Напоминание

Рассказ В. П. Астафьева "Белогрудка"


Автор: Сибгатуллина Альбина Наиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: урок
Тема: Рассказ В. П. Астафьева "Белогрудка"
Раздел: среднее образование





Назад




Класс: 5 класс

Тема: урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»

Тип урока: получение новых знаний (знакомство с художественным произведением).

Метапредметная связь: биология, литература

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1.Дидактическая

- познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка»

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные

признаки,

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности, сострадания,

- гуманного отношения к животным (растениям),

- любви к окружающей природе.

3. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

- критического мышления

- познавательной активности

- наблюдательности

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте;

3) формируем умение выполнять проект.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме и в форме стенгазеты;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы

по содержанию рассказа; прогнозировать

дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения.

2

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою

рассказа.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)

Предварительная работа: дети подготовили материал для газеты (ватман, ножницы. клей, фломастеры)

3

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный

момент

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие

Работа с текстом.

Словарная работа.

Формулировка темы

урока

-Прочитайте отрывок (1 абзац).

Подчеркните

слова,

значение

которых вам не известно.

При

помощи

толкового

словаря

найдите значение этих слов.

Косогор

Куница

Предположите,

о

ком

мы

будем

говорить

на

уроке?

кунице)

Сегодня

мы

с

вами,

ребята,

п о зн а коми мс я

с

р а с с к а з о м

В.П.Астафьева «Белогрудка».

Читают про себя. 1 ученик читает

вслух.

Работа в парах.

Дети объясняют значение слов:

белогрудка- это куница. Куница

-небольшой хищный зверь с

светло-коричневым пушистым

мехом.

Дети формулируют тему урока.

1) Регулятивные:

Извлечение необходимой

информации и ее

использование,

конструирование

предполагаемого текста по

названию.

2) Коммуникативные:

- планирование учебного

сотрудничества с учителем

и со сверстниками.

Чтение отрывка

рассказа.

Беседа по отрывку.

Прочитайте 2 абзац текста про

себя.

Подумайте, обсудите в команде и

предположите, почему куница

разбойничала в селе?

1 ребёнок читает вслух.

Дети обсуждают в команде и

строят предположения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как

постановка учебной

задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

Что сказал местный охотник о

поступке куницы? (Куница не

виновата)

Почему он так сказал, вы узнаете ,

когда прочитаете рассказ.

Куница не виновата.

- умение структурировать

знания, постановка и

формулировка проблемы,

умение осознанно и

произвольно строить

речевые высказывания

Работа с текстом

(Чтение с

остановками)

Физминутка.

Приступим к чтению рассказа.

Прочитайте 1 отрывок до линии .

Какой матерью была белогрудая

куница? (заботливой)

Прочитайте следующий отрывок.

Читает

вслух

один

ученик,

остальные

следят

по

тексту

в

своих

индивидуальных

листах.

Ответы детей:

- «грела телом, облизывала до

блеска»;

-

«стала добывать для них

еду»;

- «старательная мать».

Читает

вслух

один

ученик,

остальные

следят

по

тексту

в

своих индивидуальных листах

5

-

Какие

фразы

говорят

о

состоянии куницы после пропажи

детёнышей?

-Как

оценивает

автор

поведение

белогрудки?

Продолжим знакомство с текстом.

Читаем следующий отрывок.

-

Ка к

в ы

м оже т е

о ц е н и т ь

Ответы детей:

- «выронила добычу»;

- «метнулась вверх по ели,

потом вниз, потом опять вверх»;

- «если бы умела кричать –

закричала бы»:

- «выследила, что унесли»;

- «ночью нашла дом»;

- «металась возле крыши, с

крыши

на

забор,

с

забора

на

крышу».

- Белогрудка переживала за

судьбу пропавших котят, долго

искала их и по запаху нашла.

Дети обсуждают в команде

6

Работа в команде над

проектом.

п о с т у п о к

м а л ь ч и к о в ?

(Безответственный поступок)

-

Н

а

й

д

и

т

е эпитет,

характеризующий

мальчиков?

(беззаботные)

Чтение следующего отрывка.

-Почему

же

охотник

выпустил

куницу? Обсудите в команде.

Чтение последнего отрывка.

-

Поняли

ли

люди

этого

села,

ч т о

н у ж н о

б е р е ж н о

относиться к братьям нашим

меньшим?

Автор говорит: "Вот если бы

таких косогоров было побольше

возле наших сёл и городов!"

-Что хотел сказать автор этими

словами? (Что нужно быть

ответственным за свои

п0ступки, беречь природу)

- А как вы можете беречь

природу?

-Мы с вами -часть природы. От

нас, людей. зависит, сохраним мы

нашу планету или нет. Я

предлагаю вам в группе создать

проект, в котором вы рассказали

бы о том. как мы можем беречь

Работа в команде.

Обсуждение в команде ответа на

вопрос.

Ответы детей:

-

Люди

поняли,

что

трогать

гнезда

птиц,

детенышей

зверей

нельзя.

(Что нужно быть

ответственным за свои

п0ступки, беречь природу)

Начало работы над проектом в

группе.

7

нашу природу.

8

9

.

10

11

12

Рефлексия

«О чем заставил меня

задуматься урок?..»

«Сегодня на уроке я

понял…»

1) Познавательные:

- умение структурировать

знания

- оценка процессов и

результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже

усвоено и что ещё

подлежит усвоению

Подведение итогов.

-

Напишите

фамилию

т о го

участника

команды,

кто

работал

лучше всех, на ваш взгляд.

13



В раздел образования