Напоминание

«Интегрированный урок по математике и ПДД»


Автор: Горина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №87
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Интегрированный урок по математике и ПДД»
Раздел: среднее образование





Назад




«Интегрированный урок по математике и ПДД»

5-6 класс

Пояснительная записка

В современном мире нельзя просто стоять на месте.

Скорость движения,

плотность транспортных потоков на улицах и дорогах быстро возрастают, и

будут прогрессировать и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности

движения

становится

важной

задачей.

Особое

значение

в

решении

этой

проблемы

имеет

заблаговременная

и

правильная

подготовка

самых

маленьких наших пешеходов-детей, которых уже сейчас за порогом дома и

школы подстерегают серьёзные трудности и опасности. Избежать всего этого

можно лишь путём воспитания элементарных правил поведения и норм на

дорогах.

В

обучении

детей

правилам

дорожного

движения

помогают

такие

формы

работы,

как

беседы,

классные

часы,

внеклассные

мероприятия,

экскурсии, наблюдения, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры,

рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений и

т.п. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил

поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно

через

игровую

деятельность,

есть

возможность

обогатить,

расширить

представление детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные

жизненные

ситуации

и

активизировать

у

них

желание

искать

пути

их

разрешения.

Актуальность проблемы

1.

Увеличение

количества

транспорта

на

городских

улицах

и

процент

детского травматизма на дорогах говорят об актуальности проблемы сами за

себя.

2.

Огромная ответственность в связи с этим ложиться не только на семью,

но и на школу, как источник формирования поведенческих навыков.

Пути решения проблемы

1.

Каждая школа и каждый педагог находит разные пути решения этой

проблемы.

На

сегодняшний

день

накоплено

достаточное

количество

материалов (стихотворений, загадок, игровых заданий и т.д.) по данной

тематике.

Системность

использования

этих

материалов

на

уроках

в

начальной школе, в среднем звене, а так же регулярность проведения

классных и тематических часов и использование других форм работы,

безусловно способствуют решению проблемы детского травматизма на

улице.

2.

Мы предлагаем для решения этой проблемы использовать возможности

интеграции изучаемых в школе предметов и курса ПДД

Интегрированный урок по математике и ПДД

1.

Данный урок реализует цели и задачи двух учебных курсов: математики и

ПДД.

2.

В структуре этого урока заложен один из элементов дидактической игры,

что

также

способствует

повышению

мотивации

учащихся

и

более

осознанному восприятию изучаемого материала.

3.

Цели, задачи и специфику урока можно отразить в виде следующей таблицы:

Математика:

ПДД:

Тема:

Решение примеров и задач курса

5-6 классов.

Тема:

Дорожная азбука.

Цели и задачи:

П о в т о р и т ь

п р о й д е н н ы й

материал, решение примеров и задач

на

арифметические

действия

с

н а т у р а л ь н ы м и

ч и с л а м и ,

обыкновенными

и

десятичными

дробями.

Развивать

вычислительные

навыки, умение думать логически.

Напомнить

учащимся

правила

поведения на дорогах, воспитывать

а к к у р а т н о с т ь ,

р а з в и в а т ь

п о з н а ват е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь ,

мышление, расширять кругозор.

Цели и задачи:

Систематизировать

и

дополнить

имеющиеся

знания

о

дорожных

знаках и правилах движения.

Формировать

умение

правильного

поведения на дороге.

Форма организации:

Индивидуальная

Форма организации:

Групповая

Оборудование:

Плакаты

Учебник «Математика»

Оборудование:

И л л ю с т р а ц и и

р а з н о го

в и д а

транспорта;

Дорожные

знаки,

разделённые

на

части;

Л и с т ы

б е л о й

бу м а г и ,

к л е й ,

маркеры.

Ход урока.

-

Ребята,

сегодня

мы

совершим

путешествие.

Пристегните,

пожалуйста, ремни безопасности, мы отправляемся в путь.

I.

Устная разминка «Дорожная математика»

Задача 1

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой.

Остальные ребята остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили

правильно? (Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя)

Задача 2

Два

мальчика

и

три

девочки

вышли

из

школы.

Когда

они

подошли

к

пешеходному

переходу,

зеленый

сигнал

уже

начал

мигать.

