Напоминание

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Техническая механика» для СПО


Автор: Яшина Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ВФ "Поволжский государственный технологический университет"
Населённый пункт: республика Марий Эл, г. Волжск
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Техническая механика» для СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УДК 62-2 Яшина Т.И.

преподаватель общетехнических дисциплин,

ВФ ФГБОУ ВО «ПГТУ»

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Техническая механика»

Аннотация.

Рассматривается

организация

самостоятельной

работы

студентов

в

курсе

«Техническая

механика»

для

развития

технического

мышления и творческих способностей с использованием реальных ситуаций.

Создается база для глубокого понимания условий работы деталей машин и их

конструктивных

особенностей.

Имеет

практическую

направленность

и

проводится

в

тесной

взаимосвязи

с

другими

общепрофессиональными

и

специальными дисциплинами.

Ключевые слова: техническая механика, СРС, рейтинговая система оценки

знаний, творческая работа, техническое мышление.

Важнейшей

задачей

профессионального

образования

на

современном

этапе

развития

общества

является

подготовка

специалиста,

способного

самостоятельно

решать

возникающие

в

ходе

его

профессиональной

деятельности

проблемы,

используя

полученные

теоретические

знания

и

практические умения.

В

курс

«Техническая

механика»

входит

изучение

разделов

«Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Детали машин», он

становится

фундаментом

для

профессиональной

подготовки

студентов.

Усвоение методов и приемов теоретической механики вырабатывает навыки

постановки

и

решения

многих

технических

задач

по

сопротивлению

материалов, создает базу для глубокого понимания условий работы деталей

машин и их конструктивных особенностей.

Увеличение

умственной

нагрузки

на

уроках

«Технической

механики»

заставило

задуматься

над

тем,

как

поддержать

у

студентов

интерес

к

изучаемому материалу, на активность при изучении определенного цикла тем.

Основная

задача

преподавателя

технической

механики

основного

общетехнического

предмета,

который

является

базой

всех

специальных

предметов, - состоит в том, чтобы вызвать у студентов стойкий интерес к

предмету,

объясняющему

многие

явления

реальной

жизни

и

практической

деятельности, с которыми студент уже сталкивался.

По ФГОС третьего поколения 30% общего количества часов отводится на

СРС. Все виды деятельности учитываются в итоговой оценке.

Преподавание

дисциплины

имеет

практическую

направленность

и

проводится

в

тесной

взаимосвязи

с

другими

общепрофессиональными

и

специальными дисциплинами.

Курс предмета разноплановый и представляет определенную трудность,

так

как

отличается

от

привычных

для

студентов

общеобразовательных

дисциплин.

Обязательными

самостоятельными

работами,

включенными

в

программу

курса,

являются

практические

и

творческие

работы;

изучение

предмета для специальности 15.01.02. «Монтаж и техническая эксплуатация

оборудования по отраслям» заканчивается выполнением курсового проекта.

Кроме того, на четвертом курсе студенты выполняют в качестве аттестационной

работы дипломный проект, в котором производятся технические расчеты.

Для

проверки

навыков

самостоятельной

работы

одну

из

первых

тем

(«Проекция силы на ось») студентам предлагается изучать самостоятельно в

виде домашнего задания. Предложенная тема выбрана не случайно, она не

является абсолютно новой для студентов, так как рассматривается в курсе

школьной

программы

по

геометрии,

что

способствует

углублению

ранее

приобретенных знаний. Для конкретизации работы предлагается определенная

задача,

которую

необходимо

решить.

Проверка

результатов

этой

работы

осуществляется с помощью тестирования.

При

решении

задач

системы

сходящихся

сил

геометрическим

и

аналитическим

методами

у

некоторых

студентов

возникают

проблемы

с

построением силовых многоугольников и составлением уравнений равновесия.

Чтобы справиться с этой проблемой приходится много работать и объяснять,

давать индивидуальные задания и предлагать обучающимся самим составлять и

решать ряд задач.

На

протяжении

изучения

дисциплины

студентами

выполняется

8

различных работ, что способствует закреплению знаний, умений и навыков. Это

творческий и дифференцированный процесс.

