Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - читатель»


Автор: Моторова Наталия Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - читатель» 3-4 классы
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - читатель»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

учителей начальных классов,

протокол

от 26.05.2018 № 06

ПРИНЯТА

и рекомендована

к утверждению

решением заседания

НМС, протокол

от 30.05.2018 № 07

УТВЕРЖДЕНА и

ВВЕДЕНА

в действие приказом МОУ

«Средняя

общеобразовательная

школа №5 г. Надыма»

от 31.05.2018 № 215

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я - читатель»

3-4 классы

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (ФГОС НОО)

Срок освоения программы – 2 года (68 часов)

Составитель программы:

Моторова Н.В. учитель начальных классов

Надым

Содержание

I

. Результаты освоения курса внеурочной деятельности….…………………….……..........3

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов

деятельности……………………………………………..…….…………….….........................5

III. Тематическое планирование……………………………..………………………..……….6

2

Рабочая программа «Я-читатель» разработана на основе следующих нормативных актов и

документов:

Федеральный уровень:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.,

зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г,), с изменениями от 26.11.2010 г.

1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. №1643, от 18.05.2015 г.

№507, от 31.12.2015 №1576;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29

декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.

№19993);

Региональный уровень:

Методические рекомендации «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса

внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014.

Институциональный уровень:

Устав

школы

(утвержден

приказом

Департамента

образования

Администрации

муниципального образования Надымский район от 06.08.2015 №269);

Основная

образовательная

программа

начального

общего

образования

МОУ

«Средняя

общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (утверждена приказом от 31.05.2019 №223);

Положение о порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности в

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принято на педагогическом

совете от 31.08.2016 г. №01, утверждено приказом от 31.08.2016 г. №238).

Рабочая

программа

«Я

-

читатель»

составлена

на

основе

авторской

программы

внеурочной деятельности под редакцией Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной

деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно

прогнозировать

содержание

текста

по

заглавию,

фамилии

автора,

иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать

и

аргументировать

своё

отношение

к

прочитанному,

в

том

числе

к

художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3

Личностные результаты:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

развивать самостоятельности личную ответственность в информационной деятельности;

формировать личностный смысл учения;

формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей

работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные универсальные учебные действия:

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной

информации;

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою

точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов

выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

3

класс.

Результаты

второго

уровня

(получение

опыта

переживания

и

позитивного

отношения к базовым ценностям общества):

развитие ценностного отношения подростков к родному Отечеству, родной природе и

культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру;

получение первоначального опыта самореализации.

Формы достижения результатов второго уровня:инсценирование, социально-значимые

проекты в классе и в школе, театрализованные постановки.

Формы контроля результатов второго уровня: ежегодный итоговый фестиваль-отчет в

4

школе.

4 класс. Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного

действия):

приобретение опыта исследовательской деятельности;

опыт публичного выступления;

опыт

самообслуживания,

самоорганизации

и

организации

совместной

деятельности

с

другими детьми.

Содержание курса внеурочной деятельности

3 класс

Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.

Проект групповой «Мои энциклопедии».

Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок,

И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев.

Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра

моя

Ксения»,

«Что

я

люблю»,

«….И

чего

не

люблю»,

«Где

это

видано,

где

это

слыхано»

Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Огневушка - поскакушка»,

«Каменный цветок».

Произведения о тех, кто трудится. Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело"

ПРОЕКТ «Мир профессий»

Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста»

Рассказы о животных. Л.Толстой «Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос»

ПРОЕКТ. А что могло быть раньше?..

Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда».

Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни»

Весёлые истории .М.Зощенко «Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник»

Сказки

народов

разных

стран.

Арабская

сказка

«Синбад

мореход»,

«Али

Баба

и

сорок

разбойников»

Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др.

Проект «Мои друзья-кошки и собаки»

Б.Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин», Л.Яхнин «Лесные жуки»

Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина»,

«Дневник Коли Синицына»

Страна Фантазия. Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино»,

«Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»

Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок»,

Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

Стихи о родине поэтов родного края

Книги, которые надо читать долго. .А.Волков «Волшебник изумрудного города»

КВН «В стране Читалии»

4 класс

Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской

литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и

современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания,

заучивания и драматизации.

Система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм

работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей

и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных

технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к

5

чтению.

ребенка

необходимо

создавать

условия,

гарантирующие

ему

открытие

целостной

картины мира, развитие мотивации к чтению.

Темы:

О

чём

рассказывают

журналы?

Детская

периодическая

печать:

журнал

«Мурзилка»,

«Юный

натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

«Где, что, как и почему?» Книги - справочники, энциклопедии.

«Вчера и сегодня».

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых

изобретателях.

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

«Из истории нашей Родины».

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в

памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.

«В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

«Обыкновенная

биография

в

необыкновенное

время».

Художественные

произведения,

автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев,

Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.».

«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.

(Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы» - повесть о детстве и

юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» - повесть о детстве»).

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов

«Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»

«От

благодарных

читателей».

М.Твен

«Приключения

Тома

Сойера»

Д.Свифт

«Путешествие

Гулливера».

«Современные писатели - детям». Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день

каникул». В. Медведев «Баранкин будь человеком».

Мир детства в рассказах А. П. Чехова. «Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»

«С моей книжной полки». В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка».

Путешествие по сказкам братьев Гримм. Сказки братьев Гримм.

Картины русской природы в произведениях писателей родного края.

Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков. Д. Мамин – Сибиряк «Емеля –

охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка».

Викторина «По страницам любимых книг».

Виды

деятельности:

познавательная

деятельность,

игровая

деятельность,

проектная

деятельность, моделирование, творческая деятельность, проблемно-ценностное общение.

Формы

организации

занятий:

викторины,

театральные

постановки,

инсценировка

стихотворений, этические беседы, проекты, проблемно-ценностные дискуссии.

Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Стихотворные сказки. А. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1

2-3

Детские энциклопедии.

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д.

2

4.

Стихи о природе. Страницы русской классики.

Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев

1

5.

Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк»,

Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «И

чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»

1

6-8

Волшебный мир сказок Бажова.

П.Бажов «Огневушка поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»

3

6

9

Произведения о тех, кто трудится.

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело"

1

10-11

Книги

о

природе

и

человеке.

Р.

Киплинг

«Маугли»

Б.Житков

«Мангуста»

2

12

Рассказы о животных. Л. Толстой «Как волки учат своих детей»

К.Паустовский «Барсучий нос»

1

13-14

Книги о ребятах и их делах. А. Гайдар «Тимур и его команда».

2

15

Произведения о долге и храбрости.

И. Тургенев «Капля жизни»

1

16

Весёлые истории.

М.Зощенко «Глупая история», И. Сухин «Вот такой затейник»

1

17-18

Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход»,

«Али – Баба и сорок разбойников»

2

19

Книги о дружбе и взаимопомощи.

Ю. Куклачев «Мои друзья кошки». В. Дуров «Наша Жучка» и др.

1

20-21

Как

рождается

герой.

Б.

Заходер

«История

г ус е н и ц ы»,

Ю. Мориц «Жора Кошкин», Л.Яхнин «Лесные жуки»

2

22-23

Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин –

Сибиряк «Емеля – Охотник».

2

24-25

Твоя книжная полка. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»,

«Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына»

2

26-28

Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари

«Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»

«Джельсомино в Стране Лжецов».

3

29-30

Зарубежные

писатели

детям.

«Пеппи

длинный

чулок»,

Р.Распе

«Самый правдивый человек на земле»

2

31

Стихи о родине поэтов родного края

1

32-33

Книги, которые надо читать долго. А. Волков

«Волшебник изумрудного города»

2

34

КВН «В стране Читалии»

1

Итого: 34 часа

4 класс

Тема

Кол-во

часов

1

О

чём

рассказывают

журналы?

Детская

периодическая

печать:

журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

1

2

«Где, что, как и почему?»

Книги - справочники, энциклопедии.

1

3

«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об

их творцах – ученых изобретателях.

1

4

«Каким

ты

был,

мой

ровесник,

в

годы

Великой

Отечественной

войны?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

1

5

«Из истории нашей Родины». Книги о далеких по времени событиях

и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с

творчеством С. Алексеева.

1

6-7

«В

путь,

друзья!».

Книги

о

путешествиях

и

путешественниках,

настоящих и вымышленных.

2

8-10

«Обыкновенная биография в необыкновенное время».

3

7

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А.

Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

11-13

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для

детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М.

Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.

3

14-16

«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах

и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях»,

К. Паустовский «Далекие годы» - повесть о детстве и юности, Г.

Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» - повесть о

детстве»).

3

17-19

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров

сокровищ»,

Кир

Булычов

«Гостья

из

будущего»,

В.Губарев

«Путешествие на Утреннюю Звезду».

3

20 - 22

«От благодарных читателей». М. Твен «Приключения Тома Сойера»,

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

3

23 - 24

«Современные

писатели

-

детям».

Е.

Велтисов

«Мальчик

из

чемодана», «Миллион и один день каникул». В. Медведев «Баранкин

будь человеком»

2

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова. «Вертел», «Скрипач Яшка»

«Детвора» «Каштанка»

1

26 - 28

«С моей книжной полки». В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»

Х.К.Андерсен «Русалочка»

3

29

Путешествие по сказкам братьев Гримм. Сказки братьев Гримм.

1

30 -31

Картины русской природы в произведениях писателей родного края.

2

32 - 33

Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков. Д. Мамин

Сибиряк

«Емеля

охотник»,

А.

Куприн

«Белый

пудель»,

К.

Станюкович «Максимка»

2

34

Викторина «По страницам любимых книг».

1

Итого: 34 часа

8



В раздел образования