Мальчики

побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего

зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

(Две

девочки.

Зеленый

мигающий

сигнал

предупреждает,

что

скоро

включится

желтый,

а

затем

-

красный,

поэтому

безопаснее

всего

дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу -

тоже

опасно)

Задача 3

Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному

из них было 13 лет, остальным - 15. Сколько ребят не нарушили Правила

дорожного

движения? (Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14

лет)

Задача 4

Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному

переходу,

двое

пошли

обходить

автобус

спереди

и

двое

остались

на

остановке. Сколько человек поступило правильно? (Двое. Правильнее всего

подождать,

пока

автобус

отъедет

от

остановки

и

только

затем

переходить дорогу)

II. Решение задач

Разбор задачи 1(коллективная поисковая работа)

Сколько

времени

потребуется

водителю

автомобиля,

движущегося

со

скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м?

Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость

пешехода 1,5 м/с.

Решение:

1.

54 км/ч = 54000м/3600с = 15 м/с

2.

12 м : 15 м/с = 0,8 (сек) — время обгона автомобилем автобуса.

3.

15 м * 0,8 с = 12 (м) — путь, проделанный пешеходом.

Ответ: люди,

вышедшие

из

передней

двери

и

начавшие

переход

спереди

автобуса,

могут

попасть

под

колеса

автомобиля,

идущего

в

том

же

направлении.

Разбор задачи 2.

При

стоящем

ограничителе

скорости

40

км/ч

автомобиль

двигался

со

скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

Решение:

1.

50 - 40 = 10 км/ч

2.

10 : 40 = 1/4

3.

1/4 * 100% = 25%

Ответ: водитель превысил скорость на 25%, что очень опасно для уличного

движения.

Разбор задачи 3.

На расстоянии 40 км от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч.

Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6

м? Скорость пешехода 1,5 м/с.

Решение:

1.

36 км/ч = 10 м/с

2.

40 м : 10 м/с = 4 (сек) — время, которое потребуется автомобилю,

чтобы поравняться с пешеходом.

3.

1,5 м/с * 4 с = 6 (м) — путь, который может за это время пройти

пешеход.

Ответ: анализируя ответ, можно сделать вывод, что пешеход успевает

пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе

дороги

могут

возникнуть

помехи

его

движению.

Человек

может

поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п.,

Следовательно,

в

этой

ситуации

пешеходу

безопаснее

пропустить

автомобиль.

III.

Задачи на закрепление «Математика и правила дорожного

движения»

1. Ширина проезжей части 9 м. Скорость движения школьника 1 м/с.

Успеет ли он перейти пешеходный переход на зеленый сигнал светофора,

сигнал которого горит 20 сек?

2. Автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Нарушает ли водитель

правила дорожного движения, если на обочине установлен знак

ограничения 40 км/ч. Во сколько раз водитель превысил скорость?

3. Ширина улицы 15 м. Успеют ли пешеход перейти ее, если сигнал

светофора горит 25 сек, а скорость пешехода 1 м/с?

5. Чтобы перейти улицу как положено на зелёный цвет нужно подождать

35 сек. Сэкономив эти секунды можно потерять не только здоровье, но и

жизнь. Ученику, спешащему в школу, нужно остановиться у трех

светофоров. Сколько времени у него это займет? Запиши ответ в секундах.

Переведи ответ в минуты.

7. На автомагистрали стоит дорожный знак, который показывает, что на

участке длиной 2 км скорость должна быть 40 км/ч. Водитель проехал этот

участок за 3 минуты. Соблюдено ли водителем правило дорожного

движения?

8. Машина едет по городу 120 км/ч, а надо ехать со скоростью 40 км/ч. Во

сколько раз водитель превысил допустимую скорость автомобиля?

9. На зеленый свет светофора перешли дорогу 27 школьников, на желтый

свет в 3 раза меньше, а на красный свет перебежали дорогу на 7 ребят

меньше, чем на желтый. Сколько ребят подвергли свою жизнь опасности?

10. Две семьи поехали на машинах в Германию. У семьи Ивановых, когда

они приехали в Германию, было 26 штрафов, а у семьи Петровых 9

штрафов. На сколько больше штрафов получила семья Ивановых, чем

семья Петровых?