Задания для СРС даются не от случая к случаю, а в четко продуманной

системе,

что

позволяет

неуверенным

студентам

повысить

уровень

своих

возможностей.

Наиболее

целесообразным

является

использование

комбинированного

урока, включающего опрос, контроль выполнения домашнего задания, изучение

нового

материала

с

закреплением

его

в

виде

решения

задач

и

тестов,

с

использованием

большого

количества

примеров,

наблюдаемых

в

быту

и

технике.

Так,

например,

по

теме

«Центр

тяжести»

студенты

выполняют

творческую работу, составляя задачу из предметов, находящихся вокруг нас.

При этом формулы и методы расчета становятся логическим продолжением, а

не чем-то непонятным и пугающим, как кажется сначала. Возникает интерес, а

следовательно, и желание узнать больше и самостоятельно произвести анализ и

расчет.

Задание

каждый

студент

выбирает

самостоятельно.

Чтобы

решить

задачу он должен ее проанализировать и оценить полученный результат, это

развивает

критическое

мышление

и

умение

делать

выводы.

Он

учится

творчески применять полученные знания, рассматривая проблемы и способы их

возможных

решений.

Студенты

защищают

свои

работы

краткими

выступлениями перед аудиторией, а экспертная группа оценивает и проверяет

задачу.

Одной из эффективных форм контроля самостоятельной работы принято

считать

применение

рейтинговой

системы

оценки

знаний,

так

как

ее

использование повышает количество отличных и хороших оценок и снижает

количество неудовлетворительных. Указанная система повышает активность

системного

подхода

к

изложению

курса

и

улучшает

количество

знаний

студентов.

Большой объем самостоятельной работы обучаемых в процессе изучения

дисциплины

вызывает

необходимость

разработки

преподавателем

четких

критерий

оценки

качества

и

контроля

усвоения

необходимого

минимума

знаний.

Самостоятельная работа студентов – это важная составная часть учебного

и воспитательного процесса. Она повышает интерес студентов к предмету,

развивает

их

мышление

и

творческие

способности,

прививает

навыки

самостоятельной работы. Однако результаты СРС будут успешны только при ее

правильной

организации.

Планируя

самостоятельную

работу

студентов,

необходимо четко продумать систему заданий, формы работы со студентами и

организовать контроль над их выполнением.

Новый

материал,

излагаемый

на

занятиях,

студенты

кратко

конспектируют, а в качестве домашнего задания они должны нарисовать себе

шпаргалку.

Такая

форма

работы

применяется

к

разделам

«Кинематика»

и

«Динамика».

Это

один

из

начальных

уровней

самостоятельной

работы.

Конспектирование

активизирует

различные

виды

восприятия

информации.

Кроме того, студент привыкает к систематической работе, учится обобщать

информацию и использовать конспекты для работы.

Применяется ведение рабочих тетрадей, где осуществляется закрепление

знаний практическими задачами и контрольными вопросами.

Развитию навыков самостоятельной работы студентов способствует м

деловая

игра,

связанная

с

решением

различных

проблем

в

стандартных

и

нестандартных ситуациях.

Итак,

самостоятельная

работа

это

планируемая

работа

студентов,

выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но

без его непосредственного участия.

Самостоятельная

работа

студентов

это

важнейшая

форма

самовыражения

личности,

проявления

ее

индивидуальных

возможностей

и

черт, она является фактором дальнейшего развития и прогресса студентов,

стимулирует

мыслительные

процессы,

повышает

их

интеллектуальные

возможности,

мобилизует

творческие

силы

на

поиск

и

решение

задач,

положительно влияет на качество знаний, их глубину и широту; вызывает

стремление к самообразованию; служит показателем развития многих важных

качеств

личности

студента

его

целеустремленности,

сознательности,

трудолюбия.

Применяемая методика организации самостоятельной работы студентов

развивает

техническое

мышление.

Закрепляет

и

углубляет

теоретические

знания, развивает навыки работы со справочной и технической литературой,

приводит к более осознанному пониманию взаимосвязи изучаемых технических

дисциплин.

Литература



В раздел образования