Напоминание

Инновации в обучении


Автор: Чепурова Елена Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Капыревщинская СШ
Населённый пункт: д.Капыревщина, Смоленская обл. Ярцевский район
Наименование материала: Инновации в обучении. Биоадекватная методика преподавания русского языка.
Тема: Инновации в обучении
Раздел: среднее образование





Назад




Инновации в обучении.

Биоадекватная методика преподавания русского языка.

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы,

Чепуровой Елены Евгеньевны,

МБОУ Капыревщинской СШ

В конце ХХ столетия в методической науке впервые была поставлена проблема

использования

в

педагогическом

процессе

всех

возможностей

человеческого

организма.

Сегодня

происходят

глубокие

перемены

в

осознании

человечеством

окружающего мира. Под влиянием общего кризиса цивилизации, наступившего в ХХ

столетии, наблюдается переоценка прежних образовательных традиций и методик.

Наша школа второй год является инновационной площадкой по теме «Биоадекватный

метод обучения как средство повышения учебной мотивации» .В марте этого года из

Москвы для проведения семинара приезжала куратор этой методики действительный

член Ноосферной Академии науки и образования , Доктор психологических наук

Куликова Наталья Геннадьевна. В течение двух дней педагоги Капыревщинской школы

делились опытом работы по использованию и применению биоадекватной методики

по предметам , были показаны открытые уроки и проведены мастер-классы.(2-3 слайд)

В начале 90-х годов XX века представители педагогической науки вновь заговорили о

необходимости

использовать

в

педагогическом

процессе

такие

методы,

которые

ориентируются

на

развитие

целостного

мышления

человека,

активизацию

всех

потенциальных

возможностей

личности.

В

России

Н.В.Масловой

была

научно

обоснована

концепция ноосферного

образования,

которая

базируется

на

новейших

достижениях ученых различных специальностей: философов, физиологов, психологов,

физиков, нейрофизиологов.(4 слайд)

В отечественной методике прошлых лет также обращалось внимание педагогов на

необходимость развития мышления школьников в процессе обучения. Однако здесь

чаще речь шла о логическом мышлении учеников. Впервые в отечественной педагогике

высказал мысль о целостном формировании человеческой личности в процессе её

воспитания КД.Ушинский.

К.Д.Ушинский указывал, что «дети мыслят формами , красками, звуками, ощущениями

вообще».

Лишь

в

середине

ХХ

века

в

результате

интеграции

различных

наук,

появления новых научных открытий активно заговорили о необходимости опоры при

обучении

"на

образную

память

учащихся,

т.е.

на

развитие

правого

полушария

головного мозга. (5 слайд)

Естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:

На

первом

этапе

сенсорно-моторном

презентуется

образ

изучаемого

явления, аппелирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует

представление

информации

посредством

осуществления

личностного

выбора

и

ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что

соответствует

второму символьному этапу восприятия информации человеческим

организмом,

на

котором

формируется

учебный

мыслеобраз.

На

третьем

этапе

логическом – следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На

четвёртом

этапе

лингвистическом

следует

креативное

использование

мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в речепроизводстве

личности. Это и есть адекватный природе человека и природе работы самой

информации естественный путь образовательного процесса. (6 слайд)

На практике это проявляется в получении высоких результатов при сокращении

учебных

затрат,

«лёгкостью»

и

системностью

усвоения

информации,

так

как

изучаемые

явления

автоматически

выстраиваются

в

определённый

порядок

и

создают единую систему, занимают место, отведённое для них природой. Учащиеся

научаются

методике

мышления

мыслеобразами,

создают

лично стно-

ориентированную систему мыслеобразов по каждой учебной дисциплине. (7 слайд)

Для обучения в биоадекватном образовании применяется REАL-ТЕХНОЛОГИЯ

По

форме

данная

методика

-

релаксационно-активная.

(Relaxation action learning=

REAL),

в

которой

этапы

релаксации

(накопления

информации,

работа

правого

творческого

полушария)

чередуются

с

этапами

активности

(тренировка

левого

полушария: логика, анализ, синтез информации).

REAL - метод состоит в разумном расчленении учебного материала по предмету и

видов работ на указанные этапы ради эффективного осознания материала и создания

целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

Методика

учитывает

два

аспекта

единого

процесса

обучения

и

развития:

пассивную – «я чувствую» и активную – «я действую». Пассивная форма работы

обеспечивает

оптимальное

самочувствие

в

наиболее

ответственные

моменты

учебной деятельности.

Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков,

творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности, лени или

заторможенности

детей. В создании оптимальных режимных условий обучения

ключевая роль отводится релаксации. Многие педагоги знают, что релаксация –

это

уменьшение

напряжения,

произвольное

и

непроизвольное

состояние

расслабленности. Произвольная релаксация вызывается путём расслабления мышц

и представления состояния покоя. Не следует путать релаксацию с медитацией, это

качественно другое, управляемое человеком состояние .(8 слайд)

Основная цель биоадекватной методики - сформировать учебный мыслеобраз как

единицу

знания,

заложить

его

в

долговременную

память

ученика

и

научить

пользоваться этим мыслеобразом. Как уже было сказано выше, приобретение знаний

происходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа формируется мыслеобраз

учебного

материала,

на

который

накладывается

теоретическая

информация

в

определенном алгоритмическом порядке.(9 слайд)

Структура биоадекватного урока.

