Автор: Рудецкая Анна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 248
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональные и личностные качества учителя иностранного языка
Раздел: начальное образование
Статья на тему:
Профессиональные и личностные качества учителя иностранного
языка
Автор-составитель: Рудецкая Анна Николаевна
Профессиональные и личностные качества учителя иностранного
языка
Место
работы
преподавателя,
это
учреждения
общего
среднего
образования;
учреждения
дошкольного
образования;
учреждения
дополнительного
образования
детей
и
молодёжи.
В
свою
очередь
преподаватели
иностранного
языка
могут
осуществлять
свою
профессиональную
деятельность
в
любых
образовательных
учреждениях.
Как
и
педагоги
выше
перечисленных
учреждений,
преподаватель
иностранного языка должен выполнять следующие должностные фикции:
- проектирование учебно-воспитательной работы;
-
обеспечение
учебного
материала
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных особенностей учащихся, доступность материала с учетом
специфики предмета иностранного языка и возраста обучающихся;
-
формирование
у
учащихся
знания
основных
закономерностей
грамматического
строя,
орфоэпических
норм
изучаемого
языка,
навыков
общения на иностранном языке, переводов устной и письменной речи;
- оказание помощи в раскрытии творческого потенциала обучающегося,
его
способностей
и
реализация
его
возможностей
в
практической
деятельности по изучению иностранных языков;
- содействие социализации обучающихся, формированию у них общей
культуры;
-
разработка
и
реализация
методической
работы;
проведение
методических мероприятий.
Что касается отдельно учителя иностранного языка, то он должен знать
следующее:
-
особенности
реализации
инновационных
технологий
в
учебный
процесс.
-
физиологические
и
возрастные
особенности
у ча щихс я,
психологические
особенности
развития
речи
(в
том
числе
иноязычной
речевой способности);
- принципы и виды планирования учебной и воспитательной работы;
- содержание и формы организации учебных занятий и воспитательной
работы с учащимися;
- особенности и основные сферы общения на изучаемом иностранном
языке;
- содержание, методы и средства обучения иностранным языкам.
Основные
требования
к
физическому
состоянию
организма
работающего
относятся:
устойчивая
нервная
система,
эмоциональная
устойчивость. Учитель иностранного языка должен обладать способностью к
сосредоточению, устойчивым вниманием, четким зрительным восприятием,
оперативной и моторной памятью. Для достижения успеха в педагогической
деятельности,
необходимы
склонность
к
работе
с
детьми,
склонность
к
изучению
языков
(лингвистические
способности);
хорошая
устная
и
письменная
речь;
широкая
эрудиция;
высокая
внутренняя
культура;
организаторские
и
коммуникативные
способности;
умение
доступно
объяснять
учебный
материал;
личностные
качества
(настойчивость,
выдержка,
ответственность,
тактичность
и
др.).
Необходимы
высокий
уровень
концентрации
и
распределения
внимания;
хорошо
развитая
оперативная и долговременная память. Такие медицинские показатели как
заболевания
нервной
системы
и
психические
нарушения,
дисфункции
опорно-двигательного
аппарата,
сердечно-сосудистые
и
заболевания
дыхательной системы, хронические заболевания, нарушения зрения, речи и
слуха,
а
также
вредные
привычки
не
позволят
быть
педагогом.
Теперь
рассмотрим
понятие
«профессиональная
компетентность».
Во
многих
научных
трактовках
профессиональная
компетентность
изучается
как
совокупность
профессиональных
качеств;
способность
реализовывать
на
конкретном
уровне
профессионально-должностные
запросы;
иерархия
умений
и
знаний;
число
специфических
способностей,
предполагающих
умения профессионалов и т.д. Как считает Л.М. Митина, «само понятие еще
окончательно не обоснованно в отечественной психологии, а в большинстве
случаев
используется
интуитивно
для
выражения
необходимого
уровня
профессионализма и квалификации специалиста» [7]. Сейчас же рассмотрим,
что такое профессиональная компетентность, в понимании Э.Ф. Зеера – это
совокупность
профессиональных
умений,
знаний,
а
также
способов
осуществления профессиональной деятельности [4]. А.К. Маркова пишет:
профессиональная
компетентность-
как
смешение
психических
качеств,
психическое
положение,
позволяющее
действовать
ответственно
и
самостоятельно
(действенная
компетентность),
обладание
человеком
умением и способностью выполнять определенные трудовые задачи [8].
