Автор: Ирина Игоревна Некрасова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 62
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: cnfnmz
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Подготовила Некрасова И.И.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 62
г. Екатеринбург
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения образовательной программы начального
общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в
образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития
ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивнооздоровительное, духовнонравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов,
конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных
часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и
научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно
адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе
руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются
раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших
школьников.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования реализации основной образовательной
программы и составляет не более 1350 ч за 4 года обучения.
В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Модель
внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают
участие все педагогические работники данного учреждения.
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который
в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-
вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Направления и формы внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное реализуются через следующие формы:
1. Спортивно-оздоровительное:
•
Работа спортивных секций по футболу, баскетболу.
•
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,
«Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
•
Проведение бесед по охране здоровья.
•
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
•
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
•
Ведение классных часов «Полезные привычки», «Разговор о правильном
питании».
2. Общекультурное:
•
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков,
поделок и творческих работ учащихся;
•
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида
ученика, культуре поведения и речи;
•
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на
уровне школы, района, города, области.
3. Общеинтеллектуальное:
•
Предметные недели;
•
Библиотечные уроки;
•
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и
др.
•
Кружки, клубы, гостиные.
4. Социальное:
•
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, «Уроки
мужества»;
•
Выставки рисунков;
•
Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, жителей
г.Екатеринбурга;
•
Встречи с участниками «горячих точек»;
•
Тематические классные часы;
•
Участие в военно-патриотической игре «Зарница»;
•
Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда;
•
Фестивали патриотической песни.
•
Волонтерское движение, помощь детям из малообеспеченных семей, из
детских домов.
5. Духовно-нравственное:
Обсуждение реальных событий (близких детям), случившихся в городе,
стране, в мире, с этической точки зрения.
Просмотр видеоматериалов, кинофильмов, спектаклей и их обсуждение.
Организация экскурсий и обсуждение увиденного с ценностной точки
зрения.
Создание ситуаций для общения с людьми, имеющими разные позиции, и
последующее обсуждение.
Общение с природой; создание ситуаций для оказания помощи живым
существам
Групповые дискуссии, обсуждения.
Ролевые игры и театральная драматизация.
Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в
конкретной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и
принятия на себя ответственности за них.
Совместное проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Встреча с ветеранами, забота о них.
Встречи с духовно богатыми людьми.
Поездки в места, насыщенные культурными, духовными смыслами -
погружение в атмосферу
Внеурочная деятельность организуется в течение учебной недели во второй
половине дня, в дни школьных каникул, в период летних каникул для
организации внеурочной деятельности используются возможности летних
оздоровительных лагерных смен.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо
учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому
социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе-
дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами
внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского
коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших
школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения
во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго
уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к
4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия
(т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика
начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную
среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и
неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.