Автор: Дружинина Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ ООШ д. Горки
Населённый пункт: д. Горки Солецкого района Новгородской области
Наименование материала: Рабочая программа учителя-логопеда
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 3 КЛАСС
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
1.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место
в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной
недостаточностью (умственной отсталостью).
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка,
направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с
проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения.
Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние
годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства
обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени
для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую
систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
2.Общая характеристика предмета
Как и любая программа, « Программа логопедических занятий для учащихся
3 класса для детей с умственной отсталостью» имеет под собой
методологические и теоретические основания.
В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы,
определяющие построение, реализацию программы и организацию работы
по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного
подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного
своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его
речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического
развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации,
единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на
ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания,
форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический
строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими
предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие
себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых
нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной,
Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.
Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой
деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса, где
обучаются также дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при
создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и
психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Рабочая программа составлена на основе:
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,
2001 г.
Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа
исправления недостатков письма у учеников младших классов,
имеющих дисграфию. М., 2004
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение»,
2009 г.
Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе
знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных)
школах VIII вида. М.,2003.
Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М.. 1991.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших
школьников. М., 1983
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. М., 1984 .
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа
логопедической коррекции речи рассчитана на учебный
план, в котором для логопедических занятий в 3 классе отводится 3 часа в
неделю.
4.Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные:
Уметь: анализировать слова по звуковому составу; составлять предложения,
выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный
порядок слов в предложении; различать гласные и согласные, глухие и
звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и
безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных,
делить слова на слоги, переносить части слова при письме; списывать текст
целыми словами; писать под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и
правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по
слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по
прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы,
близкие их интересам. Знать: наизусть 5-8 стихотворений; алфавит.
Общеучебные умения:
Владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия,
удержания и выполнения учебной задачи. Составлять алгоритм действий.
Работать в группе, парах. Работать с образцами, обращаться к учителю за
разъяснением.
Владеть приемами самоконтроля и оценки деятельности
5.Основные содержательные линии курса
Обследование
Звуки речи
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
перед гласными Мягкий знак в слове
Дифференциация звонких и глухих парных
согласных Дифференциация согласных
Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие признак предмета
Предложение
Текст
Предлоги
6.Средства контроля
Четвертные проверочные работы, тематические проверочные работы,
диктанты, тесты. Обследование на начало учебного года и конец учебного
года.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над
программой.
1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.:
«Просвещение» , 1989 г.
3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.:
«Владос», 1998 г.
4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся
вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе». – М.: «Владос», 1999 г.
Диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя –
логопеда. Учебно – дидактический материал, специальные методические
пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные,
аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в
3 классе
№
Название раздела, темы
логопедического занятия
Задачи
Кол-
во
часов
Обследование.
2 ч.
Предложение.
1ч.
3.
Предложение. Слово.
Закрепить различие в понятиях
«предложение» и «слово».
1
Звуки речи.
4 ч.
4.
Звуки и буквы.
Закрепить различие в понятиях
«звук» и «буква».
1
5.
Звуки и буквы. Алфавит.
Закрепить различие в понятиях
«звук» и «буква».
1
6.
Гласные звуки и буквы.
Уточнить способ образования
гласных звуков.
1
7.
Согласные звуки и буквы.
Уточнить различие в образовании
гласных и согласных звуков.
1
Слоговая структура слова.
5 ч.
8.
Анализ односложных слов.
Закрепить понятие о слоге как
части слова.
1
9.
Анализ двусложных
Слов.
Закрепить понятие о слоге как
части слова.
1
10.
Слогообразующая роль гласных.
Закрепить умение делить слова на
слоги, переносить части слова при
письме.
1
11.
Слогообразующая роль гласных.
Закрепить умение делить слова на
слоги, переносить части слова при
письме.
1
12.
Слогообразующая роль гласных.
Закрепить умение делить слова на
слоги, переносить части слова при
письме.
1
Ударение.
3 ч.
13.
Ударение.
Закрепить умение выделять
ударный слог. Показать
смыслоразличительную и
фонетическую роль ударения.
1
14.
