Напоминание

Особенности проектно-исследовательской деятельности старших школьников


Автор: Мартыновская Наталья Юрьевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности проектно-исследовательской деятельности старших школьников
Раздел: полное образование





Назад




Особенности проектно-исследовательской деятельности старших

школьников

Глобальные

изменения

в

информационной,

коммуникационной,

профессиональной

и

других

сферах

современного

общества

требуют

корректировки

содержательных,

методических,

технологических

аспектов

образования,

пересмотра

прежних

ценностных

приоритетов,

целевых

установок и педагогических средств.

Акцент

переносится

на

воспитание

подлинно

свободной

личности,

формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и

применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко

планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу

и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных

связей.

Это

требует

широкого

внедрения

в

образовательный

процесс

альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим

обусловлено

введение

в

образовательный

ко нт е кс т

образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и

исследовательской деятельности обучающихся

Организация

проектной

и

исследовательской

деятельно сти

обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-

обоснованного

подхода

и

решения

комплекса

задач

организационно-

управленческих,

учебно-методических,

кадрового

обе спечения,

организационно-методических,

информационных,

дидактических

и

психолого-педагогических.

Эти

задачи

могут

решаться

в

любом

образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов

единомышленников

во

главе

с

управленцем,

организатором

учебно-

воспитательного

процесса

и

научного

руководства

развитием

этой

деятельности

со

стороны

специалиста

или

научного

учреждения.

Этим

педагогам

потребуется

определённый

уровень

научно-методической

подготовки,

владение

технологией

проектирования

и

исследовательским

методом.

Исследовательская

деятельность

обучающихся–

деятельно сть

учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным

решением

отличие

от

практикума,

служащего

для

иллюстрации

тех

или

иных

законов

природы)

и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в

научной

сфере,

нормированную

исходя

из

принятых

в

науке

традиций:

постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор

методик

исследования

и

практическое

овладение

ими,

сбор

собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,

собственные

выводы.

Любое

исследование,

неважно,

в

какой

области

естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную

структуру.

Такая

цепочка

является

неотъемлемой

принадлежностью

исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная

деятельность

обучающихся–

совме стная

у ч е б н о -

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на

достижение

общего

результата

деятельности.

Непременным

условием

проектной

деятельности

является

наличие

заранее

выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования

(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и

оптимальных

ресурсов

деятельности,

создание

плана,

программ

и

организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,

включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская

деятельность –

деятельно сть

по

проектированию

собственного

исследования,

предполагающая

выделение

целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода

исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования,

определение

необходимых

ре сурсов.

Я вл я е т с я

организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно

является учебным. Это означает что его главной целью является развитие

личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой»

науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в

образовании

цель

исследовательской

деятельности

в

приобретении

учащимся

функционального

навыка

исследования

как

универсального

способа

освоения

действительности,

развитии

способности

к

исследовательскому

типу

мышления,

активизации

личностной

позиции

учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно

новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми

и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по

тексту ФГОС ООО)

Требования к результатам освоения ООП «к получению нового знания

в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,

учебно-проектных

и

социально-проектных

ситуациях»

(п.8

ФГОС

ООО)

«при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной

образовательной

программы

основного

общего

образования

должны

учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности

и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных

задач» (п.12 ФГОС ООО).

Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать

для

себя

новые

задачи

в

учебе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

4)

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное

и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)

Программа

формирования

УУД

должна

включать

«формирование

у

обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и

навыков

разработки,

реализации

и

общественной

пре зент ации

обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного

учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)

социально

значимой

проблемы»

«описание

особенностей

реализации

основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности

обуч а ющихс я

(ис с лед оват е льс ко е ,

инже не рно е ,

п р и к л а д н о е ,

информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а

также

форм

организации

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из

направлений» (п.18.2.1 ФГОС ООО )



В раздел образования