Напоминание

Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ


Автор: Киричек Наталия Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №5
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование представления о здоровом образе жизни у детей с нарушениями

интеллекта.

Вопрос полноценного физического развития растущих поколений – это

проблема экологии человека, сохранения его как вида. Медики, психологи и

социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья,

психическое, нравственное и духовное. Наука понимает здоровье не как

отсутствие болезни, а как способность к активной жизни, как состояние

благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в

основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно

видеть связь пяти компонентов, составляющих общую картину здоровья:

физическая культура, развитие организма, здоровье соматическое, образ жизни

и поведение человека.

Формирование ценностного отношения к здоровью и навыков здорового

образа жизни невозможно без развития соответствующих установок.

Основными задачами по воспитанию здорового образа жизни является охрана и

укрепление здоровья ребенка, формирование у ребенка представлений о себе,

строении своего тела, обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового

образа жизни; подготовка ребенка объективно оценивать положительные и

отрицательные явления нашей жизни; закаливание детского организма;

формирование правильной осанки, жизненно необходимых двигательных

действий и культурно-гигиенических навыков и умений, достижений

физического развития.

В настоящее время около половины воспитанников центров помощи

детям имеют нарушения интеллектуальной сферы. Эти дети составляют группу

риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, и нуждаются в

специально организованных условиях обучения и воспитания. В данной статье

мы рассмотрим основные аспекты формирования представлений о здоровом

образе жизни детей у детей с нарушениями интеллекта.

Как правило, школьники с интеллектуальной недостаточностью неплохо

представляют себе, что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми. Но их

представления преимущественно касаются физического здоровья. Так же, нами

было отмечено, что ввиду низкой познавательной активности и

несформированности эмоционально-волевой сферы, все занятия по внедрению

ЗОЖ должны носить практический характер и быть направлены на

формирование социальных навыков.

Так как, ЗОЖ – это поведение, базирующееся на санитарно-

гигиенических нормативах и направленное на сохранение и укрепление

здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение

активного долголетия, в детском центре мы стараемся привить все необходимые

навыки для успешной социализации воспитанников в самостоятельной жизни.

Одним из компонентов формирования представления о ЗОЖ, мы считаем

внедрение трудовой деятельности, приучение ребят к систематическому труду,

например, на территории детского центра.

Великий педагог А.С. Макаренко считал, что способность к

труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем.

При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим,

сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно

переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет

разносторонним. «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и

культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из

самых основных элементов.» А.С. Макаренко.

Для детей с нарушениями интеллекта, первоочередной задачей, для

успешной социализации в обществе, является необходимость обучения их

труду и способности полностью себя обслуживать. Таким образом, мы видим,

что через формирование представлений о ЗОЖ, ребенок получает необходимые

навыки для самостоятельной жизни.

Следующим немаловажным компонентом при формировании

представлений о ЗОЖ, мы считаем необходимость обучения ребенка с ОВЗ

конструктивному общению со сверстниками. То есть, помощь школьнику с

нарушениями интеллекта влиться в детский коллектив, создание у ребенка

«ситуации успеха». В этом нам может помочь привлечение школьника к спорту,

а именно посещение ребенком с нарушением интеллекта спортивной школы

или секции. Как правило, эти дети общительны, дружелюбны, но в

общеобразовательной школе им трудно быть успешными из-за особенностей

своего развития, а спортивная деятельность дает им возможность реализовать

себя, проявить свои лучшие качества. Кроме того, спорт вырабатывает у детей

дисциплину, собранность, укрепляет их физически.

Особенностью детей с нарушениями интеллекта является повышенная

внушаемость и доверчивость, и поэтому необходимо сформировать вокруг

ребенка круг правильного общения. Здесь также нам поможет спортивная

секция, а участие в спортивных соревнованиях будет способствовать

укреплению и развитию коммуникативных навыков.

Также, одним из наиболее важных компонентов формирования

представлений о ЗОЖ у детей с нарушениями в интеллектуальной сфере,

является профилактическая работа, направленная против употребления

алкоголя, табака, ПАВ. Цель этих мероприятий – усиление “защитных

факторов” против употребления ПАВ и ликвидация (или ослабление) “факторов

риска”.

К “факторам риска” относится нестабильное эмоциональное состояние,

агрессивность, тревожность.

А усиление “защитных факторов” видится в том, чтобы формировать в детях

навыки и умения:

– управлять своими эмоциями;

– противостоять негативному давлению окружающей среды (умение говорить

“нет”);

– справляться со стрессовыми ситуациями;

– конструктивно общаться.

Таким образом, мы видим, что формирование представлений о ЗОЖ у

детей с нарушениями интеллекта, неразрывно связано с проблемой

социализации таких воспитанников в обществе.

Основной задачей при

формировании здорового образа жизни, является сохранение и укрепление

здоровья детей, защита их прав, формирование полноценной личности.



В раздел образования