Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Анненкова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ
Населённый пункт: г. Оренбурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ КАК

СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНЯ

ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ,

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы крадём у

наших детей завтра.

Джон Дьюи

В Концепции модернизации образования «…модернизация

предполагает ориентацию образования не только на усвоение

обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,

его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная

школа должна формировать целостную систему универсальных знаний,

умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной

ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции,

определяющие современное качество содержания образования».

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям

образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно

развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать

личность.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное

содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь,

следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики

должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Исходя их вышесказанного целью моей работы стало: развитие

личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,

формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений

и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана

и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым

ребенком.

- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного

мышления, учить рассуждать, мыслить

- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных

классах

- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и

психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к

саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень

готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого

результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные

технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых

компетенций, способствующих успешности учеников в современном

обществе.

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической

деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который

реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно

– ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых

технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

Нынешний век — это век компьютерных технологий. Современный

ребёнок живёт в этом веке. Следовательно, учителю необходимо владеть

современными

методиками

и новыми

образовательными

технологиями,

чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Самообразование

и

саморазвитие

важная

со ставляющая

профессиональной деятельности каждого современного педагога. Основной

целью своего профессионализма ставлю умение решать профессиональные и

педагогические задачи с привлечением информационно-коммуникационных

технологий.

Активно осваиваю и внедряю в образовательный процесс начальной

школы ИКТ четвёртый год. Условия для этого хорошие: дома и в школьном

кабинете имеются компьютеры. Мультимедиапроектор использую на уроках

ежедневно.

Пришла к выводу, что использование ИКТ в процессе обучения влияет

на

рост

профессиональной

компетентности

учителя,

это

способствует

значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок

современным.

Первым

направлением

использования

ИКТ

стал

переход

на

оформление основной документации в электронном формате:

составление

календарно-тематического

планирования

по

всем

предметам начального обучения с указанием оснащенности уроков;

создание методических копилок («Копилка уроков с сопровождением

презентаций

по

основным

предметам»,

«Работа

с

родителями»,

«Воспитательная работа», «Разработки классных часов и праздников для

учащихся» и др.);

создание

электронного

портфолио

учителя

и

воспитательной

программы класса «На пути к успеху» на 4 года обучения.

Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения,

дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации.

Второе

направление

использования

ИКТ

учитывает

наглядно-

образное мышление у учащихся 1-4 классов, поэтому очень важно строить их

обучение,

применяя

как

можно

больше

качественного

иллюстративного

материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и

слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и

занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Применение мною ИКТ позволяет уже на ранних этапах обучения

обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия

учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

Умения, связанные с обучением чтению.

Эти

умения

развивали

с

помощью

специально

подготовленной

дидактической игры – «Азбука». Это средство обеспечивает материалом для

формирования у младших школьников навыка чтения в период обучения

грамоте.

Умения, связанные с обучением детей каллиграфии

С этой целью использую специальный анимационный сюжет, который

позволяет

формировать

динамический

образ

изучаемых

букв

и

цифр.

Использование

такого

сюжета

дает

возможность

сосредоточиться

на

комментировании начертания буквы и цифры.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

перейти

от

объяснительно-иллюстрированного

способа

обучения

к

деятельностному,

при

котором

ребенок

становится

активным

субъектом

учебной

деятельности.

Это

способствует

осознанному

усвоению

знаний

учащимися.

Особого

внимания

здесь

заслуживают

тренажеры,

тесты

по

русскому языку и математике.

ИКТ

это

еще

один

источник

дополнительной

информации

по

предмету. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала

в рамках одного урока.

Презентация

является

одной

из

форм

подачи

учебного

материала.“Презентация” - переводится с английского как “представление”.

Мультимедийные презентации

-

это

удобный

и

эффектный

способ

представления

информации

с

помощью

компьютерных

программ.

Он

сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые

наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие

на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь

гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал – и

забыл,

я

увидел

и

запомнил»).

По

данным

Центра

прикладных

исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата

Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более

50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение

процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов -

это

основа

любой

современной

презентации.

Методическая

сила

мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и

обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных

образов,

причем

на

него

оказывается

не

только

информационное,

но

и

эмоциональное

воздействие.

Более

того,

презентация

дает

возможность

учителю

самостоятельно

скомпоновать

учебный

материал

исходя

их

особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить

урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке

презентации учитывается, что она:

быстро

и

доходчиво

изображает

вещи,

которые

невозможно

передать словами;

вызывает

интерес

и

делает

разнообразным

процесс

передачи

информации;

усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время

актуализации

знаний,

и

при

объяснении

нового

материала,

и

при

закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке

будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных

вопросов.

Использование

программ-презентаций

помогает

психологически

комфортно

чувствовать

себя

учащимся

на

уроках.

Можно

неоднократно

возвращаться

к

любому

слайду

презентации,

вникая

во

все

тонкости

изучаемого урока.

Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду

презентации добавлять звуковые файлы.