Очень
хорошо
определяет
профессиональную
компетентность
М.А.
Чошанов - как возможность к актуальному выполнению работы, синтез таких
качеств профессионала, как мобильность знания, критичность мышления и
гибкость метода.
В
это
же
время
А.Г.
Пашков
думает,
что
профессиональная
компетентность
–
является
интегральной
характеристикой
личностных
и
деловых качеств специалиста, которая отражает не только уровень опыта,
умений,
знаний,
достаточных
для
достижения
поставленных
целей
профессиональной
деятельности,
но
и
социально-нравственную
позицию
личности [2].
Таким образом, в науке педагогики все более утверждается осознание,
что степень зрелости профессионала, характеризует компетентность, которая
подразумевает некоторый уровень психологического развития и разрешает
человеку успешно функционировать в социуме, реализуя адресованные ему
компетенции.
Очень
важной,
с точки
зрения
проявления
в
практике
педагогов,
является некоторая черта характера учителя, такая как уравновешенность,
которая
играет
исключительную
роль
в развитии
и
правильных
взаимоотношений
с детьми,
и стиля
руководства
коллективом
учеников.
Учитель
должен
быть
собранным;
проявлять
уравновешенность,
терпеливость, сдержанным в ситуациях; быть спокойным и выдержанным
в изменяющихся условиях работы, отличаться ровностью в спаде и подъеме
чувств. Учитель должен всегда быть объективным в своей работе.
Следующее,
очень
значимое
качество
личности
учителя –
э то
требовательность.
Требовательность
происходит
от
ответственности
и сознания долга. В меру разумная и к другому учащемуся, и к самому себе,
она возбуждает подчинение собственных интересов общественным, нормы
правильного социалистического взаимодействия, нравственные начала.
В профессиональной деятельности педагога постепенно формируется
собственный
стиль,
представляющий
собой
устойчивую
индивидуально-
специфическую
систему
психологических
средств,
приемов,
навыков,
методов
и
способов
выполнения
профессиональной
деятельности.
С.А.
Дружилов рассматривает профессиональный стиль в качестве устойчивого,
целостного психического образования, включающего механизмы адаптации
человека к профессиональной среде. Стиль проявляется как в зависимости от
индивидуальных ресурсов профессионального развития личности, так и от
внешних условий среды [3].
Профессиональную
пригодность
педагога,
конечный
успех
в
его
становлении
как
специалиста
определяет
совокупность
характеристик.
С
одной стороны, это сформированная профессиональная мотивация, общая и
профессиональная
подготовленность,
а
с
другой
–
индивидуально-
психологические
особенности
специалиста
(познавательные
процессы,
темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера).
Определим
требования
к
личностным
особенностям
учителя
как
профессионала.
Т.А Майборода отмечает, что к важным личностным качествам педагога
относятся
наблюдательность
и
внимательность,
аккуратность
и
пунктуальность, умение постоянно контролировать собственные поступки и
действия. К признакам профессионального опыта, мастерства и зрелости
относятся
быстрая
ориентация
в
возникающих
ситуациях,
смелость
и
решительность [6].
Каждый, кто выбирает педагогическую профессию, берет на себя ношу
и ответственность за тех, с кем будет заниматься учением и воспитанием,
вместе
с
тем
учитель
отвечает
за
себя
самого,
свою
профессиональную
способность, свое право быть учителем, педагогом. Достойное выполнение
профессионально
долга
учителя
требует
от
человека
соблюдения
ряда
обязательств [9].
1. Необходимо объективно оценивать собственные способности, знать
свои слабые и сильные стороны, значимые для этой профессии качества
(дидактиче ские
спо собно сти,
о собенно сти
ком м у н и кат и в н ы е ,
эмоциональные проявления, самооценки, саморегуляции и т.д.).
