Автор: Разиля Абулкарямовна Шамсутдинова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Камышла
Населённый пункт: г Самара
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Уравнение"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта открытого урока по теме " Уравнение".
ФИО: Шамсутдинова Разиля Абулкарямовна
Место работы: ГБОУ СОШ с.Камышла
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Уравнение"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели:
1.Личностные:
- Развитие навыка самостоятельности в работе, умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставлен-
ной задачи, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
2.Регулятивные:
-Учащиеся самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, планируют соб-
ственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.
3. Предметные:
- Вводятся и определяются понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения», знакомство со свойствами урав-
нений, новым способом решения уравнений, отрабатываются умения решать уравнения.
Задачи урока:
1.
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
2.
Метапредметные: развивать: умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в со-
ответствии с предложенным алгоритмом; умение слушать и понимать речь других; уметь ориентироваться в своей
системе знаний.
3.
Предметные: формировать умение решать уравнения.
Основные понятия: уравнение, корень уравнения, решить уравнение.
Ресурсы урока: карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
Проявляют интерес к теме урока.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность вы-
полнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.
познавательные: учатся навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов
решения образовательных задач.
коммуникативные – учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; по-
нимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; слушать других, критично относиться к своему мнению.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2013.
А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике 5-6 классы. М.: Илекса 2016.
Технологическая карта урока
Этап урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный
(1 мин)
Приветствует учащихся, оценивает их
готовность к учебной деятельности.
Поясняет, что сегодня урок открытия
новых знаний, мобилизирует внимание,
создает благоприятный психологический
настрой на работу.
Включаются в деловой ритм
урока: выполняют
необходимые действия,
демонстрируют готовность
для работы.
Регулятивные: прогнозиро-
вание своей деятельности
Коммуникативные: планиро-
вание учебного сотрудниче-
ства с учителем и однокласс-
никами
Личностные: мотивация уче-
ния
2.Мотивация к учеб-
ной деятельности
(1мин)
Выясняет, что необходимо для успешной
работы на уроке; желает успешной рабо-
ты.
Слушают, определяют смысл
предстоящего поиска, излага-
ют свои мысли.
Познавательные: умение из-
влекать информацию, обоб-
щать, делать выводы.
Коммуникативные: умение
слушать, анализировать, изла-
гать свои мысли в устной
форме и понимать речь дру-
гих.
Личностные: умение прояв-
лять познавательную инициа-
тиву.
3.Актуализация зна-
ний и пробное учеб-
ное действие
(5мин)
1) Проводит опрос, в ходе которого про-
веряется теоретический материал про-
шлого урока по карточкам (Приложение
2):
1.Выполняют тест 1:
Уравнением называется:
А) буквенное выражение;
Б) равенство, содержащее букву, значение
которой надо найти;
В) числовое равенство.
2.Решить уравнение - значит:
А) найти все его корни (или убедиться,
что корней нет);
Б) заменить букву в уравнении любым
числом;
В) записать ответ.
3.Корнем уравнения называется:
А) любое число;
Б) любое значение буквы;
В) значение буквы, при котором из урав-
нения получается верное числовое равен-
ство.
4.Сделать проверку уравнения – зна-
чит:
А) решить его ещё раз;
Б) найденное значение подставить в урав-
нение вместо буквы и проверить вер-
ность равенства;
Участвуют в работе по повто-
рению: в беседе с учителем
отвечают на поставленные
вопросы:
-вспоминают основные опре-
деления, касающиеся уравне-
ний;
Все ответы, решенных зада-
ний записывают в Лист
самоконтроля (Приложе-
ние1).
Познавательные: поиск и
выделение необходимой ин-
формации; построение своих
высказываний, вывод на
основе анализа.
Регулятивные:
контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности,
фиксация индивидуального
затруднения, пути решения
проблемы
.
Коммуникативные: выраже-
ние своих мыслей, аргумента-
ция своего мнения, уважение
чужой точки зрения
Личностные: оценивание
усваиваемого материала.
4. Выявление места
и причины затруд-
нения Постановка
цели деятельности
(3мин)
-Чем эти уравнения отличаются от из-
вестных уравнений?
-Объясняет, что такие уравнения называ-
ются составными или усложненными.
