Напоминание

Пути повышения орфографической грамотности


Автор: Алина Николаевна Афиногентова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Новое Ильмово
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения орфографической грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




Афиногентова Алина Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ «Новоильмовская СОШ»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарсан

Статья на тему: «Пути повышения орфографической грамотности учащихся

начальной школы».

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах

является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний

необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Есть

ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как

обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы

усвоения орфографии в начальных классах?

Это самые волнующие учителя вопросы, если он по-настоящему

задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности младших

школьников.

С чего следует начать работу по формированию орфографичес-кой

зоркости, необходимой для достижения грамотного письма?

Вначале необходимо научить детей слышать звуки, определять их

количест-во в слогах, а затем в словах различать гласные и согласные,

ударные и безу-дарные, надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове,

приучить к самоконтролю. При решении орфографических задач постоянно

ставятся вопросы: «Какую букву надо проверять при письме и почему?» «Что

надо сделать, чтобы написать верно?» Вот некоторые приёмы работы:

1.Волшебный квадрат (5 х 5). Этот квадрат лежит всегда на партах

учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной

силой, если вы научитесь правильно им пользоваться. Для этого вы

накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно двигая его

вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т. д. Таким образом, он

легко обнаружит пропуск буквы». Квадрат притормаживает движение глаз и

заставляет детей быть внимательнее.

2.Алфавитные книжки.

3.На каждом уроке отводится 3 – 5 минут для дополнительного

жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика

орфографического проговаривания.

4.Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося

каждое слово орфографически, диктует это слово по слогам, называя слог и

гласную в нём. Позднее можно предложить детям проговаривать только по

слогам, называя чётко каждое слово.

5.Письмо с комментированием, помогающее детям избежать

возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению

материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные

виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует

предложение и объясняет все орфограммы.

6.Повторение изученной орфограммы.

7. Работа на каждом уроке с комплектами карточек на разные

орфограммы. Упражнения занимают на уроке не более 5 минут в устной

форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение

одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких

орфограмм, нельзя нарушать ритмичность. По каждой слабо усвоенной

орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами

(1мин.). со словариками ( 2 -4 мин.). Работа со словариками проходит в

режиме самопроверки или взаимопроверки.

Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие

орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю

её с проверки работ в тетрадях. Я испробовала разные приёмы исправления

ошибок. Дети в силу своих умственных и психических особенностей

нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе. У

большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь её

зачёркиваю, у более сильных учащихся подчёркиваю все слова с ошибочным

написанием. Моя цель помочь ученику вдуматься в данную орфограмму и

исправить её. У более слабых учащихся исправляю и подписываю верный

вариант. Главное условие – это предупреждение ошибок. Используются

различные приёмы.

1.Орфографическое проговаривание (т. е. дети говорят так, как пишут – это

«комментированное письмо».

2.Различные карточки, в которые включаются словарные слова или слова, в

которых были допущены ошибки.

3.Вставь орфограмму (а, е, и) в слово: св.ча, ул.ца.

4.Найди потерявшийся слог:

..роженька (дороженька), …тинка (картинка).

5. Словарные диктанты.

К словам с орфограммами на безударную гласную, парную согласную

звонкую или глухую, непроизносимую согласную подбирать проверочные

слова.

6. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной

орфограмме и создают условия для мотивации учения. Например: - Игра

«Третий лишний». Вычеркни лишние слова: лес, лестница, лесничий;

смешной, смешать, смешить. – Игра «Назови ошибку». Выдели слова,

обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, солнце,

железный, дверь, моряк. – Найди «опасное место». (Учитель произносит

слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять,

хлопают в ладоши). Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима; сосна, стол, парта,

лесной, ком, враг.

Здесь используется многократное кратковременное повторение слов с

чёткой артикуляцией. Большое значение имеют зрительные,

рукодвигательные, слухоартикуляционные ощушения. Значит и упражнения

подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и

были интересны, чтобы внимание к ним постоянно возрастало. Для этого

предлагаются слова с орфограммами в занимательной форме: - списывание

слов с доски с пропуском букв; - использование различных группировок;

- работа в паре с последующей взаимопроверкой; - использование ребусов,

кроссвордов, загадок. – игра «Подскажи словечко».

Активно применяются таблицы памяти, памятки – опоры. Чем больше

дети пишут, тем прочнее их навык.



В раздел образования