Напоминание

Система работы мастера производственного обучения по формированию у обучающихся ИК потребности жить по принципу нравственности и справедливости, стремления к окончательному становлению на путь исправления


Автор: Потапова Людмила Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ № 178
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Доклад
Тема: Система работы мастера производственного обучения по формированию у обучающихся ИК потребности жить по принципу нравственности и справедливости, стремления к окончательному становлению на путь исправления
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 178

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Тема доклада:

Система работы мастера производственного обучения по формированию

у обучающихся ИК потребности жить по принципу нравственности

и справедливости, стремления к окончательному становлению

на путь исправления

Подготовила:

Потапова Людмила Викторовна

мастер производственного обучения

Профессиональное обучение осужденных к лишению свободы является одним

из основных средств их исправления и перевоспитания, но и как показывает

практика, способствует формированию отношений и производственных навыков.

На каждом этапе профессионального обучения осужденных решались задачи,

соответствующие

конкретной

исторической

обстановке

в

стране.

Сам

факт:

внедрение профессионального

обучения в места лишения свободы, является

актом гуманизма в отношении лиц лишенных свободы, проявлением заботы об их

нравственном воспитании.

Профессиональное обучение осужденных закрепляется рядом нормативных

актов регламентирующих деятельность исправительных учреждений. В первую

очередь,

Уголовно-исполнительным

кодексом

Российской

Федерации,

законом

Российской

Федерации

от

21июля

1993г.

«Об

учреждениях

и

органах,

исполняющих

уголовные

наказания

в

виде

лишения

свободы»,

Федеральным

законом

от

29

декабря

2012г.

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

приказом

Министерства

юстиции

Российской

Федерации

от

7

мая

2013г.

«О

порядке осуществления профессионального образования осужденных к лишению

свободы».

Важное значение имеет взаимосвязь профессионального образовательного

учреждения

и

производства

находящегося

на

территории

исправительного

учреждения. Для лиц, не имеющих профессии, в соответствии со статьей 108

Уголовно-исполнительного

кодекса

Российской

Федерации

в

исправительных

учреждениях

организуется

обязательное

начальное

профессиональное

образование по специальности, по которой они могут работать как в период

отбывания наказания, так и

в социуме после освобождения из мест лишения

свободы.

В новых социально-экономических условиях нужно признаться, что

профессиональные

образовательные

учреждения

21

века

будут

выполнять

социальный

заказ

общества

по

формированию

личности

будущего

рабочего.

Большую роль в этом играет участие мастера производственного обучения. На

воспитательную деятельность мастера возлагается социальная ответственность:

помочь осужденным выбрать профессию, полюбить ее, искоренить отрицательные

качества и ориентировать их на ценностные приоритеты. Положительный опыт

воспитательной

деятельности

мастеров

производственного

обучения

является

важным

условием

совершенствования

производственного

обучения

будущих

рабочих.

Цели

и

задачи

исправления

и

перевоспитания

обучающихся

-

осужденных

реализуются

системой

методов

воспитания

по

формированию

потребности жить по принципу нравственности и справедливости.

В качестве средств воспитания выступают слово, личный пример, пример других

людей, различные виды деятельности (учеба, труд).

Необходимо определить верную методику обучения, какой объем учебной

информации

может

воспринимать

обучающийся,

имеющий

как

правило,

значительные

пробелы

в

знаниях

с

изломанной

психикой

и

аморальными

привычками.

Система работы мастера производственного обучения в исправительной

колонии призвана решать задачи исправления и перевоспитания осужденных, а

также подготовки их к честной трудовой жизни после освобождения, искоренения

отрицательных

черт

характера

неверных

представлений

о

роли

и

значении

обучения.

Особенностью профессионального образовательного учреждения является то,

что период обучения и воспитания относительно короткий, поэтому определяя

задачи воспитания мастерам необходимо исходить из реальных сроков обучения.

С

первых

дней

необходимо

стремиться

к

пониманию

внутреннего

мира

обучающихся - , проникнуться его интересами, стремлениями, потребностями.

Опираясь на знание этих особенностей, можно достаточно точно формировать

потребности

жить

по

принципу

нравственности

и

спрведливости,

к

окончательному становлению на путь исправления.

Эффективность воспитания в решающей степени зависит от правильного

выбора и применения методов воспитательной работы. Методы воспитания – это

способы

воспитательного

воздействия

на

личность,

которые

применяются

мастером

производственного

обучения

с

целью

формирования

нравственных

убеждений, взглядов, привычек нравственного поведения. Методы воспитания

предполагают

также

и

усилие

самого

воспитанник

на

совершенствование

личности.

К методам воспитания нельзя подходить однозначно. Один и тот же метод

может

принести

и

пользу

и

вред.

Никакой

метод

нельзя

использовать

изолированно от всей системы воспитания. В одних случаях необходимое суровое

наказание, в других достаточно неодобрительного взгляда или просто замечания.

Все

зависит

от

того

насколько

глубоко

укоренились

у

обучающихся

положительные или отрицательные привычки.

Рассмотрим основные методы воспитания, которые используют в учебно-

производственном и воспитательном процессе.

Метод убеждения. Убеждение это путь разностороннего воздействия на сознание

и волю обучающегося с целью формирования стойких личных взглядов. Суть

метода убеждения состоит в том, чтобы «достучаться» до сознания обучающегося,

обеспечить

восприятия

им

общечеловеческих

ценностей.