11. Инспектор ГИБДД остановил 35 водителей за превышение скорости, а

водителей, которые не пристегнулись ремнями безопасности в 7 раз

меньше. Сколько всего нарушителей остановил инспектор?

12. Два мотоциклиста ехали по дороге. Первый едет со скоростью 120

км/ч, а скорость второго в 2 раза меньше. С какой скоростью едет второй

мотоциклист?

13. П е р в ы й

с в е т о ф о р

б ы л

у с т а н о в л е н 1 0

д е к а б р я 1868

года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель —

Джон Пик Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам

.

Сколько времени прошло с тех пор?

14. Первое

официально

зарегистрированное

ДТП

произошло

в

Великобритании 17 августа 1896г. Автомобиль, который ехал со скоростью

6 км/ч, совершил наезд на пешехода. Сколько времени прошло с тех пор?

IV.Самостоятельная работа по вариантам.

Цель: решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее

правило дорожного движения.

Вариант 1.

1.

Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью

1,2 м/с. Ширина дороги 15 м. С двух сторон к переходу, не снижая

скорости,

приближаются

два

автомобиля

со

скоростью

36

км/ч.

Светофор горит 10 с. В момент включения светофора расстояние от

автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как

должен поступить ученик?

Решение:

1) 36 км/ч = 36000/3600 = 10 м/с

2.

100

м

:

10

м/с

=

10

(сек)

потребуется

автомобилям,

чтобы

поравняться с пешеходным переходом.

1.

1,2 м/с *10 с = 12 (м) — путь, который может пройти пешеход.

2.

15 м > 12 м

Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой

линии или на островке безопасности.

2.

Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше, чем на

указателе 60км/ч?

Решение:

1.

25 м/с = 25 м/с * 3600 с / 1000 м = 90 км/ч.

2.

90 км/ ч > 60 км/ ч

Ответ: Скорость будет выше, чем на показателе.

Вариант 2.

1.

Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников

0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому

сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит

20 с? Как должны идти дети?

Решение:

1.

18

м

+

9

м

=

27

(м)

-

путь,

который

должен

пройти

последний

школьник.

2.

27 м : 0,9 м/с = 30 (сек) — потребуется времени, чтобы вся колонна

прошла через проезжую часть дороги.

3.

30с > 20 с

Ответ: не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт

обязан пропустить колонну.

2.

Автомобиль

движется

так,

что

каждые

200

м

проходит

за

10

с.

Нарушает ли водитель правила дорожного движения, если на обочине

стоит знак ограничения скорости до 45 км/ч?

Решение:

1.

200 : 10 = 20 м/с

2.

20 м/с = 20 м/с * 3600 с/ 1000 = 72 (км/ч) - скорость автомобиля

3.

72 км/ч > 45 км/ч

Ответ: водитель нарушил правила.

(После самостоятельной работы дети говорят ответ и зачитывают выводы-

правила, которые они записали к каждой задаче).

Вот и

пришло время сделать вывод. Сейчас мы его расшифруем, решив

предложенные пропорции.

(Ответы заданий на карточках. На обратной стороне карточки – ответ и

буква. Проверяем по перевёрнутым карточкам через 10 мин.)

2

,

4

7

6

3

,

12

õ

1,23

о

4

,

2

8

3

õ

10

с

õ

3

18

270

0,2

т

10

6

2

,

7

õ

12

о

75

28

:

8

3

:

7

5

ó

45

32

р

4

,

1

8

7

2

õ

20

о

60

25

5

,

0

õ

1,2

ж

Х:

21

20

:

7

4

6

25

2,5

н

5

3

2

,

1

36

õ

50

о

28

4

,

1

3

,

0

õ

6

Д

6

,

0

5

,

0

4

,

2

õ

2

о

6

,

3

9

16

ó

6,4

р

5

,

0

7

,

1

1

,

5

ó

1,5

о

8

,

0

7

,

0

21

ó

24

г

ó

16

5

,

5

11

8

а

Осторожно! Дорога

VI. Рефлексия (систематизация результатов)

-Объединитесь в группы и попробуйте собрать свой знак или знаки.

