Автор: Яшина Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ВФ "Поволжский государственный технологический университет"
Населённый пункт: республика Марий Эл, г. Волжск
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Техническая механика» для СПО
Раздел: среднее профессиональное
УДК 62-2 Яшина Т.И.
преподаватель общетехнических дисциплин,
ВФ ФГБОУ ВО «ПГТУ»
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Техническая механика»
Аннотация.
Рассматривается
организация
самостоятельной
работы
студентов
в
курсе
«Техническая
механика»
для
развития
технического
мышления и творческих способностей с использованием реальных ситуаций.
Создается база для глубокого понимания условий работы деталей машин и их
конструктивных
особенностей.
Имеет
практическую
направленность
и
проводится
в
тесной
взаимосвязи
с
другими
общепрофессиональными
и
специальными дисциплинами.
Ключевые слова: техническая механика, СРС, рейтинговая система оценки
знаний, творческая работа, техническое мышление.
Важнейшей
задачей
профессионального
образования
на
современном
этапе
развития
общества
является
подготовка
специалиста,
способного
самостоятельно
решать
возникающие
в
ходе
его
профессиональной
деятельности
проблемы,
используя
полученные
теоретические
знания
и
практические умения.
В
курс
«Техническая
механика»
входит
изучение
разделов
«Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Детали машин», он
становится
фундаментом
для
профессиональной
подготовки
студентов.
Усвоение методов и приемов теоретической механики вырабатывает навыки
постановки
и
решения
многих
технических
задач
по
сопротивлению
материалов, создает базу для глубокого понимания условий работы деталей
машин и их конструктивных особенностей.
Увеличение
умственной
нагрузки
на
уроках
«Технической
механики»
заставило
задуматься
над
тем,
как
поддержать
у
студентов
интерес
к
изучаемому материалу, на активность при изучении определенного цикла тем.
Основная
задача
преподавателя
технической
механики
–
основного
общетехнического
предмета,
который
является
базой
всех
специальных
предметов, - состоит в том, чтобы вызвать у студентов стойкий интерес к
предмету,
объясняющему
многие
явления
реальной
жизни
и
практической
деятельности, с которыми студент уже сталкивался.
По ФГОС третьего поколения 30% общего количества часов отводится на
СРС. Все виды деятельности учитываются в итоговой оценке.
Преподавание
дисциплины
имеет
практическую
направленность
и
проводится
в
тесной
взаимосвязи
с
другими
общепрофессиональными
и
специальными дисциплинами.
Курс предмета разноплановый и представляет определенную трудность,
так
как
отличается
от
привычных
для
студентов
общеобразовательных
дисциплин.
Обязательными
самостоятельными
работами,
включенными
в
программу
курса,
являются
практические
и
творческие
работы;
изучение
предмета для специальности 15.01.02. «Монтаж и техническая эксплуатация
оборудования по отраслям» заканчивается выполнением курсового проекта.
Кроме того, на четвертом курсе студенты выполняют в качестве аттестационной
работы дипломный проект, в котором производятся технические расчеты.
Для
проверки
навыков
самостоятельной
работы
одну
из
первых
тем
(«Проекция силы на ось») студентам предлагается изучать самостоятельно в
виде домашнего задания. Предложенная тема выбрана не случайно, она не
является абсолютно новой для студентов, так как рассматривается в курсе
школьной
программы
по
геометрии,
что
способствует
углублению
ранее
приобретенных знаний. Для конкретизации работы предлагается определенная
задача,
которую
необходимо
решить.
Проверка
результатов
этой
работы
осуществляется с помощью тестирования.
При
решении
задач
системы
сходящихся
сил
геометрическим
и
аналитическим
методами
у
некоторых
студентов
возникают
проблемы
с
построением силовых многоугольников и составлением уравнений равновесия.
Чтобы справиться с этой проблемой приходится много работать и объяснять,
давать индивидуальные задания и предлагать обучающимся самим составлять и
решать ряд задач.
На
протяжении
изучения
дисциплины
студентами
выполняется
8
различных работ, что способствует закреплению знаний, умений и навыков. Это
творческий и дифференцированный процесс.
