Напоминание

Словообразование.Повторение.


Автор: Назарко Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Яковлевка,Приморского края
Наименование материала: Методическая разработка.Модульный урок.Русский язык 6 класс
Тема: Словообразование.Повторение.
Раздел: полное образование





Назад




Учитель Назарко И.В.

Урок в 6 классе по теме «Словообразование и орфография. Повторение и

обобщение изученного»

Урок предполагает работу в группах. Рекомендуемое количество учащихся в

каждой

группе

не

более

4

человек.

Качественный

состав

определяется

мотивацией к учебе.

Задание 1, 2 а. предлагается выполнять учащимся с

повышенной

мотивацией

к

учебе(1,2

группа).Остальные

задания

для

групп

обучающихся, с низким и средним уровнем подготовки. Учащиеся в группах

могут консультироваться, работать самостоятельно и обращаться к учителю в

случае каких-либо трудностей.

Тема: словообразование и орфография. Повторение и обобщение изученного.

(Модульный урок) 6 класс.

Цель: повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование

и орфография»;

закрепление знаний об изученных орфограммах;

формирование навыков правописания слов с изученными орфограммами;

закрепление знаний об однокоренных словах, значимых частях слова, составе

слова

Тип урока : закрепление полученных знаний

Учебный элемент 1. Цель:

закрепление умения различать

однокоренные слова и формы

одного слова; закрепление

умения находить в слове основу

и окончание.

1группа. Ответьте на вопросы.

2группа . Запишите в тетрадь.

Вспомните сначала, что такое

однокоренные слова и что такое

формы одного слова.

Используйте материал

учебника.

3 группа . Письменно. Начни

работу с определения корня.

Найди определение в учебнике,

если это необходимо.

4 группа .Запишите пример.

Будьте готовы дать письменное

объяснение.

5)Взаимопроверка. (все

группы)Обменяйтесь работами

и проверьте. В

доброжелательной форме

укажите однокласснику на

ошибки.

Проверьте выполненную работу

по ключу 1

1) Можно ли назвать однокоренными слова

мокрый, мокнуть, промокательная бумага,

обмакнуть (перо), непромокаемый плащ.

Почему?

Одно из слов имеет другую гласную в корне.

Почему?

2)Образуйте от данного слова два

однокоренных слова и две формы этого слова.

Лес.

3)Сколько здесь слов? Запиши каждую группу

с новой строки.

Оса, осина, подосиновик ,осинка, осанка,

осинку, лосиные (следы),осиное (гнездо),

лосиными следами, осы

4) Как найти окончание существительного?

Покажите на примере.

5) Какой частью речи являются слова с

окончанием- ЕШЬ?- ЫХ? Докажите.

Учебный

элемент

2.

Цель:

закрепление умения находить в

словах

приставки,

суффиксы,

определять их значение(Работа

в группах)

1)

Задание

проверяется

всем

классом

после

выполнения.

Перед

выполнением

задания

п о в т о р и

п о

у ч е б н и к у

определение суффикса.

1а)

Запиши

выполненное

задание

в

тетрадь.

Сделай

вывод: какой суффикс пишется

в существительных ж.рода, м.

р о д а .

О т

ч е г о

з а в и с и т

правописание суффиксов в сущ.

среднего рода. Посоветуйтесь в

группе.

В

случае

затруднения

п р о к о н с у л ь т и р у й т е с ь

с

учителем.

2).

Задание

проверяется

всем

классом после выполнения.

2а). Проверь по ключу 2.

3 Проверь по ключу 2

3а) Проверь по ключу 2

1) Определи значение суффикса.

Москвич,

желтоватый,

баянист,

мучитель,

снежок, изобретение, ветерок, школьник.

1а)

Распредели

в

три

столбика

по

роду

существительных.

В

суще ствительных

среднего рода поставь ударение:

Прыгать

через

лужицы,

интересный

рассказец,

старое

пальтецо,

ползущая

гусеница,

детская

книжица,

перехитрить

хитреца, умелец на все руки, свежий хлебец,

слабое здоровьице

2) Запишите слова, выделите приставки, если

они есть.

Подставить,

пожать,

подтаять,

оборвать,

подтянуть, подыграй.

2а). Запишите, раскрывая скобки. Обозначьте

приставки.

(На)яхте,( над)пись, (без)жалости, (с)братом,

(пра)дед, (без)жалостный, (про)себя

3

Вставь

пропущенные

буквы.

Обозначь

орфограммы.

Над

лесом

ра…вело,

ждем

ра…вета,

получили ра…чет, жидкость бе…цветная.

3а) Найди третье лишнее.

Подправить, подойник, подоконник

Сотрудник, соловей, соединение

Учебный

элемент

3.

Цель:

обобщение

и

п о вт о р е н и е

ко р н е й

с

ч е р е д о в а н и е м . ;

з а к р е п л е н и е

п р а в и л а

п р а в о п и с а н и я

ко р н е й

с

чередованием.

1.Повторите

по

у ч е б н и ку

правила о правописании корней

с

чередованием.

В ст авьте

п р о п у щ е н н ы е

б у к в ы ,

обозначьте орфограммы.

Проверка всем классом.

Оцени работу.

1а. Заполните таблицу. Укажите

только корни соответствующие

правилу.

З а п о л н и т е

т а б л и ц у

примерами(2-3

на

каждо е

правило)

Оцени

работу

самостоятельно.

В

с л у ч а е

з а т р у д н е н и я

обратитесь к учителю.

1.