В

биоадекватном

занятии

присутствуют

все рабочие

этапы,

которые

приняты

традиционной педагогикой:

I. Приобретение знаний.

II. Формирование умения использования знания.

III. Закрепление навыка использования знаний.

I этап приобретения знаний проходит в состоянии релаксации.

При объяснении нового материала на помощь педагогу приходит опорный образ.

Образ

должен

быть

известен

ученикам,

вызывать

положительные

эмоции,

способствовать развитию воображения. Образ выбирается с учетом темы занятия,

цели, проблемы и объема той информации, которую необходимо презентовать в

качестве нового материала. Учитель находит основу аналогии образа с содержанием

или структурой учебной информации.

Новый материал на биоадекватном уроке предлагается ребёнку в спокойном

состоянии,

когда

отсутствует

страх,

волнение

и

напряжение.

И.

Р.

Пригожин

утверждал, что в это время включается процесс самопроизвольной самоорганизации,

которая приводит к качественной трансформации, самоуправлению в деятельности

мозга и физиологии человека. Таким образом, включается уникальный природный

механизм,

который

начинает

действовать

без

всяких

усилий.

Именно

поэтому

учебная

информация

воспринимается

легко.

Ребёнок

создаёт

свой

собственный

образ, окрашенный положительными эмоциями. Найденный образ запечатлевается

им в памяти. На него наносится структурированная информация. Он становится

безотказным средством для усвоения нового материала. Образ позволяет ученику

связать

новые

знания

с

его

личным

собственным

опытом.

Музыка,

запахи,

ощущения становятся помощниками для сохранения материала в долговременной

памяти. При этом задействовано правое образное полушарие.

. Время этапа 10 минут.

II этап формирование умения использовать знания происходит в состоянии

активности

(азарта). Во

время

этого

этапа происходит

«выведение»

образа

информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в

рисунке,

происходит

формирование визуальной, моторной, слуховой, логической

связи

между

абстрактной

информацией

и

личным

образом.

Время

этапа 10-15

минут.

III этап урока отводится на закрепление

навыка использования знания. Во

время этого этапа происходит отделение учебного образа и поиск самостоятельных

примеров

с

последующими (проверочными)

возвращениями

и

корректировкой

примеров. Время этапа 10-15 минут.

Домашнее задание является продолжением III-го этапа.

Дальнейшая

работа

идет

с

подключением левого логического полушария. Ведь

полученную информацию необходимо воспроизвести. Кроме того, левое полушарие

включается в работу и тогда, когда ученики выполняют упражнения на тренировку

понимания нового учебного материала, творческие работы на закрепление навыков

использования

н о в о г о

м а т е р и а л а .

В данной типовой структуре урока может быть выделено разное количество

частей – на усмотрение учителя. Так, если проводится фонетическая, лексическая,

логическая зарядка, то количество частей урока прибавляется. Повторение нового

материала

обычно

происходит

не

мене

5-6

раз

за

урок.

При

каждом

повторе

происходит активизация того или иного канала восприятия: в одной части урока

активизируется

речь,

в

другой

-

моторика

руки,

осязание,

зрение,

обоняние;

в

третьей – логические структуры памяти и т.п.

Одновременно с закреплением можно проверить, какой из каналов был лучше

отработан

для

того

или

иного

ученика.

Как

организовать

этот

повтор?

Нужно

включить музыку, которая звучала во время определённого урока, воссоздать тот же

запах и попросить учащихся самостоятельно в любой форме, которую они выберут,

воспроизвести материал темы.

Нахождение учебного мыслеобраза в долговременной памяти и в активном

обороте гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I –

II

III этапов и, конечно же, личном энтузиазме учителя! Любовь и энергия

учителя

порождают

соответствующую

любовь и энергию учебного мыслеобраза

ученика.

Так следует работать с каждой темой. Мобильность создается благодаря глубоко

осознанной

педагогом

необходимости

использования

релаксационно-активной

(REAL) методики, которая применяется в преподавании.(10 слайд)

Примерная структура урока

Оргмомент, фронтальный

опро с, п о в т о р е н и е ,

п р о в е р к а

д / з

- 5

минут (активность).

Введение нового материала - 10 минут (релаксация).

Обсуждение, рисование, - 15 минут (активность).

Прослушивание нового материала - 5 минут (релаксация).

Решение задач по новому материалу -15 минут (активность).

Таким

образом,

биоадекватная

методика

преподавания

представляет

собой

совокупность

скоординированных

действий

учителя

и

ученика,

целью

которых

является

формирование

целостных

мыслеформ

по

предмету

и

навыков

инструментальной работы с ними (11 слайд)

Так создаются естественные для человека условия, при которых активизируются обе

половины головного мозга. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с

большой

степенью

надёжности.