(Учащиеся объединяются в группы по рядам, на заготовленный лист картона

приклеивают части знака, которые находятся в конверте, стараясь собрать его

целым)

-Расскажите, что обозначают ваши знаки? (выступление каждой группы)

-Для чего нужно соблюдать правила дорожного движения?

-Что может произойти из-за несоблюдения правил дорожного движения и

незнания знаков?

Итог урока:

-Чему учились на уроке?

-Что вспоминали?

-Зачем?

Идущему вы транспорту путь не перебегайте,

ведь транспорт – это транспорт и может сбить тебя.

Не торопись! Постой! Секрет совсем простой:

надёжны как таблица умножения Правила дорожного движения.

Не играй ты у дороги, нет, нет, нет. Не кати по трассе свой велосипед

Пешеходным переходам – да, да, да! Только на зелёный свет иди всегда.

Самый малый знак дорожный – он стоит не просто так,

Будьте, будьте осторожны! Уважайте каждый знак!

Учитель: Выводы мы сделали и постараемся их запомнить надолго.

VII. Домашнее задание.

Решите задачу: При сухой погоде тормозной путь автомобиля 23 м, а при

гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда

составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился

тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

Решение:

1.

23 : 69 = 23/ 69 = 1/3 часть

2.

69 : 23 = 3 (раза).

Ответ: водитель

должен

двигаться

с

меньшей

скоростью,

начинать

торможение

дальше

от

пешеходной

дорожки,

перекрестка.

Пешеход

должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по

разрешающему сигналу светофора.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ВИКТОРИНА»

- Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, желтый, зеленый.)

- Что такое перекресток? (Место пересечения улиц и дорог на одном уровне.)

- Кто регулирует движение транспорта и пешеходов? (Регулировщик.)

- Когда можно начинать переходить улицу? (Когда загорелся зеленый свет

светофора, надо убедиться, что все машины остановились, и тогда можно

переходить улицу.)

- Где должны ходить пешеходы? (По тротуару.)

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? (Белый круг с красной

каймой.)

- По какому номеру телефона вызывают милицию? (02, 112)

- По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта? (По правой.)

- Какие части дороги вы знаете? (Проезжая часть и тротуар.)

- Какая часть дороги предназначена для машин? (Проезжая часть.)

- Что означает желтый сигнал светофора? (Сейчас будет смена сигнала.)

- Какая часть дороги предназначена для пешеходов? (Тротуар.)

- Чем регулировщик управляет движением? (Жезлом.)

- Где ожидают автобус? (На автобусной остановке.)

- По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»? (03, 112)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге? (С 14

лет.)

- Какую форму и цвет имеют знаки сервиса? (Синий прямоугольник с белым

квадратом внутри.)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два: зеленый и красный.)

- Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»? («Скорая помощь»,

милицейская, пожарная.)

- Какой перекресток называется регулируемым? (Где стоит светофор или

регулировщик.)

- Разрешающий сигнал светофора? (Зеленый.)

Игра «ДА» - «НЕТ»

Ведущий: Вы знаете, что в дорожных знаках нарисованы различные символы:

цифры, буквы, животные и т.д. Я буду называть какой-либо символ дорожных

знаков, а вы отвечаете словами «ДА», если такой символ есть, или «НЕТ»,

если я допустил ошибку.

Паровоз – да

Трамвай – да

Велосипед – да

Мотоцикл – да

Подъемный кран –

нет

Буква «Ш» – да

Буква «Р» – да

Буква «У» – да

Буква «М» – да

Буква «С» – нет

Корова – да

Лошадь – да

Лев – нет

Тигр – нет

Олень – да

Вопросительный

знак – нет

Восклицательный

знак – да

Елка – да

Вилка – да

Ложка – нет

Нож – да

Телефонная трубка –

да

Душ – да

Диван – нет

Кровать – да

Грабли – нет

Лопата – да

Очки – да

Светофор – да

Разводной ключ – да

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Цель: Уточнить и закрепить знание детей о видах транспорта и дорожных

знаках;

автомобили

бывают

разные:

легковые,

грузовые,

автомашины

специального назначения («скорая помощь» «пожарная») и т.д. Закрепить

умение детей, классифицировать предметы по их принадлежности, учить

обосновывать свое решение. Развивать логическое мышление и внимание.