Методу

убеждения

принадлежит ведущее место в перевоспитании осужденных в осознании ими

своей неправоты, заблуждений и необходимости встать на путь исправления.

Наиболее

распространенная

форма

убеждение

словом.

Приемы

словесного

убеждения не должны превращаться в уговаривание, морализирование, которые

усиливают внутреннее сопротивление обучающихся воспитательному процессу.

Важным

условием

действенности

метода

убеждения

являются

личная

убежденность мастера. Убеждая других, ты должен быть глубоко убежденной

личностью – верить в то, что говоришь и делаешь.

В процессе убеждения необходимы огромная выдержка, терпение, такт,

умение

выслушать

доводы

обучающегося,

разобраться

в

них

и

правильно

опровергать.

Раздражение

и

тем

более

грубость

недопустимы

это

свидетельствует о низкой педагогической культуре мастера производственного

обучения. Педагогический принцип мастера – воспитание действием. Это лучший

способ привить уважительное отношение к профессии. Наблюдая за действием

мастера , его работу, обучающийся вначале восхищается, затем увлекается и,

наконец,

профессия

ему

становится

интересной.

Велико

значение

личного

примера.

К.Д.Ушинский

писал,

что

явление

личности

воспитателя

нельзя

заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений.

Метод

педагогического

требования.

Требовательное

взаимодействие

побуждает обучающихся к исполнению общественно необходимых норм, правил,

обязанностей, укрепляет в его сознании общественно ценные установки. Система

педагогически

обоснованных

требований

формирует

у

обучающихся

организованность,

исполнительность.

Дисциплинированность.

Требование

можетбыть выражено в виде просьбы, совета, указания. Приказа. Может быть

требование – доверием. Обучающиеся всегда высоко ценят доверие мастера и

платят за него честным отношением к делу. Никогда нельзя забывать, что доверие

педагога к обучающимся – это нравственный принцип воспитания.

Конфликтные ситуации – метод воспитания. Мастер активно вмешивается в

разбор конфликтной ситуации в случае ее обострения, помогает разрешить ее на

демократических

началах,

не

подавляя

личностные

достоинства

каждого

обучающегося.

Метод поощрения и наказания. Поощрение – метод, который содействует

развитию

и

закреплению

положительных

черт

в

характере

и

поведении

обучающихся, вселяет уверенность, хороший настрой к работе. Наказание – это

отрицательная оценка поступков и действий обучающихся. Оно помогает осознать

недостатки. Преодолеть вредные привычки и привычки в поведении. Эти методы

воспитания служат тому, чтобы помочь обучающимся осознать свои достоинства

или недостатки. А.С.Макаренко: «Продуманная система поощрений и наказаний

не

только

законна,

но

и

необходима.

Однако

нельзя

злоупотреблять

как

поощрениями, так и наказаниями».

Формы поощрения: одобрение, похвала. Благодарность, награждение подарками.

Формы наказания: предупреждение, замечание, выговор, снятие баллов с отряда.

Каждый мастер должен знать требования, предъявляемые к методу

поощрения.

Поощрять

необходимо

за

действенные

успехи

(старание.

Прилежание),

трудолюбие,

инициативу,

самостоятельность,

творческое

выполнение поручения; не следует поощрять очень часто, т.к. частые пооощрени

перестают играть роль стимула (это приводит к «звездной» болезни).

Каждый мастер при использовании наказаний должен руководствоваться

следующими рекомендациями:

- наказание унижает, оскорбляет человеческое достоинство;

-

если

есть

сомнения

6стоит

или

не

стоит

наказывать,

то

следует

избегать

наказания;

- если возникает ситуация, в которой сразу трудно найти выход из положения,

нельзя

спешить

с

воздействием,

лучше

отложить

решение

вопроса,

чем

наказывать необдуманно;

-

при наказании необходимо проявлять сдержанность, находчивость, мудрость

педагогических решений;

-

можно отказаться от наказания. Если обучающийся осознал свой поступок,

понял свою вину;

- при наказании необходимо соблюдать педагогический такт (наказывть нужно

культурно, педагогически грамотно);

- наказание должно воспитывать (оно требует огромной выдержки, гибкости и

осторожности0;

- наказание будет действенным и эффективным, если мастер будет использовать

вариантность приемов и форм воздействия (например: воздействие на самолюбие,

умная шутка, ирония, обращение к совести, упрек и т.д.)

Система работы профессионального обучения в исправительной колонии

призвана решать задачи исправления и перевоспитания осужденных, а также

подготовки

их

к

честной

трудовой

жизни

после

освобождения.

Учебно-

воспитательная деятельность педагогического коллектива в целом направлена на

формирование у осужденных потребностей жить по принципу нравственности и

справедливлсти.

Достигается

это

путем

проведения

постоянной

работы

с

осужденными.

Главная

цель

показать

на

конкретных

примерах

действительности

пользу

приобретенных

знаний,

необходимость

повышения

общего

и

профессионального

уровня.

Именно

на

уроках

производственного

обучения можно успешно формировать у обучающихся готовность и желание к

переоценке

своих

поступков,

переосмысление

действий

и

стремление

к

окончательному

становлению

на

путь

исправления.

Подготовка

к

занятиям

производственного обучения и выбор методики их проведения должны учитывать

особенности обучающихся и решение воспитательных задач. При этом важно

осуществлять

глубокий

анализ

содержания

излагаемого

материала,

выделив

решение задач воспитания и исправления.



В раздел образования