Широкое

использование

компьютеров

при

изучении

большинства

предметов в результате совершенствования образовательных технологий в

начальной школе даёт возможность в полной мере реализовать принцип

«учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь шансы стать

любимым детьми. В моём классе способности у детей разные. Есть ребята с

хорошим

уровнем

подготовки,

внимательные,

схватывающие

на

лету,

обладающие

навыками

самостоятельной

работы.

Есть

дети

с

хорошими

способностями, но слабо владеющие навыками самостоятельной работы. Но

часть детей испытывает трудности при усвоении материала.

Стандарт образования должны выполнять все. Подходящим вариантом

проверки

усвоения

знаний

чаще

всего

выбираю

тестирование.

Набираю,

распечатываю, использую на уроках русского языка, литературного чтения,

окружающего мира, математики. Удобно делать работу над ошибками - текст

всегда

под

рукой.

Хорошее

средство

обобщения

материала.

Давно

не

записываю на доске материал контрольной работы по математике и русскому

языку. Так как доска отсвечивает, дети теряют время на то, чтобы прочитать

задание, поэтому меньше времени уделяют проверке, допускают ошибки по

замене, пропуску данных, переспрашивают, стыдятся показать своё незнание,

заглядывают

в

тетрадь

соседа

или

пропускают

задание

-

качественного

результата не жди. Сейчас таких проблем нет. Ребёнок быстрее настраивается

на успешную работу, а не ищет пути к отступлению. Очень удобно работать

при

проведении

работы

над

ошибками.

Лучше

развиваются

навыки

самоконтроля

и

навыки

работы

с

индивидуальными

измерительными

материалами, необходимые при сдаче ЕГЭ.

Возникает

новая

проблема:

надо

уметь

быстро

прочитать

задание,

выделить главное. Но не у всех ребят стабильно нормальная скорость чтения,

не

все

могут

отбросить

второстепенное.

Поэтому

развиваем

интерес

к

чтению, тренируем правильность чтения. На уроках литературного чтения

ищем

индивидуально

или

фронтально,

или

группами

информацию

о

писателе, поэте. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь,

устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения,

сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора,

которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать

ребёнку себя первооткрывателем.

На уроках «Мир вокруг нас» мы ищем информацию, сравниваем с

текстом учебника. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет

чувствовать

себя

частью

большого

реального

мира,

подстёгивает

любознательность,

развивает

коммуникативные

качества,

создаёт

элемент

соревнования, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником

того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы,

шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным

пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и

художественного труда.Современные

информационные

т ех н ол о г и и

использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме

исследовательской работы.

Использование ИКТ уместно на физминутках. Внедрила в свою работу

зрительные тренажёры Масько.

С использованием ИКТ провожу классные часы (интерактивные игры),

праздники для детей и родителей, родительские собрания.

В дальнейшей своей работе планирую внедрить в процесс обучения

новую систему оценивания учебных успехов, а также вести электронный

журнал

своего

класса.

Это

позволит

увидеть

процесс

развития

каждого

ребенка.

Третьим направлением использования ИКТ считаю возможность

использования

образовательных

Интернет-ресурсов,

обмен

опытом

с

коллегами

в

«Сети

творческих

учителей»

и

на

других

сайтах.

Радует

появившаяся возможность в последние годы обучаться дистанционно. На мой

взгляд,

учитель

только

тогда

может

быть

профессионалом,

обучать

и

развивать детей, когда сам непрерывно учится.

Уроки и воспитательные мероприятия с использованием ИКТ – это, на

мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной

работы в нашей школе.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные

формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и

целенаправленной

самостоятельную

работу

учащихся,

что

способствует

повышению

качества

усвоения

учебного

материала

и

усилению

образовательных эффектов.

Анализируя

опыт

использования

ИКТ

на

различных

уроках

и

мероприятиях

в

начальной

школе,

можно

с

уверенностью

сказать,

что

использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить

уроки

и

мероприятия

на

высоком

эстетическом

и

эмоциональном уровне (музыка, анимация);

обеспечить

высокую

степень

дифференциации

обучения

и

воспитания ;

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально

организовать

учебный

процесс,

повысить

эффективность урока и мероприятия;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам.

В

Концепции

модернизации

российского

образования

поставлена

важная

задача:

подготовить

подрастающее

поколение

к

жизни

в

быстро

меняющемся

информационном

обществе,

в

мире,

в

котором

ускоряется

процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых

профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в

решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из

экзотики

превращается

в

один

из

стандартных

компонентов

учебного

процесса. Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо

лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же

самими целей.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

технологиями обучения, создают необходимый уровень качества,

вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и

воспитания.

Активное использование в учебном процессе современных В качестве

примеров возьмем фрагменты уроков с использованием ИТК в 1- 4 классах.

Примеры фрагментов уроков

В начале урока для настроя учащихся на работу.

На уроке окружающего

мира во 2 классе "Красота человека" дети слушают "Вальс цветов" П.И.

Чайковского и любуются красотой природы на слайдах - презентации.

