Автор: Мартыновская Наталья Юрьевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности проектно-исследовательской деятельности старших школьников
Раздел: полное образование
Особенности проектно-исследовательской деятельности старших
школьников
Глобальные
изменения
в
информационной,
коммуникационной,
профессиональной
и
других
сферах
современного
общества
требуют
корректировки
содержательных,
методических,
технологических
аспектов
образования,
пересмотра
прежних
ценностных
приоритетов,
целевых
установок и педагогических средств.
Акцент
переносится
на
воспитание
подлинно
свободной
личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу
и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных
связей.
Это
требует
широкого
внедрения
в
образовательный
процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим
обусловлено
введение
в
образовательный
ко нт е кс т
образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и
исследовательской деятельности обучающихся
Организация
проектной
и
исследовательской
деятельно сти
обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-
обоснованного
подхода
и
решения
комплекса
задач
организационно-
управленческих,
учебно-методических,
кадрового
обе спечения,
организационно-методических,
информационных,
дидактических
и
психолого-педагогических.
Эти
задачи
могут
решаться
в
любом
образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов
единомышленников
во
главе
с
управленцем,
организатором
учебно-
воспитательного
процесса
и
научного
руководства
развитием
этой
деятельности
со
стороны
специалиста
или
научного
учреждения.
Этим
педагогам
потребуется
определённый
уровень
научно-методической
подготовки,
владение
технологией
проектирования
и
исследовательским
методом.
Исследовательская
деятельность
обучающихся–
деятельно сть
учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской
задачи
с
заранее
неизвестным
решением
(в
отличие
от
практикума,
служащего
для
иллюстрации
тех
или
иных
законов
природы)
и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в
научной
сфере,
нормированную
исходя
из
принятых
в
науке
традиций:
постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор
методик
исследования
и
практическое
овладение
ими,
сбор
собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,
собственные
выводы.
Любое
исследование,
неважно,
в
какой
области
естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную
структуру.
Такая
цепочка
является
неотъемлемой
принадлежностью
исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная
деятельность
обучающихся–
совме стная
у ч е б н о -
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение
общего
результата
деятельности.
Непременным
условием
проектной
деятельности
является
наличие
заранее
выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и
оптимальных
ресурсов
деятельности,
создание
плана,
программ
и
организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,
включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская
деятельность –
деятельно сть
по
проектированию
собственного
исследования,
предполагающая
выделение
целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования,
определение
необходимых
ре сурсов.
Я вл я е т с я
организационной рамкой исследования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно
является учебным. Это означает что его главной целью является развитие
личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой»
науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в
образовании
цель
исследовательской
деятельности
–
в
приобретении
учащимся
функционального
навыка
исследования
как
универсального
способа
освоения
действительности,
развитии
способности
к
исследовательскому
типу
мышления,
активизации
личностной
позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно
новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми
и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по
тексту ФГОС ООО)
Требования к результатам освоения ООП «к получению нового знания
в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных
и
социально-проектных
ситуациях»
(п.8
ФГОС
ООО)
«при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
должны
учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности
и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных
задач» (п.12 ФГОС ООО).
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать
для
себя
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4)
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)
Программа
формирования
УУД
должна
включать
«формирование
у
обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и
навыков
разработки,
реализации
и
общественной
пре зент ации
обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного
учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)
социально
значимой
проблемы»
«описание
особенностей
реализации
основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности
обуч а ющихс я
(ис с лед оват е льс ко е ,
инже не рно е ,
п р и к л а д н о е ,
информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а
также
форм
организации
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из
направлений» (п.18.2.1 ФГОС ООО )