Материал: Изображение транспорта и знаков.

Содержание Игры:

Вариант

1.

Предложить

детям

для

рассматривания

несколько

автомашин и найти лишнюю машину, объяснить почему?

1)Автобус, самосвал, троллейбус, трамвай.

-

Здесь лишний самосвал, потому что он возит груз, а остальные

машины относятся к пассажирскому транспорту, они перевозят людей.

2) «Скорая помощь», легковая машина, пожарная машина, полицейская

машина.

-

Лишняя легковая машина, т.к. все остальные – машины специального

назначения.

Вариантов может быть много.

15.

Вариант 2

Предложить детям для рассматривания несколько дорожных знаков, найти

лишний знак и объяснить почему?

1)Пешеходный переход, въезд запрещен, дети, железнодорожный переезд

со шлагбаумом.

-Здесь

лишний

знак

въезд

запрещен,

потому

что

он

относиться

к

з а п р е щ а ю щ и м

з н а ка м ,

а

о с т а л ь н ы е

з н а к и

о т н о с я т с я

к

предупреждающим.

2) Остановка запрещена, подача сигнала запрещена, круговое движение,

велосипедное движение запрещено.

-Здесь лишний знак круговое движение, потому что он относиться к

предписывающим знакам, а остальные знаки относятся к запрещающим

3)Пешеходный переход, проезд прямо и направо, велосипедная дорожка,

круговое движение.

-Здесь лишний знак пешеходный переход, потому что он относиться к

указательным знакам, а остальные знаки относятся к предписывающим.

4)

Надземный

переход,

велосипедное

движение

запрещено,

подземный

переход, место стоянки.

-Здесь лишний знак велосипедное движение запрещено, потому что он

относиться к запрещающим знакам, а остальные знаки относятся к

указательным.

5)Пункт медицинской помощи, пункт питания, железнодорожный переезд

со шлагбаумом, телефон.

-Здесь лишний знак железнодорожный переезд со шлагбаумом, потому

что

он

относиться

к

предупреждающим

знакам,

а

остальные

знаки

относятся к знакам сервиса.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Викторина по ПДД

1.

Как

называются

широкие

длинные

улицы,

пересекающие

целые

районы? (проспекты)

2.

Как называются узенькие и короткие улицы? (переулки)

3.

Как называется часть улицы, которая принадлежит только пешеходам?

(тротуар)

4.

Как

называется

место,

где

пересекаются

две

или

несколько

улиц?

(перекрёсток)

5.

Как

называются

люди,

которые

находятся

на

дороге,

но

не

водят

транспорт и не работают на ней? (пешеходы)

6.

Назовите пять «нельзя» для пешеходов на дороге.

(Переходить на

красный свет. Играть на мостовой. Кататься на санках, коньках и

самокатах на дороге. Переходить улицу бегом. Ходить по проезжей

части.)

7.

Назовите четыре «надо» при переходе улицы.

(Посмотреть налево, а

дойдя

до

середины,

-

направо.

Идти

только

на

зелёный

свет

светофора. Ходить по подземным переходам. Если нет светофора, то

идти

по

пешеходной

дорожке,

где

стоит

знак

«Пешеходный

переход».)

8.

Как наказываются по закону

нарушители ПДД?

(Платят штраф.

Лишаются свободы.)

9.

Каким должен быть пешеход на улице? Назовите не менее пяти слов.

(Бдительным,

внимательным,

осторожным,

с п о ко й н ы м ,

выдержанным, знающим, грамотным, умным, сосредоточенным и т.

д.)

10.Как переводится слово СВЕТОФОР? (Состоит из двух корней: «свет»

и

«фор».

Последнее

слово

обозначает

в

переводе

с

греческого

«носитель». Поэтому СВЕТОФОР – это носитель света.)

11.Почему

на

светофоре

именно

красный,

зелёный

и

жёлтый

цвета?

(Красный цвет хорошо виден и днём и ночью, и даже в тумане.

Зелёный – резко противоположный красному, поэтому их не спутаешь.

Жёлтый – цвет нейтральный.)

12.С какого возраста детям разрешается ездить по дороге на велосипеде?