- Предлогает ученикам сформулировать
тему урока.
- Корректировка темы урока.
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня
заниматься, какова цель нашего урока?
-они содержат два действия
-формулируют тему урока,
записывают её в тетрадь
-учащиеся самостоятельно
формулируют цель урока
Познавательные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание в устной
форме.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные: умение
вступать в диалог, участво-
вать в коллективном обсужде-
нии вопроса.
5. Построение
проекта выхода из
ситуации затрудне-
ния (изучение ново-
го материала:
открытие новых
знаний и способов
действий)
(5мин)
- Мотивирует учащихся, акцентирует
внимание учащихся на значимость темы,
принимает предположения учащихся в
отношении того, что и как исследовать
-подводит к тому, что способы их реше-
ния могут быть типичными.
- Предлагает решить первое уравнение.
- в процессе работы, оказывает помощь
учащимся по необходимости
-организует работу с учебником: предла-
гает рассмотреть способы решение этого
уравнения, предлагаемые авторами учеб-
ника
-пробуют решить уравнение,
предлагают свои способы ре-
шения уравнений
-свободно обмениваются мне-
ниями, оказывают помощь в
парах
Познавательные: поиск и
выделение необходимой ин-
формации, структурирование
знаний, анализ объектов
Регулятивные: формирова-
ние умений ставить личные
цели деятельности, планиро-
вать свою работу, действовать
по плану, оценивать получен-
ные результаты
Коммуникативные:формиро-
вание умений совместно с
другими детьми в группе, на-
ходить решение задачи и оце-
-предлагает составить алгоритм решения
составных уравнений (на доске)
-предлагает решить №375(а) на доске по
образцу.
-учащиеся, которые справи-
лись с заданием, записывают
своё решение на доске, после
чего сверяются с учебником
№375 стр. 61(Лист само-
контроля)
-делают вывод: составные
уравнения можно решать дву-
мя способами.
-самостоятельно пытаются
составить алгоритм решения
составных уравнений и запи-
сывают результат в Лист
самоконтроля.
- под руководством учителя
составляется алгоритм реше-
ния составных уравнений
(Приложение 3).
-два ученика решают уравне-
ние на доске разными спосо-
бами, объясняя классу каж-
дый шаг.
нивать полученные результа-
ты
6. Физкультминутка
(2мин)
Сменить деятельность, обеспечить эмо-
циональную разгрузку учащихся, даёт ре-
комендации по выполнению.
Выполняют гимнастику для
глаз, для кистей рук
Коммуникативные: умение
работать по заданию
Личностные: формирование
ЗОЖ
7. Реализация
построенного
проекта
(закрепление фор-
мируемых знаний и
умений)
(5мин)
Выявляет качество и уровень усвоения
знаний, а также устанавливает причины
выявленных ошибок, дает качественную
оценку работы класса и отдельных уча-
щихся.
Предлагает решить №376(а,в) на доске.
Предлагает составить уравнение для ре-
шения задачи № 377(а).
-Решают в парах №376 (а,в),
- № 377(а) составляют
уравнение по условию задачи
с последующей проверкой и
заносят ответы в Лист
самоконтроля.
Познавательные: выделение
и формулирование познава-
тельной цели, рефлексия
способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Регулятивные: планирование
своей деятельности для реше-
ния поставленной задачи,
контроль и коррекция полу-
ченного результата, саморегу-
ляция.
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
работать в паре; учатся фор-
мулировать собственное мне-
ние
Личностные: формирование
позитивной самооценки
8. Первичное
закрепление во
внешней речи
(2мин)
Предлагает зафиксировать изученное
учебное содержание во внешней речи.
Проговаривают все правила и
определения (фронтально, в
парах).
Познавательные:
самостоятельный учет
установленных ориентиров
действия в новом учебном
материале.
Регулятивные:
контроль, коррекция
9. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
(6мин)
-Даёт задание. В процессе работы оказы-
вает помощь учащимся по их запросу.
Предлагает составить уравнение для ре-
шения задач № 383(2), 384(1)(из сборни-
ка "Текстовые задачи по математике 5-6
класс" под редакцией А.В.Шевкина).
Предлагает решить уравнения №376(г)
Работают в парах.
