Напоминание

Приём вычислений вида 60-24


Автор: Остапчук Светлана Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Старогорносталевская СОШ
Населённый пункт: село Старогорносталево Здвинского района Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка урока математики во 2 классе
Тема: Приём вычислений вида 60-24
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока математики во 2 классе

УМК «Школа России»

Предмет: математика

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: «Приём вычислений вида 60-24»

Цель: создание условий для знакомства и усвоения обучающимися приёма вычитания

вида 60-24

Задачи: познакомить с приёмом вычитания вида 60-24; развивать умение выполнять

вычисления

в

пределах

100;

совершенствовать

умение

решать

текстовые

задачи

и

уравнения,

развивать

внимание

и

логическое

мышление;

умение

работать

в

группе;

контролировать и оценивать свою работу

Предметные результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 60-24; закрепят

устные

вычисления

изученных

видов

в

пределах

100;

умеют

читать

и

сравнивать

выражения, используя математическую терминологию; смогут моделировать с помощью

схематических рисунков текстовые задачи; решать задачи изученных видов

Метапредметные результаты: умеют выполнять задания творческого и поискового

характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат; работать в группе,

слушать товарищей, договариваться;

формулировать вопрос (затруднение), с которым

столкнулись, оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свою точку зрения

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём: проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью

выполнить задание

Метод поиска решения учебной проблемы: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез

диалог

Этапы урока

Деятельность учителя (У)

Деятельность детей (Д )

1.Актуализация знаний

Логическая разминка

- Решите задачи.

1. Шаг обезьянки 25 см, шаг попугая на 20 см короче, а слонёнка - на 30 см длиннее, чем

обезьянки. На сколько сантиметров шаг попугая короче шага слонёнка? (на 50 см)

2. Гусь тяжелее утки на 2 кг, но легче щенка на 3 кг. На сколько кг утка легче щенка? (на 5 кг)

3.От Кощея до Бабы-яги ведут 3 дороги, а от Бабы-яги до Кикиморы – 2 дороги. Сколько

существует способов, которыми можно пройти от Кощея до Кикиморы, заходя к Бабе-яге? (5)

Игра «Счётная машинка»

43

- 20

+ 7

+ 8

+ 30

- 5

- 6

?

2.Создание проблемной ситуации

У: (Задание на известный материал)

Найдите значения выражений 40- 6, 30-5, 70-4, 20-3,

90- 9, 60-7 (Дети легко справляются с заданием)

А теперь вычислите 60-24

Д :

Не можем (Испытывают затруднение)

У: (

Побуждение к осознанию проблемы) В чём у вас затруднение?

Д: Мы ещё не изучали такой приём вычисления.

3.Формулирование проблемы

У:

В чём его отличие от предыдушего приёма?

Д:

Мы умеем из целого двузначного числа вычитать только однозначное число.

(Осознание проблемы)

У: (Побуждение к проблеме)

Значит, какой вычислительный приём будем сегодня разбирать на

уроке?

Д: (Формулируют тему)

Приём вычислений вида 60-24

(Учитель фиксирует тему на доске)

4.Открытие нового знания

У:

Сейчас вы будете работать по группам, находить значение выражения 60-24=? (Дети

разбиваются на группы, начинают работать, фиксируют всё на листах)

У: ( Подходит к группам и побуждает к выдвижению гипотез) Какие есть гипотезы? С чего

начать? Замените число 24 суммой разрядных слагаемых.

Группы, поместите свои листы на доску и прокомментируйте свой способ вычисления.

Д: Представляют две гипотезы: 60-24=60 – 20 + 4= 44 (ошибочная) и

60-24= 60- (20+4)= 60- 20 -4= 40-4=36 (решающая)

У: (Побуждение к проверке) Как проверить, какое вычисление из двух верное? Может, стоит

воспользоваться каким- нибудь прибором для вычисления?

Д: Можно проверить на калькуляторе! ( План проверки) При вычитании на калькуляторе

получилось 36 (Аргумент)

У: Значит, как надо вычислять выражения такого вида?

Д: Формулируют правило. (Открытие нового знания)

У: Откроем учебник и сравним свой вывод (Формулирование нового знания)

5.Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс , поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают на нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром. ( Имитация движения)

6. Первичное применение нового знания

Работа по учебнику стр. 62 № 1 (Устное выполнение с объяснением)

стр.62 №2 ( 1 столбик выполняют коллективно с комментированием и с записью на доске, второй

- самостоятельно. Коллективная проверка. Самооценка)

7.Самостоятельная работа

Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1 уровень: 80- 35 = 50-21 = 70 - 44= 60 -53 =

30 5 20 1 40 4 50 3

2 уровень: 80 – 35 = 50 – 21= 70 – 44 = 60 – 53=

3 уровень: 80- 35= , 50-21= , 70- 44= , 60- 53=

8. Повторение и закрепление

Решение задач

Задача:

На столе в двух тарелках лежат пироги. В первой тарелке пироги с капустой, их 16. Во

второй - пироги с курагой, их 14. За обедом съели 12 пирогов. Сколько пирогов осталось?

У: Прочитайте задачу. О чём говорится в ней?

Д: Говорится о пирогах, которые лежали на двух тарелках. Потом за обедом съели 12 пирогов.

У: Что спрашивается в задаче?

Д: Сколько пирогов осталось?

У: Подумайте, как члены семьи могли брать пироги из тарелок, ведь вкус у каждого человека свой.

Д: Могут брать из первой тарелки, потому что любят пироги с капустой. Могут - из второй

тарелки, так как любят пироги с курагой. А ведь могут брать и те, и другие.

У: Сколько разных вариантов получается?

Д: Три

У: Давайте сделаем схемы ко всем трём вариантам решения

Схемы к этим случаям ( Схемы выполняют коллективно )

? п. - 12

? п.

+

- 12 ? п.

- 12

У: Теперь решим задачу по вариантам: 1 вариант выполнит решение задачи к схеме №1, 2

вариант

к

схеме

№2,

3

вариант

-

к

схеме

№3.(Задачу

решают

по

вариантам

самостоятельно)

1 вариант : 14- 12 +16=28 (пирогов ) осталось

2 вариант: 16-12 +14=28 (пирогов) осталось

3 вариант: 16+14-12=28(пирогов) осталось

У: Проверим решение по вариантам, сделаем записи на доске. Сравните результат. Где

применили изученный вычислительный приём: вычитание двузначного числа из круглого

числа? Объясните

Д: В третьем варианте нужно из 30 вычесть 12.Вычли сначала10, а затем вычли ещё

2.Получили 28

9. Рефлексия

У: С каким новым вычислительным приёмом познакомились? Как вычесть их круглых десятков

двузначное число? Где вам приходилось встречаться с такими случаями в жизни?

(в буфете, магазине)

- Оцените свою работу над материалом урока, поднимите смайлик:

1.Я понял материал и могу вычислять без ошибок (жёлтый )

2. Я понял материал, но пока допускаю ошибки (зелёный)

3. Я материал пока не понял, мне нужна помощь (красный)

10. Домашнее задание: учебник стр. 62 № 3(2) или № 4 (на выбор учащихся)

Всем спасибо за работу на уроке!

Использованная литература: Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога: методы,

формы, средства обучения; М.И.Моро и др. Математика.2 класс.М., «Просвещение», 2017г;

Т.Н.Ситникова ,И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике.2 класс. М. «Вако».2012г

16 п

14 п

16

14 п

14 п

16 п



В раздел образования