2.
Учитель
должен
обладать
общей
деятельной
интеллектуальной
культурой
(внимания,
представления,
восприятия,
памяти,
мышления),
культурой
общения,
поведения
и
в
частности
педагогического
общения.
Педагог
является
образцом,
которому
сознательно,
а
больше
всего
неосознанно, подражают дети, перенимая то, что и как делают учителя.
3.
Основой
успешной
деятельности
и
обязательной
предпосылкой
педагога являются уважение, понимание и знание своего ученика. Ребенок
должен быть понят учителем и принят им не завися от того, сходятся ли их
модели оценок и поведения, системы ценностей; это также предполагает
понимание
и
знание
психологических
механизмов
и
теорий
общения
и
поведения.
4. Педагог является организатором учебного процесса обучаемых, их
сотрудничества,
а
так
же
выступает
в
качестве
человека,
партнера
и
«фасилитатора»,
то
есть
облегчающего
педагогическое
общение.
Это
обязывает
развивать
коммуникативные,
организаторские
способности
для
контролирования процесса усвоения знаний детьми, включая их в деятельные
формы
учебного
взаимодействия,
который
стимулирует
познавательную
активность
всех
участников.
Развитие
таких
п ед а го г и ч е с к и х ,
профессиональных
умений
предполагает
и
глубокие
психолого-
педагогические
знания,
а
так
же
профессиональный,
систематический
постоянный тренинг [7].
Таким образом, профессиональные педагогические качества должны
соотноситься
с
такими
постулатами-заповедями
его
психолого-
педагогической
деятельности:
уважай
в
ребенке
человека,
личность
(что
стало конкретизацией золотого правила античности
относись к людям так,
как
хотел
бы,
чтобы
относились
к
тебе);
все
время
ищи
возможность
самосовершенствования и саморазвития (так как тот, кто сам не учится, не
способен развивать вкус к обучению, «умственный аппетит» у других); вноси
в ученика знания так, чтобы он желал и мог их анализировать, был готов
использовать их в жизнедеятельности и в своем самообучении.
Данные постулаты есть конкретизация общепринятого тезиса: только
характер
формирует
характер,
только
личность
воспитывает
личность.
Педагог
должен
быть
«Личностью»,
это
станет
профессиональной
характеристикой
его.
В
качестве
специальных
умений
можно
выделить
следующие: самоконтроль, рефлексию, отзывчивость (способность самого
себя представить на месте другого и осознать его поступки, идеи, желания и
чувства), интуицию, наблюдательность и способность в ситуации быстро
ориентироваться [1].
Список используемой литературы
1.
Айзенк Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. Пер. с англ. - СПб.:
Ювента; М.:КСП, 2015.
2.
Англо-русский
терминологический
справочник
по
методике
преподавания иностранных языков: справочник для преподавателей иностр.
яз и студентов пед. вузов / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – СПб.: Рус.-
балт. информ центр «Блиц»: Cambridge University Press, 2001. – 224 с
3.
Бодров
В.А.
Психологические
основы
профессиональной
деятельности [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос. 2017.
4.
Дружилов
С.А.
Профессиональные
стили
человека
и
индивидуальный
ресурс
профессионального
развития
//
Вопросы
гуманитарных наук. – М.: Изд-во «Компания спутник », 2009.
5.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего
учителя .- М.: Просвещение, 2014.
6.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2014.
7.
Ланг С.В. Психологические требования к личности педагога/ С.В. Ланг.
– 2014.
8.
Майборода
Т.А.,
Фитьмова
А.А.
Профессионально-важные
качества
личности специалиста и их основные характеристики // Материалы
XXXVII
научно-технической
конференции
/
Т.А.
Майборода,
А.А.
Фитьмова. – Ставрополь.: СевКавГТУ, 2010.
9.
Плугина М.И. Самосознание как системообразующий и регулирующий
фактор профессионального роста и творческой активности личности //
Сборник научных трудов. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №6 /
М.И. Плугина. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009