

зрительной»,

«слуховой»

и

«моторной»

памятью,

что

одному

ученику

легче

сконцентрировать свое внимание на требованиях урока, другому труднее, что ученик

может иметь богатый или бедный запас представлений и понятий. Живому, подвижному

ученику развивающее обсуждение, дискуссия

раскрывают большие возможности для

наиболее полного развития, тогда как другие ученики, наоборот, не могут «подстроиться»,

т. к. им нужна самостоятельная работа над проблемой или индивидуальное, обращенное к

ним слово учителя. У одного ученика, например, слуховое восприятие математической

формулировки, данной учителем, может привести к формированию понятия, зрительной

опоры, третьему нужны

примеры или зрительный образ для понимания содержания

понятия в виде графического изображения или модели, четвертый начинает понимать,

только самостоятельно используя

новое понятие при решении задач. Поэтому нужно

разнообразить

методические приемы, четко продумывать применение дидактических

средств, чтобы по возможности на каждом уроке все ученики чувствовали себя его

участниками,

чтобы

каждый

ученик

как

личность

привлекался

к

сознательной

и

достаточно самостоятельной работе над материалом.

6)

На каждом уроке можно найти подход к каждому ученику, если учитель способен

воспринимать заботы своих учеников. Ученики старших классов откровенно говорят, что

многие учителя не понимают их, ведь не каждый день можно быть в хорошей форме, что

иногда кто-то не сразу все понимает и усваивает и т.д. Если, например, ученик несколько

раз

не

выполнил

домашнее

задание,

не

спешите

наказывать

его,

разберитесь

в

его

домашних условиях: у нас большое количество детей живут в семьях алкоголиков, и детям

не то,

что уроки, жить там невыносимо.

Конечно, понимание проблем учащихся не

означает непоследовательности в своих требованиях, а является предпосылкой

для

последовательного

и

упорного

воплощения

разумных,

реальных

требований

ко

всем

учащимся.

7)

На любом уроке можно охватить каждого ученика, если включать иногда в единый

по своей сути ход урока временную его дифференциацию. Например, по мере выполнения

общей

работы,

учителя

дают

дополнительную

работу

группе

детей,

выполнивших

основное

задание.

С

остальными

продолжает

решение

прежнего.

В

конце

урока

объединяются обе группы, и делается обобщение всем классом

Особенно хорошие результаты дает дифференцированная постановка заданий. Она

дает возможность в ходе единого по своей сути урока проводить дополнительную работу

со способными учениками, не допуская отставания остальных. Дифференциация заданий

позволяет, прежде всего, учитывать различия в степени усвоения материала. Временная

дифференциация хода урока и индивидуальный подход к учащимся достигается также

путем применения специальных форм совместной работы, например, с партнером или в

группе. По многим предметам учителя используют тетради с печатной основой. Они очень

эффективны в целях экономии времени урока

Для развития творческого мышления

учеников, в том числе и отстающих, необходимо регулярно ставить их перед трудными

мыслительными задачами. Здесь не должно быть никаких скидок. Конечно, требования

должны

учитывать

«

барьер

обучаемости»

ученика.

Требования

следует

повышать

постепенно по траектории, и ребенок должен развиваться, начиная с первого класса от

простого к более сложному. Но творческое обучение не развивается само по себе, оно

предполагает

действия

на

основе

прочных

знаний

и

умений,

начиная

зачастую

с

повторения чужих мыслей, постоянно включает в себя репродуктивные моменты. Большое

влияние на развитие творческого мышления оказывает сообщение методов и техники

мыслительной

деятельности,

связанное

с

показом

творческого

поиска

и

осознанием

эвристических элементов в процессе получения знаний. При подготовке к олимпиадам

необходимо,

еще

раз

повторяю,

необходимо

не

просто

дать

задание,

а

показать

нестандартность их решения, их вариативность, и тем самым, развивать многомерность

мышления одаренных учеников. Не менее яркое выражение атрибуты творческой учебы

находят

в

исследовательских

поручениях

учащимся,

когда

им

дается

важное,

но

выполнимое задание, когда предмет исследования действительно интересен для учеников.

Вы знаете, что каждый урок должен одновременно и обучать, и воспитывать. Все, что

происходит в процессе обучения, также и воспитывает. На уроке главное воспитать

ответственное отношение к учебному труду, начиная с 1-го класса. Трудно работать в

классе, в котором царят лень и безразличие.

В чем же заключается подлинная рабочая атмосфера урока?

1.

Последовательное

требование

соблюдения

однажды

установленного

порядка.

Неразбериха на уроке оказывает плохую услугу ученикам.

2. Хорошая рабочая атмосфера зависит от справедливости преподавателя по отношению к

учащимся.

Обидное

слово

(ты

никогда

не

получишь

отметку

выше

тройки),

скоропалительная

оценка,

недостаточно

продуманная

педагогическая

мера

зачастую

оказывают

отрицательное

воздействие.

Как

быстро

в

результате

этого

может

быть

отравлена атмосфера в классе. Большинство учителей у нас работают без конфликтов. Но

есть такие, к которым дети не хотят идти на урок. Главное, что этот негатив сказывается на

изучении предмета.

3. Следует указать и на проблему педагогического такта. По отношению к ученику

учитель должен всегда выступать как требовательный человек, но ему нельзя никогда

забывать, насколько необходимы ученику его помощь, его понимание, его участливая

поддержка, чтобы успешно справиться с предъявляемыми к нему требованиями.

4.

И,

наконец,

речь

пойдет

обо

всем

стиле

и

тоне

обращения

с

учащимися,

чем

в

значительной степени обеспечивается спокойная и эффективная работа на уроке. Стиль,

который

демонстрирует

сам

учитель,

сильно

влияет

на

учеников,

формирует

их

собственный

тон

общения,

способы,

которыми

«себя

подают

ученики».

Поведение

учителя должно соответствовать общим этическим нормам, присущим обществу. Именно

на этой основе каждый учитель раскрывает свой индивидуальный стиль, выступает по

отношению к учащимся как единственная в своем роде, неповторимая личность.

Хорошая рабочая атмосфера зависит от многого. Решающим, однако, является

личность самого учителя. Он определяет, насколько интенсивно должна вестись работа

на данном уроке. Он предъявляет высокие требования к ученикам, создавая в то же время

непринужденную и радостную обстановку. Он устанавливает норму поведения, учитывая

при

этом

и

интересы

учащихся.

Он,

если

нужно,

тверд,

но,

когда

это

необходимо,

проявляет и мягкость. Богатство его личности, ум и сила его обаяния, его моральная

безупречность в значительной степени определяют то, с каким удовольствием и радостью,

с каким трудолюбием и усердием, с какими идеями и какими инициативами учащиеся

работают

на

каждом

уроке,

все

лучше

познавая

мир

и

самих

себя.

Главный

смысл

деятельности учителя

состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию

успеха.



В раздел образования