Кроме

того,

взаимодействие

левого

и

правого

полушарий приводит к гармонии тела, мозга и души, снятию стресса и подключению

разнообразных

центров

удовольствия.

Спокойная

атмосфера

учёбы

приводит

к

улучшению

физического самочувствия

учащихся.

Они

ожидают

уроков,

и

это

усиливает ощущение успеха и быстроты продвижения вперёд.(12 слайд)

Результаты:

Более легкое усвоение учащимися знаний (усвоение понятий, правил, выводов),

следовательно, сокращение времени на усвоение учебной информации в 3-6 раз.

Возрастание

мотивации

учащихся

к

учёбе,

усиление

их

познавательных

потребностей - в 3-6 раз. Изменение мотивации учащихся с уровня «эмоциональной

мотивации к учёбе» до уровня "нравственной мотивации к учёбе".

Улучшение успеваемости учащихся всех категорий в 3-4 раза.

Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке: изменения в

личностных структурах (снижение уровня тревожности и агрессивности).

Раскрытие творческих способностей личности учащихся в информационной,

художественной,

производственной,

семейной,

межличностной

сферах

жизни

и

деятельности

(до

75-80).

Осуществление

нравственного,

эстетического,

трудового

обучения без дополнительных затрат (в ходе изучения программных предметов).

Формирование

целостного

мышления

учащихся

и

на

этой

базе

высокой

духовности, нравственности, гармоничной личности, т. е. способной жить, мыслить,

трудиться

в

гармонии

с

природой,

собой,

обществом,

быть

устойчивой

в

разнообразных жизненных ситуациях без нанесения вреда человечеству и природе

Формирование жизненной позиции учащихся, изменение в системе ценностей

учащихся.

Биоадекватная методика позволяет разрабатывать интегрированные уроки в

межпредметном

и

внутрипредметном

контекстах.

Такие

уроки

н е

предусматриваются

учебными

программами,

но

именно

они

дают

возможность

познания

рассредоточенной

в

учебниках

информации

в

цело стном ,

концентрированном

виде.

В

данном

случае

преследуется

цель

творческой

интерпретации

существующего традиционного

материала.

При

этом понятие

творчества

как

«создание

новых

по

замыслу

культурных

или

материальных

ценностей»

включаются

интеллектуальные

и

методические

приёмы

и

методы

работы: они-то и есть ценности. Научение культуре интеллектуального труда на

основе национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАПЫРЕВЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Выступление по теме

Биоадекватная методика

преподавания русского языка.

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы,

Чепуровой Елены Евгеньевны,

МБОУ Капыревщинской СШ

Воспитательный характер

релаксационно-активной (REAL) методики.

REAL

методика

имеет

ряд

воспитательных

смыслов,

главное

из

которых

непосредственно

связаны

с

фазой

релаксации.

Последняя

предопределяет

выбор

положительных

эмоций

учителя уже

в

процессе

подготовки к

занятию.

Во

время

презентации

информации

и

сам

педагог,

и

дети работают

в

оптимальном

психоэмоциональном режиме, который нивелирует явные и скрытые конфликты личности,

группы учащихся, включает центры удовольствия и таким образом воспитывает чувства и

смыслы.

Притчи,

метафоры,

басни,

ролевые

игры,

будучи

содержательными

элементами

биоадекватной

методики,

снимают

остроту

деструктивной

информации,

её

объектную

направленность и усиливают трансформацию энергии конфликтов в энергию позитивного

личностного

роста.

Учитель

должен

уметь видеть

в

каждом

ребёнке

возможность

проявления его

лучших

сторон

и

управлять

проявлением его высших потенциальных

возможностей. Ноосферный педагог ориентируется на личность ученика в её высшем

потенциале, воспитывая его личностное достоинство. В таком случае мы имеем основание

говорить о личностной ориентированности методики.

REAL

методика

является

глубоко

воспитательной

благодаря

грамотной

организации надличностного опыта ребёнка. На каждом биоадекватном уроке в его разуме

«прокладывается

дорожка» между

архетипами («первообразами») и сознанием, которая

ведёт

к

целостности

личности.

Ребёнок

благодаря связи

с

опытом

предшествующих

поколений через долговременную память обретает внутреннюю опору. В этом случае он

оказывается способным сам решать свои проблемы и строить отношения с людьми в

восходящем эмоциональном потоке.

Каждый акт выбора сопровождается понятием ответственности за этот выбор. При

этом воспитательная функция методики выявляется в работе сущностно: не формальное

запоминание, а личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность,

инициативность, потребность в свободе выбора. Умение свободного выбора, установка

приоритета

инициирует

навык

интеллектуальной

работы и

самоорганизующейся

духовности.

Это

та

ситуация,

когда

сама

учёба

есть

воспитание

трудом,

душой,

интеллектом,

когда

не требуется

выделять

дополнительное

время

на

воспитательные

мероприятия.



В раздел образования