Автор: Остапчук Светлана Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Старогорносталевская СОШ
Населённый пункт: село Старогорносталево Здвинского района Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка урока математики во 2 классе
Тема: Приём вычислений вида 60-24
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока математики во 2 классе
УМК «Школа России»
Предмет: математика
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: «Приём вычислений вида 60-24»
Цель: создание условий для знакомства и усвоения обучающимися приёма вычитания
вида 60-24
Задачи: познакомить с приёмом вычитания вида 60-24; развивать умение выполнять
вычисления
в
пределах
100;
совершенствовать
умение
решать
текстовые
задачи
и
уравнения,
развивать
внимание
и
логическое
мышление;
умение
работать
в
группе;
контролировать и оценивать свою работу
Предметные результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 60-24; закрепят
устные
вычисления
изученных
видов
в
пределах
100;
умеют
читать
и
сравнивать
выражения, используя математическую терминологию; смогут моделировать с помощью
схематических рисунков текстовые задачи; решать задачи изученных видов
Метапредметные результаты: умеют выполнять задания творческого и поискового
характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат; работать в группе,
слушать товарищей, договариваться;
формулировать вопрос (затруднение), с которым
столкнулись, оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свою точку зрения
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приём: проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью
выполнить задание
Метод поиска решения учебной проблемы: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез
диалог
Этапы урока
Деятельность учителя (У)
Деятельность детей (Д )
1.Актуализация знаний
Логическая разминка
- Решите задачи.
1. Шаг обезьянки 25 см, шаг попугая на 20 см короче, а слонёнка - на 30 см длиннее, чем
обезьянки. На сколько сантиметров шаг попугая короче шага слонёнка? (на 50 см)
2. Гусь тяжелее утки на 2 кг, но легче щенка на 3 кг. На сколько кг утка легче щенка? (на 5 кг)
3.От Кощея до Бабы-яги ведут 3 дороги, а от Бабы-яги до Кикиморы – 2 дороги. Сколько
существует способов, которыми можно пройти от Кощея до Кикиморы, заходя к Бабе-яге? (5)
Игра «Счётная машинка»
43
- 20
+ 7
+ 8
+ 30
- 5
- 6
?
2.Создание проблемной ситуации
У: (Задание на известный материал)
Найдите значения выражений 40- 6, 30-5, 70-4, 20-3,
90- 9, 60-7 (Дети легко справляются с заданием)
А теперь вычислите 60-24
Д :
Не можем (Испытывают затруднение)
У: (
Побуждение к осознанию проблемы) В чём у вас затруднение?
Д: Мы ещё не изучали такой приём вычисления.
3.Формулирование проблемы
У:
В чём его отличие от предыдушего приёма?
Д:
Мы умеем из целого двузначного числа вычитать только однозначное число.
(Осознание проблемы)
У: (Побуждение к проблеме)
Значит, какой вычислительный приём будем сегодня разбирать на
уроке?
Д: (Формулируют тему)
Приём вычислений вида 60-24
(Учитель фиксирует тему на доске)
4.Открытие нового знания
У:
Сейчас вы будете работать по группам, находить значение выражения 60-24=? (Дети
разбиваются на группы, начинают работать, фиксируют всё на листах)
У: ( Подходит к группам и побуждает к выдвижению гипотез) Какие есть гипотезы? С чего
начать? Замените число 24 суммой разрядных слагаемых.
Группы, поместите свои листы на доску и прокомментируйте свой способ вычисления.
Д: Представляют две гипотезы: 60-24=60 – 20 + 4= 44 (ошибочная) и
60-24= 60- (20+4)= 60- 20 -4= 40-4=36 (решающая)
У: (Побуждение к проверке) Как проверить, какое вычисление из двух верное? Может, стоит
воспользоваться каким- нибудь прибором для вычисления?
Д: Можно проверить на калькуляторе! ( План проверки) При вычитании на калькуляторе
получилось 36 (Аргумент)
У: Значит, как надо вычислять выражения такого вида?
Д: Формулируют правило. (Открытие нового знания)
У: Откроем учебник и сравним свой вывод (Формулирование нового знания)
5.Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс , поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. ( Имитация движения)
6. Первичное применение нового знания
Работа по учебнику стр. 62 № 1 (Устное выполнение с объяснением)
стр.62 №2 ( 1 столбик выполняют коллективно с комментированием и с записью на доске, второй
- самостоятельно. Коллективная проверка. Самооценка)
7.Самостоятельная работа
Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1 уровень: 80- 35 = 50-21 = 70 - 44= 60 -53 =
30 5 20 1 40 4 50 3
2 уровень: 80 – 35 = 50 – 21= 70 – 44 = 60 – 53=
3 уровень: 80- 35= , 50-21= , 70- 44= , 60- 53=
8. Повторение и закрепление
Решение задач
Задача:
На столе в двух тарелках лежат пироги. В первой тарелке пироги с капустой, их 16. Во
второй - пироги с курагой, их 14. За обедом съели 12 пирогов. Сколько пирогов осталось?
У: Прочитайте задачу. О чём говорится в ней?
Д: Говорится о пирогах, которые лежали на двух тарелках. Потом за обедом съели 12 пирогов.
У: Что спрашивается в задаче?
Д: Сколько пирогов осталось?
У: Подумайте, как члены семьи могли брать пироги из тарелок, ведь вкус у каждого человека свой.
Д: Могут брать из первой тарелки, потому что любят пироги с капустой. Могут - из второй
тарелки, так как любят пироги с курагой. А ведь могут брать и те, и другие.
У: Сколько разных вариантов получается?
Д: Три
У: Давайте сделаем схемы ко всем трём вариантам решения
Схемы к этим случаям ( Схемы выполняют коллективно )
? п. - 12
? п.
+
- 12 ? п.
- 12
У: Теперь решим задачу по вариантам: 1 вариант выполнит решение задачи к схеме №1, 2
вариант
–
к
схеме
№2,
3
вариант
-
к
схеме
№3.(Задачу
решают
по
вариантам
самостоятельно)
1 вариант : 14- 12 +16=28 (пирогов ) осталось
2 вариант: 16-12 +14=28 (пирогов) осталось
3 вариант: 16+14-12=28(пирогов) осталось
У: Проверим решение по вариантам, сделаем записи на доске. Сравните результат. Где
применили изученный вычислительный приём: вычитание двузначного числа из круглого
числа? Объясните
Д: В третьем варианте нужно из 30 вычесть 12.Вычли сначала10, а затем вычли ещё
2.Получили 28
9. Рефлексия
У: С каким новым вычислительным приёмом познакомились? Как вычесть их круглых десятков
двузначное число? Где вам приходилось встречаться с такими случаями в жизни?
(в буфете, магазине)
- Оцените свою работу над материалом урока, поднимите смайлик:
1.Я понял материал и могу вычислять без ошибок (жёлтый )
2. Я понял материал, но пока допускаю ошибки (зелёный)
3. Я материал пока не понял, мне нужна помощь (красный)
10. Домашнее задание: учебник стр. 62 № 3(2) или № 4 (на выбор учащихся)
Всем спасибо за работу на уроке!
Использованная литература: Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога: методы,
формы, средства обучения; М.И.Моро и др. Математика.2 класс.М., «Просвещение», 2017г;
Т.Н.Ситникова ,И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике.2 класс. М. «Вако».2012г
16 п
14 п
16
14 п
14 п
16 п