Автор: Сибгатуллина Альбина Наиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: урок
Тема: Рассказ В. П. Астафьева "Белогрудка"
Раздел: среднее образование
Класс: 5 класс
Тема: урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»
Тип урока: получение новых знаний (знакомство с художественным произведением).
Метапредметная связь: биология, литература
Форма урока: коллективная, индивидуальная
Цели урока:
1.Дидактическая
- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка»
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные
признаки,
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства ответственности, сострадания,
- гуманного отношения к животным (растениям),
- любви к окружающей природе.
3. Развивающая
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления
- познавательной активности
- наблюдательности
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте;
3) формируем умение выполнять проект.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме и в форме стенгазеты;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы
по содержанию рассказа; прогнозировать
дальнейшее развитие событий в произведении;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Технология продуктивного чтения.
2
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою
рассказа.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)
Предварительная работа: дети подготовили материал для газеты (ватман, ножницы. клей, фломастеры)
3
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Организационный
момент
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие
Работа с текстом.
Словарная работа.
Формулировка темы
урока
-Прочитайте отрывок (1 абзац).
Подчеркните
слова,
значение
которых вам не известно.
При
помощи
толкового
словаря
найдите значение этих слов.
Косогор
Куница
Предположите,
о
ком
мы
будем
говорить
на
уроке?
(о
кунице)
Сегодня
мы
с
вами,
ребята,
п о зн а коми мс я
с
р а с с к а з о м
В.П.Астафьева «Белогрудка».
Читают про себя. 1 ученик читает
вслух.
Работа в парах.
Дети объясняют значение слов:
белогрудка- это куница. Куница
-небольшой хищный зверь с
светло-коричневым пушистым
мехом.
Дети формулируют тему урока.
1) Регулятивные:
Извлечение необходимой
информации и ее
использование,
конструирование
предполагаемого текста по
названию.
2) Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем
и со сверстниками.
Чтение отрывка
рассказа.
Беседа по отрывку.
Прочитайте 2 абзац текста про
себя.
Подумайте, обсудите в команде и
предположите, почему куница
разбойничала в селе?
1 ребёнок читает вслух.
Дети обсуждают в команде и
строят предположения.
1) Регулятивные:
- целеполагание как
постановка учебной
задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
Что сказал местный охотник о
поступке куницы? (Куница не
виновата)
Почему он так сказал, вы узнаете ,
когда прочитаете рассказ.
Куница не виновата.
- умение структурировать
знания, постановка и
формулировка проблемы,
умение осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания
Работа с текстом
(Чтение с
остановками)
Физминутка.
Приступим к чтению рассказа.
Прочитайте 1 отрывок до линии .
Какой матерью была белогрудая
куница? (заботливой)
Прочитайте следующий отрывок.
Читает
вслух
один
ученик,
остальные
следят
по
тексту
в
своих
индивидуальных
листах.
Ответы детей:
- «грела телом, облизывала до
блеска»;
-
«стала добывать для них
еду»;
- «старательная мать».
Читает
вслух
один
ученик,
остальные
следят
по
тексту
в
своих индивидуальных листах
5
-
Какие
фразы
говорят
о
состоянии куницы после пропажи
детёнышей?
-Как
оценивает
автор
поведение
белогрудки?
Продолжим знакомство с текстом.
Читаем следующий отрывок.
-
Ка к
в ы
м оже т е
о ц е н и т ь
Ответы детей:
- «выронила добычу»;
- «метнулась вверх по ели,
потом вниз, потом опять вверх»;
- «если бы умела кричать –
закричала бы»:
- «выследила, что унесли»;
- «ночью нашла дом»;
- «металась возле крыши, с
крыши
на
забор,
с
забора
на
крышу».
- Белогрудка переживала за
судьбу пропавших котят, долго
искала их и по запаху нашла.
Дети обсуждают в команде
6
Работа в команде над
проектом.
п о с т у п о к
м а л ь ч и к о в ?
(Безответственный поступок)
-
Н
а
й
д
и
т
е эпитет,
характеризующий
мальчиков?
(беззаботные)
Чтение следующего отрывка.
-Почему
же
охотник
выпустил
куницу? Обсудите в команде.
Чтение последнего отрывка.
-
Поняли
ли
люди
этого
села,
ч т о
н у ж н о
б е р е ж н о
относиться к братьям нашим
меньшим?
Автор говорит: "Вот если бы
таких косогоров было побольше
возле наших сёл и городов!"
-Что хотел сказать автор этими
словами? (Что нужно быть
ответственным за свои
п0ступки, беречь природу)
- А как вы можете беречь
природу?
-Мы с вами -часть природы. От
нас, людей. зависит, сохраним мы
нашу планету или нет. Я
предлагаю вам в группе создать
проект, в котором вы рассказали
бы о том. как мы можем беречь
Работа в команде.
Обсуждение в команде ответа на
вопрос.
Ответы детей:
-
Люди
поняли,
что
трогать
гнезда
птиц,
детенышей
зверей
нельзя.
(Что нужно быть
ответственным за свои
п0ступки, беречь природу)
Начало работы над проектом в
группе.
7
нашу природу.
8
9
.
10
11
12
Рефлексия
«О чем заставил меня
задуматься урок?..»
«Сегодня на уроке я
понял…»
1) Познавательные:
- умение структурировать
знания
- оценка процессов и
результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению
Подведение итогов.
-
Напишите
фамилию
т о го
участника
команды,
кто
работал
лучше всех, на ваш взгляд.
13