Задания для СРС даются не от случая к случаю, а в четко продуманной
системе,
что
позволяет
неуверенным
студентам
повысить
уровень
своих
возможностей.
Наиболее
целесообразным
является
использование
комбинированного
урока, включающего опрос, контроль выполнения домашнего задания, изучение
нового
материала
с
закреплением
его
в
виде
решения
задач
и
тестов,
с
использованием
большого
количества
примеров,
наблюдаемых
в
быту
и
технике.
Так,
например,
по
теме
«Центр
тяжести»
студенты
выполняют
творческую работу, составляя задачу из предметов, находящихся вокруг нас.
При этом формулы и методы расчета становятся логическим продолжением, а
не чем-то непонятным и пугающим, как кажется сначала. Возникает интерес, а
следовательно, и желание узнать больше и самостоятельно произвести анализ и
расчет.
Задание
каждый
студент
выбирает
самостоятельно.
Чтобы
решить
задачу он должен ее проанализировать и оценить полученный результат, это
развивает
критическое
мышление
и
умение
делать
выводы.
Он
учится
творчески применять полученные знания, рассматривая проблемы и способы их
возможных
решений.
Студенты
защищают
свои
работы
краткими
выступлениями перед аудиторией, а экспертная группа оценивает и проверяет
задачу.
Одной из эффективных форм контроля самостоятельной работы принято
считать
применение
рейтинговой
системы
оценки
знаний,
так
как
ее
использование повышает количество отличных и хороших оценок и снижает
количество неудовлетворительных. Указанная система повышает активность
системного
подхода
к
изложению
курса
и
улучшает
количество
знаний
студентов.
Большой объем самостоятельной работы обучаемых в процессе изучения
дисциплины
вызывает
необходимость
разработки
преподавателем
четких
критерий
оценки
качества
и
контроля
усвоения
необходимого
минимума
знаний.
Самостоятельная работа студентов – это важная составная часть учебного
и воспитательного процесса. Она повышает интерес студентов к предмету,
развивает
их
мышление
и
творческие
способности,
прививает
навыки
самостоятельной работы. Однако результаты СРС будут успешны только при ее
правильной
организации.
Планируя
самостоятельную
работу
студентов,
необходимо четко продумать систему заданий, формы работы со студентами и
организовать контроль над их выполнением.
Новый
материал,
излагаемый
на
занятиях,
студенты
кратко
конспектируют, а в качестве домашнего задания они должны нарисовать себе
шпаргалку.
Такая
форма
работы
применяется
к
разделам
«Кинематика»
и
«Динамика».
Это
один
из
начальных
уровней
самостоятельной
работы.
Конспектирование
активизирует
различные
виды
восприятия
информации.
Кроме того, студент привыкает к систематической работе, учится обобщать
информацию и использовать конспекты для работы.
Применяется ведение рабочих тетрадей, где осуществляется закрепление
знаний практическими задачами и контрольными вопросами.
Развитию навыков самостоятельной работы студентов способствует м
деловая
игра,
связанная
с
решением
различных
проблем
в
стандартных
и
нестандартных ситуациях.
Итак,
самостоятельная
работа
–
это
планируемая
работа
студентов,
выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но
без его непосредственного участия.
Самостоятельная
работа
студентов
–
это
важнейшая
форма
самовыражения
личности,
проявления
ее
индивидуальных
возможностей
и
черт, она является фактором дальнейшего развития и прогресса студентов,
стимулирует
мыслительные
процессы,
повышает
их
интеллектуальные
возможности,
мобилизует
творческие
силы
на
поиск
и
решение
задач,
положительно влияет на качество знаний, их глубину и широту; вызывает
стремление к самообразованию; служит показателем развития многих важных
качеств
личности
студента
–
его
целеустремленности,
сознательности,
трудолюбия.
Применяемая методика организации самостоятельной работы студентов
развивает
техническое
мышление.
Закрепляет
и
углубляет
теоретические
знания, развивает навыки работы со справочной и технической литературой,
приводит к более осознанному пониманию взаимосвязи изучаемых технических
дисциплин.
Литература