При изучении нового материала. На уроке окружающего мира во 2 классе

по теме "Экскурсия в музей" рассказ учителя сопровождается показом

фотографий залов исторического, палеонтологического, художественного,

краеведческого музеев.

На уроке математики во 2 классе дети могут наглядно увидеть конкретный

смысл умножения или деления

На уроке чтения в 4 классе "Мифы Древней Греции" иллюстрации помогают

учащимся более ярко представать образы Персея, Афины, Зевса.

На уроке чтения в 1 классе по теме "Слово. Слог. Ударение" учащиеся могут

увидеть иллюстрации зверей зоопарка, посмотреть и прослушать

стихотворение С.Маршака "Где обедал воробей?".

В течение всего урока, когда слайды выполняют функцию плана - конспекта

урока, в этом случае вся информация расположена на слайдах.

На уроке

русского языка в 3 классе "Путешествие по стране Имен существительных"

это слайды: станция Словарная, море Смысла, тропинка Вопросов, город

Постоянных и непостоянных признаков", долина Главных и второстепенных

членов предложения.,

На уроке окружающего мира во 2 классе "Красота человека" пословицы и

высказывания писателей направляют деятельность учащихся..

На физкультминутке. Зрительная гимнастика, гимнастика - танец под

музыку со сказочным героем, гимнастика под видеосюжет.

В течение всего урока, когда слайды выполняют функцию доски. В этом

случае вся рабочая информация набирается на компьютере и проектируется

через проектор на экран.

На уроке математики дети читают задачу по

учебнику, составляют краткую запись, проговаривают ее решение и ответ. На

экране отображается вся необходимая информация.

На уроке чтения при составлении плана текста по ходу обсуждения на

клавиатуре сильный ученик набирает заголовки частей текста.

На уроке русского языка на экране высвечивается записанный текст, над

которым надо поработать или, наоборот, проверить себя.

Например, на уроке окружающего мира в 1 классе по теме "Рыбы.

Приспособление рыб к жизни в водной среде" "погружение" учащихся в

подводное царство совершается путем просмотра видеоролика из

"Энциклопедии подводного мира". Во 2 классе при изучении растений,

расширить детский кругозор помогает видеофильм "Жизнь леса". В 4 классе

по теме "Человек" можно использовать материалы учебного видеофильма

"Анатомия для малышей". В 1 классе при обучении письму букв и цифр

большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка "сама

прописывает образцы букв и цифр" (

.

образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет

содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно,

является одним из условий достижения нового качества общего образования

в наших школах.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной

деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование

ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие

успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход

прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает

чёткое чередование видов деятельности.

В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику,

гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку),

физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и

самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на

релаксацию,

дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог

здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности

на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую

упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для

кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение -

гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических

дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье

учащихся, используя:

1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального

напряжения у детей

2. Аутогенную тренировку (самовнушение)

3. Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного

аутотренинга "Игры - обучение, тренинг, досуг" В. В. Петрусинского.) -

(индивидуально или в парах, групповой игровой треннинг с элементами

соревнования) («Полет на космическом корабле», «Смешинка»)

4. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей

5. Упражнения на развитие эмоциональной сферы

6. Метод "хохочущих" фотографий (автор – психолог Алексей

Чалый)

Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению

близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья

и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы

постоянно обновляются. Учителем проводится консультации для родителей

по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их

здорового образа жизни.

Кроме этого я в 2009-2011году работала по программе «Разговор о

правильном питании». Эта программа рекомендована на федеральном

уровне, она формирует у детей и подростков основы культурного питания как

одной из составляющих здорового образа жизни. В 2010-2011 году мной был

организован в своем классе кружок «В здоровом теле – здоровый дух».

Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная

для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим

детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям

удобно и естественно его взять.

Игровую деятельность использую в следующих случаях:

Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-

игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные

праздники»);

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры

«в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые

слова», «Соедини половинки слов».

Всё это позволяет мне формировать положительную учебную

мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые

умения и навыки в учебной деятельности.

В работе с одаренными детьми по преподаваемым предметам

добиваюсь позитивных результатов. Я использует все свои знания и опыт,

чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю

искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно

реализовать замыслы.

Стараюсь вовлекать одарённых детей в проектную деятельность. Я

убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые

необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески

подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное,

успешно реализовывать свою деятельность.

Под моим руководством учащиеся занимаются исследовательской

деятельностью, готовят рефераты, презентации.

На внеурочных занятиях мы не только решаем занимательные и

олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с

учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации,

готовит открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для

страниц моего сайта и проведения предметных недель: конкурсы, КВНы,

брейн-ринги.

По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом

воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая

знаниями, опасна для общества.

Результатом использования современных образовательных технологий

считаю:

- Стабильно высокое качество знаний по предметам (70-75%), которые я

преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.

- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают

преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.

- Учащиеся моего класса систематически участвуют в Окружных и

Всероссийских предметных олимпиадах и занимают призовые места.



В раздел образования