Автор: Киричек Наталия Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Формирование представления о здоровом образе жизни у детей с нарушениями
интеллекта.
Вопрос полноценного физического развития растущих поколений – это
проблема экологии человека, сохранения его как вида. Медики, психологи и
социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья,
психическое, нравственное и духовное. Наука понимает здоровье не как
отсутствие болезни, а как способность к активной жизни, как состояние
благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в
основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно
видеть связь пяти компонентов, составляющих общую картину здоровья:
физическая культура, развитие организма, здоровье соматическое, образ жизни
и поведение человека.
Формирование ценностного отношения к здоровью и навыков здорового
образа жизни невозможно без развития соответствующих установок.
Основными задачами по воспитанию здорового образа жизни является охрана и
укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе,
строении своего тела, обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового
образа жизни; подготовка ребенка объективно оценивать положительные и
отрицательные явления нашей жизни; закаливание детского организма;
формирование правильной осанки, жизненно необходимых двигательных
действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижений
физического развития.
В настоящее время около половины воспитанников центров помощи
детям имеют нарушения интеллектуальной сферы. Эти дети составляют группу
риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, и нуждаются в
специально организованных условиях обучения и воспитания. В данной статье
мы рассмотрим основные аспекты формирования представлений о здоровом
образе жизни детей у детей с нарушениями интеллекта.
Как правило, школьники с интеллектуальной недостаточностью неплохо
представляют себе, что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми. Но их
представления преимущественно касаются физического здоровья. Так же, нами
было отмечено, что ввиду низкой познавательной активности и
несформированности эмоционально-волевой сферы, все занятия по внедрению
ЗОЖ должны носить практический характер и быть направлены на
формирование социальных навыков.
Так как, ЗОЖ – это поведение, базирующееся на санитарно-
гигиенических нормативах и направленное на сохранение и укрепление
здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение
активного долголетия, в детском центре мы стараемся привить все необходимые
навыки для успешной социализации воспитанников в самостоятельной жизни.
Одним из компонентов формирования представления о ЗОЖ, мы считаем
внедрение трудовой деятельности, приучение ребят к систематическому труду,
например, на территории детского центра.
Великий педагог А.С. Макаренко считал, что способность к
труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем.
При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим,
сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно
переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет
разносторонним. «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и
культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из
самых основных элементов.» А.С. Макаренко.
Для детей с нарушениями интеллекта, первоочередной задачей, для
успешной социализации в обществе, является необходимость обучения их
труду и способности полностью себя обслуживать. Таким образом, мы видим,
что через формирование представлений о ЗОЖ, ребенок получает необходимые
навыки для самостоятельной жизни.
Следующим немаловажным компонентом при формировании
представлений о ЗОЖ, мы считаем необходимость обучения ребенка с ОВЗ
конструктивному общению со сверстниками. То есть, помощь школьнику с
нарушениями интеллекта влиться в детский коллектив, создание у ребенка
«ситуации успеха». В этом нам может помочь привлечение школьника к спорту,
а именно посещение ребенком с нарушением интеллекта спортивной школы
или секции. Как правило, эти дети общительны, дружелюбны, но в
общеобразовательной школе им трудно быть успешными из-за особенностей
своего развития, а спортивная деятельность дает им возможность реализовать
себя, проявить свои лучшие качества. Кроме того, спорт вырабатывает у детей
дисциплину, собранность, укрепляет их физически.
Особенностью детей с нарушениями интеллекта является повышенная
внушаемость и доверчивость, и поэтому необходимо сформировать вокруг
ребенка круг правильного общения. Здесь также нам поможет спортивная
секция, а участие в спортивных соревнованиях будет способствовать
укреплению и развитию коммуникативных навыков.
Также, одним из наиболее важных компонентов формирования
представлений о ЗОЖ у детей с нарушениями в интеллектуальной сфере,
является профилактическая работа, направленная против употребления
алкоголя, табака, ПАВ. Цель этих мероприятий – усиление “защитных
факторов” против употребления ПАВ и ликвидация (или ослабление) “факторов
риска”.
К “факторам риска” относится нестабильное эмоциональное состояние,
агрессивность, тревожность.
А усиление “защитных факторов” видится в том, чтобы формировать в детях
навыки и умения:
– управлять своими эмоциями;
– противостоять негативному давлению окружающей среды (умение говорить
“нет”);
– справляться со стрессовыми ситуациями;
– конструктивно общаться.
Таким образом, мы видим, что формирование представлений о ЗОЖ у
детей с нарушениями интеллекта, неразрывно связано с проблемой
социализации таких воспитанников в обществе.
Основной задачей при
формировании здорового образа жизни, является сохранение и укрепление
здоровья детей, защита их прав, формирование полноценной личности.