Напоминание

Профессиональные и личностные качества учителя иностранного языка


Автор: Рудецкая Анна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 248
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональные и личностные качества учителя иностранного языка
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему:

Профессиональные и личностные качества учителя иностранного

языка

Автор-составитель: Рудецкая Анна Николаевна

Профессиональные и личностные качества учителя иностранного

языка

Место

работы

преподавателя,

это

учреждения

общего

среднего

образования;

учреждения

дошкольного

образования;

учреждения

дополнительного

образования

детей

и

молодёжи.

В

свою

очередь

преподаватели

иностранного

языка

могут

осуществлять

свою

профессиональную

деятельность

в

любых

образовательных

учреждениях.

Как

и

педагоги

выше

перечисленных

учреждений,

преподаватель

иностранного языка должен выполнять следующие должностные фикции:

- проектирование учебно-воспитательной работы;

-

обеспечение

учебного

материала

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных особенностей учащихся, доступность материала с учетом

специфики предмета иностранного языка и возраста обучающихся;

-

формирование

у

учащихся

знания

основных

закономерностей

грамматического

строя,

орфоэпических

норм

изучаемого

языка,

навыков

общения на иностранном языке, переводов устной и письменной речи;

- оказание помощи в раскрытии творческого потенциала обучающегося,

его

способностей

и

реализация

его

возможностей

в

практической

деятельности по изучению иностранных языков;

- содействие социализации обучающихся, формированию у них общей

культуры;

-

разработка

и

реализация

методической

работы;

проведение

методических мероприятий.

Что касается отдельно учителя иностранного языка, то он должен знать

следующее:

-

особенности

реализации

инновационных

технологий

в

учебный

процесс.

-

физиологические

и

возрастные

особенности

у ча щихс я,

психологические

особенности

развития

речи

том

числе

иноязычной

речевой способности);

- принципы и виды планирования учебной и воспитательной работы;

- содержание и формы организации учебных занятий и воспитательной

работы с учащимися;

- особенности и основные сферы общения на изучаемом иностранном

языке;

- содержание, методы и средства обучения иностранным языкам.

Основные

требования

к

физическому

состоянию

организма

работающего

относятся:

устойчивая

нервная

система,

эмоциональная

устойчивость. Учитель иностранного языка должен обладать способностью к

сосредоточению, устойчивым вниманием, четким зрительным восприятием,

оперативной и моторной памятью. Для достижения успеха в педагогической

деятельности,

необходимы

склонность

к

работе

с

детьми,

склонность

к

изучению

языков

(лингвистические

способности);

хорошая

устная

и

письменная

речь;

широкая

эрудиция;

высокая

внутренняя

культура;

организаторские

и

коммуникативные

способности;

умение

доступно

объяснять

учебный

материал;

личностные

качества

(настойчивость,

выдержка,

ответственность,

тактичность

и

др.).

Необходимы

высокий

уровень

концентрации

и

распределения

внимания;

хорошо

развитая

оперативная и долговременная память. Такие медицинские показатели как

заболевания

нервной

системы

и

психические

нарушения,

дисфункции

опорно-двигательного

аппарата,

сердечно-сосудистые

и

заболевания

дыхательной системы, хронические заболевания, нарушения зрения, речи и

слуха,

а

также

вредные

привычки

не

позволят

быть

педагогом.

Теперь

рассмотрим

понятие

«профессиональная

компетентность».

Во

многих

научных

трактовках

профессиональная

компетентность

изучается

как

совокупность

профессиональных

качеств;

способность

реализовывать

на

конкретном

уровне

профессионально-должностные

запросы;

иерархия

умений

и

знаний;

число

специфических

способностей,

предполагающих

умения профессионалов и т.д. Как считает Л.М. Митина, «само понятие еще

окончательно не обоснованно в отечественной психологии, а в большинстве

случаев

используется

интуитивно

для

выражения

необходимого

уровня

профессионализма и квалификации специалиста» [7]. Сейчас же рассмотрим,

что такое профессиональная компетентность, в понимании Э.Ф. Зеера – это

совокупность

профессиональных

умений,

знаний,

а

также

способов

осуществления профессиональной деятельности [4]. А.К. Маркова пишет:

профессиональная

компетентность-

как

смешение

психических

качеств,

психическое

положение,

позволяющее

действовать

ответственно

и

самостоятельно

(действенная

компетентность),

обладание

человеком

умением и способностью выполнять определенные трудовые задачи [8].