Распол…гать

свободным

временем,

имя

прил…гательное,

важная отр…сль,

пол…

житься на друга, р…стут в поле, полезные р…

стения,

выр…сли

на

грядке,

школьный

возр…ст, зеленый р…сток, обм…кнуть кисть,

с о б … р а т ь

г р и б ы ,

п р и к … с н у т ь с я

к

истории,выт…рать пол.

1а.

Правописание

гласных

в

корнях

с

чередованием зависят от:

Буквы

в

корне

От

буквы

после

корня

От

ударения

От

значения

Учебный

элемент

4.

Цель:

з а к р е п л е н и е

н а в ы к а

п р а в о п и с а н и я

о - е

п о с л е

шипящих; ы—и после ц.(работа

в парах)

1 .

П о вто р и

п о

у ч е б н и к у

правописание ы-и после ц.

Проверь по ключу 3

1а.

В

случае

необходимости

пользуйся

толковым

словарём.

В каждом из записанных тобою

с л о в

е с т ь

о р ф о г р а м м а

правописание ы-и после ц

Проверь по ключу3.

2 .

П о вто р и

п о

у ч е б н и к у

п р а в о п и с а н и е

о - ё

п о с л е

шипящих.

Работу

выполни

1. Запиши слова, обозначь орфограмму.

Ц…нга, куц…й, у ящериц…, ц…ркуль, ц…

ган, ц…пленок, ц….тировать, у гостиниц…

1а. Запиши одним словом , как называется:

а)одноглазое мифическое существо;

б)шумные

рукоплескания

;

в)дословный

отрывок

из

произведения

;

г)детеныш

курицы;

д)учреждение,

где

выступают

клоуны.

2.О

или

ё ?

З апиши

с лова ,

о бъ я с н и

орфограмму:

Реш…тка,

щелч…к,

ш…фёр,

расч…т,

ж…

нглер, ч…рствый.

самостоятельно.

Взаимопроверка.

2а. Обрати внимание на то, к

какой части речи относятся эти

с л о ва .

В

ка ко й

м о р ф е м е

находится орфограмма? Запиши

ответ. Проверяем вслух.

Если у тебя остались какие-то

непонятные

вопросы,

задай

их по окончании работы. Не

оставляй ничего, что вызвало

бы у тебя сомнение.

2а.

Что

роднит

слова

толч…т

и

печ…т?

Почему пишется тушёнка, но собачонка?

Учебный

элемент

5.

Цель:

Комплексно е

п р и м е н е н и е

знаний.

Р а б о т а

в ы п о л н я е т с я

самостоятельно.

Учебником

и

с п р а в о ч н ы м

м а т е р и а л о м

пользоваться нельзя.

Работу

после

выполнения

сдайте учителю.

Тест

1 . У к а ж и т е

с л о в а

с

п р и с т а в к о й ,

оканчивающейся на с:

А)Бе…брежный Б)Ра…строиться

В)Ра…ценил Г)Ра…думал

Д )…десь Е)Ра…жевал Ж) ….дешний.

2 .Укажите слова ,в которых пишется буква Е:

А)Приш…л

Б)Щ…тка

В)Ш…в

Г)

Ж…лудь

Д)Сгущ…нка Е)Ч…рт Ж)Трещ…тка.

3.

Укажите

слова,

в

которых

есть

корни

с

чередованием.

А)Прикасаться

Б)Положительный

В)Косить

Г)Загар Д)Гористая Е)Разгорелся Ж) Соберу

4.Укажите

слова

с

проверяемой

гласной

в

корне.

А)Росистая

Б)Наслаждение

В)Проложить

Г)З а ро с ли

Д)Ложилс я

Е ) Р а с п и с а н и е

Ж)Собираю

5.

Установи

соответствие

между

названием

орфограммы и словом, содержащим данную

орфограмму:

А)Буквы з-с на конце приставок

Б)Чередование гласных в корне

В) Буквы ы-и после Ц

Г) Буквы о-е после шипящих

Д) Безударные проверяемые гласные корня

1)Вырастить

2)Раскрасить

3)Приче ска

4)Отливать 5) Нарцисс 6)Разноцветный

6.Разбери слова по составу:

чистил, человечек, волчище, приморский

Учебный элемент 6 Цель:

Подведение итогов урока.

Дифференцированное

домашнее задание.

Вывод

по

уроку(

делают

сами

ребята).

Объявление результатов выполненной работы.

КЛЮЧ-1

1.Это

однокоренные

слова

с

чередующимися

гласными

в

корне.

В

слове

обмакнуть пишется буква А, т.к. значение этого корня- окунуть в жидкость. В

остальных случаях значение корня пропускать жидкость, пропитаться ею.

3. Здесь 7 слов.

Оса, осы.

Осиное гнездо.

Осина, осинку, осинка.

Подосиновик.

Лосиные следы, лосиными следами.

Осанка.

4.Измени форму существительного. (Просклоняй).

5 ЕШЬ-окончание глагола.

ЫХ, ИХ-прилагательного.

КЛЮЧ-2

2а На яхте, надпись, без жалости, с братом, прадед, безжалостный, про себя.

3 Над лесом, рассвело, получили расчет, бесцветная.

3а Лишнее-подойник.(В этом слове приставка ПО-)

Лишнее соловей (СО входит в корень)

КЛЮЧ-3

Цинга, куцый, у ящерицы, циркуль, цыган, цыпленок, цитировать, у гостиницы.

3а а)циклоп б)овации, в)цитата г)цыпленок д) цирк



В раздел образования