В № 383(2), 384(1)(из сборни-
ка "Текстовые задачи по мате-
матике 5-6 класс" под редак-
цией А.В.Шевкина) состав-
ляют только уравнения, с по-
следующей проверкой у дос-
ки.
№ 376(г) решают разными
способами осуществляют
консультации, взаимопомощь,
взаимоконтроль, сравнивают
и записывают ответы в Лист
самоконтроля.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осо-
знание того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвое-
нию, осознание качества и
уровня усвоения
Личностные: самоопределе-
ние;
Коммуникативные: управле-
ние своим поведением
Познавательные: анализ,
синтез, использование общих
правил
10. Включение в
систему знаний и
повторение
(6мин)
Предлагает решить задания по ранее изу-
ченному материалу:
- № 379(устно);
- №382 (устно по цепочке).
Под руководством учителя
работают устно.
Познавательные: построе-
ние речевого высказывания в
устной форме
Регулятивные: планирование
своей деятельности для реше-
ния поставленной задачи,
контроль полученного ре-
зультата
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли, аргу-
ментация
Личностные: осознание от-
ветственности за общее дело
11. Рефлексия учеб-
ной деятельности
(2мин)
Предлагает ученикам закончить
предложения:
-Сегодня на уроке я узнал ...
-Я повторил …
-Я закрепил…
-Я научился…
-Было трудно ...
- Было интересно ...
- Я смогу ...
Предлагает оценить свою работу и
результаты.
Учащиеся самостоятельно
подводят итоги, вспомнив по-
ставленные цели, озвучивают
свои успехи и затруднения,
которые появлялись в процес-
се работы.
Ученики показывают смайли-
ки.
Познавательные: построе-
ние речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на
уроке
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли, аргу-
ментировать, планировать
учебное сотрудничество Лич-
ностные: позитивная оценка
результатам своей учебной
деятельности
12. Домашнее зада-
ние
(2мин)
Учитель предлагает дозированное до-
машнее задание, дает комментарий по его
выполнению.
Учащиеся записывают в
дневники домашнее задание в
зависимости от уровня освое-
ния темы.
П.10, № 396, №397(б)
Задание на повторение:
№403(а).
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия,
понимание причин успеха и
неудач.
Регулятивные: адекватная
оценка деятельности на уроке
Работа учащихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся: продуктивный.
Оценка достижения целей урока: на уроке достигнуты поставленные цели.
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания
Ответ, способ решения
Шкала баллов
Суммарный балл за
задание
Тест 1
5
Решение уравнений 1-3
2
Открытие новых знаний и способов (алго-
ритм решения составных уравнений)
2
Решение уравнений на доске №375(а)
1
Работа в парах №376 (а, в)
1
Составление уравнения по задаче № 377 (а)
1
Самостоятельное решение №376 (г)
1
Суммарный балл за работу
13
Критерии отметок: 13-12б-"5"; 11-10б- "4"; 9-6б – "3"; меньше 6б- "2"
Приложение 2:
1. Уравнением называется:
а) буквенное выражение;
б) равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
в) числовое равенство.
2.Решить уравнение - значит:
а) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);
б) заменить букву в уравнении любым числом;
в) записать ответ.
3.Корнем уравнения называется:
а) любое число;
б) любое значение буквы;
в) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
4. Сделать проверку уравнения – значит:
а) решить его ещё раз;
б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;
в) вместо буквы подставить любое число.
5. Неизвестное слагаемое находится:
а) сложением;
б) умножением;
в) вычитанием.
6. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо:
а) сложить вычитаемое и разность;
б) из разности вычесть вычитаемое;
в) из вычитаемого вычесть разность.
7. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо:
а) из уменьшаемого вычесть разность;
б) к уменьшаемому прибавить разность;
в) из разности вычесть уменьшаемое.
Приложение 3
Алгоритм решения составных (усложненных) уравнений
1) Найти последнее действие;
2) Определить неизвестный компонент по последнему действию;
3) Выбрать и применить правило нахождения неизвестного;
4) Упростить правую часть;
5) Найти корень уравнения или сделать вывод, что уравнение не имеет корня;
6) Сделать проверку (при необходимости);
7) Записать ответ.