Очень

хорошо

определяет

профессиональную

компетентность

М.А.

Чошанов - как возможность к актуальному выполнению работы, синтез таких

качеств профессионала, как мобильность знания, критичность мышления и

гибкость метода.

В

это

же

время

А.Г.

Пашков

думает,

что

профессиональная

компетентность

является

интегральной

характеристикой

личностных

и

деловых качеств специалиста, которая отражает не только уровень опыта,

умений,

знаний,

достаточных

для

достижения

поставленных

целей

профессиональной

деятельности,

но

и

социально-нравственную

позицию

личности [2].

Таким образом, в науке педагогики все более утверждается осознание,

что степень зрелости профессионала, характеризует компетентность, которая

подразумевает некоторый уровень психологического развития и разрешает

человеку успешно функционировать в социуме, реализуя адресованные ему

компетенции.

Очень

важной,

с точки

зрения

проявления

в

практике

педагогов,

является некоторая черта характера учителя, такая как уравновешенность,

которая

играет

исключительную

роль

в развитии

и

правильных

взаимоотношений

с детьми,

и стиля

руководства

коллективом

учеников.

Учитель

должен

быть

собранным;

проявлять

уравновешенность,

терпеливость, сдержанным в ситуациях; быть спокойным и выдержанным

в изменяющихся условиях работы, отличаться ровностью в спаде и подъеме

чувств. Учитель должен всегда быть объективным в своей работе.

Следующее,

очень

значимое

качество

личности

учителя –

э то

требовательность.

Требовательность

происходит

от

ответственности

и сознания долга. В меру разумная и к другому учащемуся, и к самому себе,

она возбуждает подчинение собственных интересов общественным, нормы

правильного социалистического взаимодействия, нравственные начала.

В профессиональной деятельности педагога постепенно формируется

собственный

стиль,

представляющий

собой

устойчивую

индивидуально-

специфическую

систему

психологических

средств,

приемов,

навыков,

методов

и

способов

выполнения

профессиональной

деятельности.

С.А.

Дружилов рассматривает профессиональный стиль в качестве устойчивого,

целостного психического образования, включающего механизмы адаптации

человека к профессиональной среде. Стиль проявляется как в зависимости от

индивидуальных ресурсов профессионального развития личности, так и от

внешних условий среды [3].

Профессиональную

пригодность

педагога,

конечный

успех

в

его

становлении

как

специалиста

определяет

совокупность

характеристик.

С

одной стороны, это сформированная профессиональная мотивация, общая и

профессиональная

подготовленность,

а

с

другой

индивидуально-

психологические

особенности

специалиста

(познавательные

процессы,

темперамент, характер, эмоционально-волевая сфера).

Определим

требования

к

личностным

особенностям

учителя

как

профессионала.

Т.А Майборода отмечает, что к важным личностным качествам педагога

относятся

наблюдательность

и

внимательность,

аккуратность

и

пунктуальность, умение постоянно контролировать собственные поступки и

действия. К признакам профессионального опыта, мастерства и зрелости

относятся

быстрая

ориентация

в

возникающих

ситуациях,

смелость

и

решительность [6].

Каждый, кто выбирает педагогическую профессию, берет на себя ношу

и ответственность за тех, с кем будет заниматься учением и воспитанием,

вместе

с

тем

учитель

отвечает

за

себя

самого,

свою

профессиональную

способность, свое право быть учителем, педагогом. Достойное выполнение

профессионально

долга

учителя

требует

от

человека

соблюдения

ряда

обязательств [9].

1. Необходимо объективно оценивать собственные способности, знать

свои слабые и сильные стороны, значимые для этой профессии качества

(дидактиче ские

спо собно сти,

о собенно сти

ком м у н и кат и в н ы е ,

эмоциональные проявления, самооценки, саморегуляции и т.д.).