(с 14 лет)

13.На чём детям можно кататься по дорогам зимой? (Ни на чём.)

14.В какие игры можно играть на дороге? (Ни в какие.)

15.Как надо идти по обочине дороги, если нет тротуаров?

( Навстречу

движению транспорта.)

16.По какой стороне тротуара должен идти пешеход? (По правой.)

17.Что должен делать пешеход, желающий перейти дорогу, если рядом

едет

машина.

Выбери

правильный

ответ.

(Идти

шагом.

Быстро

бежать. Спокойно ждать.)

Викторина «Велосипедист»

1.

С какого возраста на велосипеде можно выезжать на проезжую часть?

(С 14 лет)

2.

Что нужно в первую очередь проверить у велосипеда перед поездкой?

(Тормоза)

3.

На

каком

расстоянии

от

обочины

можно

ехать

на

велосипеде

по

проезжей части? (1 метр)

4.

Объясните, что означает этот знак? (показывается знак «Велосипедная

дорожка»)

5.

Можно ли на велосипеде перевозить пассажира?

(только маленьких

детей, при наличии специального дополнительного сидения)

6.

Какой знак запрещает движение велосипеда?

7.

Должен

ли

велосипедист

останавливаться

у

знака

«

Проезд

без

остановки запрещён»? (да)

8.

Как

велосипедист

должен

предупредить

о

совершении

поворота

направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

9.

Должен ли велосипедист останавливаться на перекрёстке на красный

свет,

если

нет

транспортных

средств

и

он

не

создаёт

аварийную

ситуацию? (должен)

10.Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (нет)

11.*Почему

в

тёмное

время

суток

на

велосипеде

можно

ехать

без

включенного

фонаря?

(нельзя

ездить

в

тёмное

время

суток

без

фонаря, даже на велосипеде)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно

говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны –

молчите.

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто, держась одной рукой, лихо мчит по мостовой?

Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

Кто пинает мяч весёлый на дороге перед школой?

Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как

таблицу умножения»?

Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный означает –

По дороге каждый смело пусть шагает?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто в свои 12 лет, оседлав велосипед,

Невзирая на опасность, быстро мчит по автотрассе?

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

Игра « Верите ли вы?»

1.

Верите ли вы, что автомобиль может моментально

остановиться, когда водитель нажмёт на тормоза? (нет)

2.

Верите ли вы, что автобус нужно обходить сзади? (нет,

нужно дождаться, когда он уедет, и переходить дорогу на зелёный

сигнал светофора по пешеходному переходу)

3.

Верите ли вы, что первый велосипед был изобретён в России?

(да)

4.

Верите ли вы, что жёлтый сигнал светофора запрещает

движение как водителям, так и пешеходам? (да)

5.

Верите ли вы, что дорожный знак «Дети» даёт какое-либо

преимущество перед идущим транспортом? (нет)

«Вопросы из конверта»

Вопросы зелёного конверта – 5 баллов:

1.

Где устанавливается знак «Дети»? (Возле школ и детских садов)

2.

Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Нужно

идти на пешеходный переход, а если его нет, то дождаться, когда

автобус отойдёт от остановки на достаточное расстояние, и

перейти дорогу.)

3.

В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги

общего пользования? (С 14 лет.)

Вопросы жёлтого конверта – 4 балла:

Узнай и назови знак, который лежит в конверте.

Вопросы красного конверта – 3 балла:

1.

У машины есть,

У телеги есть,

У велосипеда есть

А у поезда не счесть. (Колёса)

2.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

3.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе готов помочь. (Светофор)

Тест для проверки правил по ПДД

1.

По какой части тротуара должен двигаться пешеход?

а) по правой

б) по левой

в) посередине

2. Можно ли переходить дорогу рядом с пешеходным переходом –

«зеброй»?

а) да

б) нет

3. Где должны находиться люди, ожидающие автобус или троллейбус?

а) на обочине дороги

б) в любом месте на проезжей части

в) на посадочной площадке

4. Можно ли выходить из автобуса, если двери уже открыты, а транспорт

продолжает движение?

а) нет

б) да

5.Какое из перечисленных транспортных средств представляет наибольшую

опасность для пешехода?

а) автобус

б) автомобиль, оборудованный специальным сигналом-маячком

в) троллейбус

6. Что обозначает загоревшейся правый подфарник автомобиля?

а) автомобиль поворачивает налево

б) автомобиль останавливается

в) автомобиль поворачивает направо

7. Разрешается ли передвижение пешеходам по железнодорожным путям?

а) да

б) нет

в) можно, если вблизи нет поезда

8. Вы переходите дорогу и видите на дороге едущий автомобиль. Ваши

действия:

а) быстро перебежать дорогу

б) подождать, пока автомобиль проедет

в) попросить водителя остановиться и перейти дорогу

9. С какого возраста разрешается перевозить детей на переднем сидении

автомобиля?

а) с 8 лет

б) с 12 лет

в) с 14 лет

10. Можно ли играть на проезжей части дороги или около неё?

а) можно

б) нельзя

в) можно, если принять меры безопасности

Памятка для пешехода.

1.

Ходите только по тротуару.

2.

Переходите

улицу

в

местах

обозначенных

разметкой

или

знаками

“пешеходный

переход”,

а

где

нет

их

на

перекрестках

по

линии

тротуаров.

3.

Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.

4.

На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую

часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте

регулировщика.

5.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

6.

При

отсутствии

в

зоне

видимости

перехода

или

перекрестка

разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части

и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

7.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на

линии,

разделяющей

транспортные

потоки

противоположных

направлений.

Продолжить

переход

можно,

лишь

убедившись

в

безопасности

дальнейшего

движения

и

с

учетом

сигнала

светофора

(регулировщика).

8.

Стоящий

на

остановке

автобус

или

троллейбус

обходите

только

в

разрешенных для переходов местах, соблюдая при этом осторожность.

9.

Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно.

10.

Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и

санках на проезжей части улицы.

11.

Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном

устройстве – это опасно для жизни.

12.

При приближении транспортных средств с включенным проблесковым

маячком

синего

цвета

или

маячком

синего

и

красного

цветов

и

специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу, а если

находитесь на дороге, уступайте дорогу этим транспортным средствам и

незамедлительно освободите проезжую часть. Ездить на велосипедах по

улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.

Памятка велосипедисту

1.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам

не моложе 14 лет.

2.

Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. При

движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной

видимости (туман, дождь, снегопад и т. п., когда расстояние видимости

менее 300 м) велосипед должен быть оборудован спереди фарой с белым

светом и белым световозвращателем; сзади — фонарем с красным светом

или

красным

световозвращателем;

с

боков

желтыми

и

красными

световозвращателями, установленными на колесах.

3.

Движение на проезжей части на велосипедах разрешается только в

один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Выезд на большее

расстояние

допускается

лишь

для

обгона,

объезда

и

поворота

или

разворота на дорогах без трамвайного движения и имеющих не более

одной

полосы

для

движения

в

данном

направлении.

Разрешается

движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

4.

Водителям велосипедов запрещается:

а) ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;

б) ездить, не держась за руль;

в) перевозить пассажиров (кроме ребенка на дополнительном сиденье,

оборудованном подножками):

г) перевозить груз, который выступает более – чем на 0,5 м по длине или

ширине за габариты велосипеда и может помешать управлению;

д) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки,

обозначенной знаком "велосипедная дорожка";

е) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным

движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в

данном направлении (в этих случаях нужно перевести велосипед по

пешеходному переходу);

ж) управлять велосипедом в нетрезвом состоянии.

5.

Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

Памятка для родителей детей младшего возраста

по воспитанию грамотного пешехода:

Родители

активные

помощники

педагогов

в

формировании

у

детей

дисциплинированного

поведения

на

улице,

соблюдения

ими

правил

безопасности.

В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь с взрослым за руку, не

вырывайся, не сходи с тротуара;

ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой

стороны тротуара;

переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый

сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;

проезжая часть предназначена только для транспортных средств;

движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и

милиционером-регулировщиком;

в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять

руки какие-либо предметы.

Все

эти

понятия

ребенок

усвоит

более

прочно,

если

его

знакомят

с

Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте

для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский

сад.