2.

Учитель

должен

обладать

общей

деятельной

интеллектуальной

культурой

(внимания,

представления,

восприятия,

памяти,

мышления),

культурой

общения,

поведения

и

в

частности

педагогического

общения.

Педагог

является

образцом,

которому

сознательно,

а

больше

всего

неосознанно, подражают дети, перенимая то, что и как делают учителя.

3.

Основой

успешной

деятельности

и

обязательной

предпосылкой

педагога являются уважение, понимание и знание своего ученика. Ребенок

должен быть понят учителем и принят им не завися от того, сходятся ли их

модели оценок и поведения, системы ценностей; это также предполагает

понимание

и

знание

психологических

механизмов

и

теорий

общения

и

поведения.

4. Педагог является организатором учебного процесса обучаемых, их

сотрудничества,

а

так

же

выступает

в

качестве

человека,

партнера

и

«фасилитатора»,

то

есть

облегчающего

педагогическое

общение.

Это

обязывает

развивать

коммуникативные,

организаторские

способности

для

контролирования процесса усвоения знаний детьми, включая их в деятельные

формы

учебного

взаимодействия,

который

стимулирует

познавательную

активность

всех

участников.

Развитие

таких

п ед а го г и ч е с к и х ,

профессиональных

умений

предполагает

и

глубокие

психолого-

педагогические

знания,

а

так

же

профессиональный,

систематический

постоянный тренинг [7].

Таким образом, профессиональные педагогические качества должны

соотноситься

с

такими

постулатами-заповедями

его

психолого-

педагогической

деятельности:

уважай

в

ребенке

человека,

личность

(что

стало конкретизацией золотого правила античности

относись к людям так,

как

хотел

бы,

чтобы

относились

к

тебе);

все

время

ищи

возможность

самосовершенствования и саморазвития (так как тот, кто сам не учится, не

способен развивать вкус к обучению, «умственный аппетит» у других); вноси

в ученика знания так, чтобы он желал и мог их анализировать, был готов

использовать их в жизнедеятельности и в своем самообучении.

Данные постулаты есть конкретизация общепринятого тезиса: только

характер

формирует

характер,

только

личность

воспитывает

личность.

Педагог

должен

быть

«Личностью»,

это

станет

профессиональной

характеристикой

его.

В

качестве

специальных

умений

можно

выделить

следующие: самоконтроль, рефлексию, отзывчивость (способность самого

себя представить на месте другого и осознать его поступки, идеи, желания и

чувства), интуицию, наблюдательность и способность в ситуации быстро

ориентироваться [1].

Список используемой литературы

1.

Айзенк Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. Пер. с англ. - СПб.:

Ювента; М.:КСП, 2015.

2.

Англо-русский

терминологический

справочник

по

методике

преподавания иностранных языков: справочник для преподавателей иностр.

яз и студентов пед. вузов / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – СПб.: Рус.-

балт. информ центр «Блиц»: Cambridge University Press, 2001. – 224 с

3.

Бодров

В.А.

Психологические

основы

профессиональной

деятельности [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос. 2017.

4.

Дружилов

С.А.

Профессиональные

стили

человека

и

индивидуальный

ресурс

профессионального

развития

//

Вопросы

гуманитарных наук. – М.: Изд-во «Компания спутник », 2009.

5.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего

учителя .- М.: Просвещение, 2014.

6.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2014.

7.

Ланг С.В. Психологические требования к личности педагога/ С.В. Ланг.

– 2014.

8.

Майборода

Т.А.,

Фитьмова

А.А.

Профессионально-важные

качества

личности специалиста и их основные характеристики // Материалы

XXXVII

научно-технической

конференции

/

Т.А.

Майборода,

А.А.

Фитьмова. – Ставрополь.: СевКавГТУ, 2010.

9.

Плугина М.И. Самосознание как системообразующий и регулирующий

фактор профессионального роста и творческой активности личности //

Сборник научных трудов. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №6 /

М.И. Плугина. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009



В раздел образования