Находясь

с

малышом

на

улице

полезно

объяснять

ему

все,

что

происходит

на

дороге

с

транспортом,

пешеходами.

Например,

почему

в

данный

момент

нельзя

перейти

проезжую

часть,

какие

на

этот

случай

существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей,

отметив,

что

они

нарушают

правила,

рискуя

попасть

под

движущиеся

транспортные средства.

Чтобы

развить

у

ребенка

зрительную

память,

закрепить

зрительные

впечатления,

предложите

малышу,

возвращаясь

с

ним

из

детского

сада,

самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не

менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать

рисунки

с

дорожными

знаками

и

различными

дорожными

ситуациями.

Купите

ребенку

игрушечные

автомобили,

автобусы,

светофоры,

фигурки

регулировщиков

и

организуйте

игры

по

придуманным

вами

сюжетам,

отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения

ребенка дорожной грамоте.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей,

других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению

на улице не только вашего ребенка, но и других детей.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных

случаев на дорогах!

Памятка для родителей

"Обучение детей наблюдательности на улице"

1.

Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

2.

Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные

средства

или

растут

деревья,

кусты,

остановитесь,

научите

ребенка

осматриваться

по

сторонам

и

определять:

нет

ли

опасно сти

приближающегося

транспорта.

Если

у

подъезда

дома

есть

движение

транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не

приближается ли транспорт.

3.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от

проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

4.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом

автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

5.

При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по

сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги:

поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной

линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения

транспорта,

продолжайте

переход,

не

останавливаясь,

а

если

есть

остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

6.

Учите

ребенка

всматриваться

вдаль,

пропускать

приближающийся

транспорт.

7.

Наблюдая

за

приближающимися

транспортными

средствами,

обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус,

троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости

легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда

большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

8.

Не

выходите

с

ребенком

на

проезжую

часть

из-за

каких-либо

препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей

части.

9.

Переходите

проезжую

часть

не

наискосок,

а

прямо,

строго

перпендикулярно.

Ребенок

должен

понимать,

что

это

делается

для

лучшего наблюдения за движением транспорта.

10.

Переходите

проезжую

часть

только

на

зеленый

сигнал

светофора.

Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал

нельзя.

Он

горит

всего

три

секунды,

можно

попасть

в

дорожно-

транспортное происшествие.

Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на вашем

примере, приобретая собственный опыт.

Памятка для родителей-водителей

“Правила перевозки детей в автомобиле”

1.

Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку,

зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется

вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки

пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка

должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).

2.

Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем

устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле:

середину и правую часть заднего сиденья.

3.

Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь,

которая находится со стороны тротуара.

Памятка для родителей

“Правила поведения на остановке маршрутного транспорта”

1.

Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного

маршрутного

транспорта.

Приучите

ребенка,

что

это

опасно,

лучше

подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.

2.

На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за

руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую

часть.

3.

Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

4.

Не

обходите

маршрутный

транспорт

спереди

или

сзади.

Если

поблизости

нет

пешеходного

перехода,

дождитесь,

когда

транспорт

отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо

просматривается в обе стороны.

5.

При

высадке

из

автобуса,

троллейбуса,

трамвая,

такси

выходите

первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на

проезжую часть дороги.

Памятка для родителей

“Причины детского дорожно-транспортного травматизма”

1.

Переход

дороги

в

неположенном

месте,

перед

близко

идущим

транспортом.

2.

Игры на проезжей части и возле нее.

3.

Катание

на

велосипеде,

роликах,

других

самокатных

средствах

по

проезжей части дороги.

4.

Невнимание

к

сигналам

светофора.

Переход

проезжей

части

на

красный или желтый сигналы светофора.

5.

Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых

насаждений и других препятствий.

6.

Неправильный

выбор

места

перехода

дороги

при

высадке

из

маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

7.

Незнание правил перехода перекрестка.

8.

Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

9.

Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

10.

Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

Ребусы по ПДД (1 коллекция)

Ответы:

1. Метро

2. Разворот

3. Такси

4. Автобус

5. Переход

6. Газон

7.

Знак

8.

Пешеход

9.

Шоссе

10.

Мостовая

11. Остановка

12. Перекресток



В раздел образования