Ударение.
Закрепить умение выделять
ударный слог. Показать
смыслоразличительную и
фонетическую роль ударения.
1
15.
Ударные и безударные гласные.
Формировать первоначальные
представления о единообразном
написании ударных и безударных
гласных в родственных словах.
1
Дифференциация твердых и мягких
согласных перед гласными.
8 ч.
16.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
перед гласными И – Ы в слогах и словах
Закреплять умение различать
твердые и мягкие согласные на
слух и в произношении.
Упражнять в передаче на письме
1
мягкости согласных при помощи
гласных 2-го ряда.
17.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
перед гласными А – Я в слогах и словах
Закреплять умение различать
твердые и мягкие согласные на
слух и в произношении.
Упражнять в передаче на письме
мягкости согласных при помощи
гласных 2-го ряда.
1
18.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
перед гласными У – Ю в слогах и словах
Закреплять умение различать
твердые и мягкие согласные на
слух и в произношении.
Упражнять в передаче на письме
мягкости согласных при помощи
гласных 2-го ряда.
1
19.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
перед гласными О – Ё в слогах и словах
Закреплять умение различать
твердые и мягкие согласные на
слух и в произношении.
Упражнять в передаче на письме
мягкости согласных при помощи
гласных 2-го ряда.
1
20.
Обозначение мягкости согласных при помощи
буквы «Е» в слогах и словах.
Тренировать в различении
твёрдых и мягких согласных
звуков на слух и в
произношении.
Упражнять в передаче на письме
мягкости согласных с
1
21.
Обозначение мягкости согласных при помощи
буквы «Ь» в словах.
Наглядно показать
количественную разницу между
звуковым и буквенным составом
слова.
1
22.
Обозначение мягкости согласных при помощи
буквы «Ь» в словах.
Наглядно показать
количественную разницу между
звуковым и буквенным составом
слова.
1
23.
Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие
согласные»
Закрепить умение различать
твердые и мягкие согласные.
Проверить уровень знаний
учащихся.
1
Мягкий знак в слове.
2 ч.
24.
Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и.
Показать и обосновать роль
разделительного «ь» в словах.
1
25.
Дифференциация смягчающего и
разделительного «ь».
Учить различать смягчающий
разделительный «ь».
1
Дифференциация звонких и глухих парных
согласных.
13 ч.
26.
Дифференциация Б – П в слогах и словах.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
27.
Дифференциация Б – П в предложении.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
28.
Дифференциация В - Ф в слогах и словах.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
1
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
29.
Дифференциация В -Ф в предложении.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
30.
Дифференциация
Г-К в слогах и словах.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
31.
Дифференциация Г – К в предложении.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
32.
Дифференциация Д-Т в слогах и словах.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
.
33.
Дифференциация Д-Т в предложении
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
34.
Дифференциация
Ж-Ш в слогах и словах.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
35.
Дифференциация
Ж - Ш в предложении.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
36.
Дифференциация З-С в слогах и словах.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
37.
Дифференциация З-С в предложении.
Учить различать звуки, имеющие
акустико-артикуляционное
сходство на слух, в собственном
произношении и на письме.
1
38.
Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие
согласные».
Проверить уровень знаний
учащихся по данной теме.
1
Дифференциация согласных.
6 ч.
39.
Дифференциация согласных
С-Ц в слогах.
Учить различать данные звуки,
сравнивая их по акустическим и
артикуляционным признакам на
слух и в произношении.
1
40.
Дифференциация согласных
С-Ц в словах.
Учить различать данные звуки,
сравнивая их по акустическим и
артикуляционным признакам на
слух и в произношении.
1
41.
Дифференциация согласных
С-Ц в предложении.
Учить различать данные звуки,
сравнивая их по акустическим и
артикуляционным признакам на
слух и в произношении
1
42.
Дифференциация согласных
Ч-Ц в слогах.
Учить различать данные звуки,
сравнивая их по акустическим и
1
артикуляционным признакам на
слух и в произношении.
43.
Дифференциация согласных
Ч-Ц в словах.
Учить различать данные звуки,
сравнивая их по акустическим и
артикуляционным признакам на
слух и в произношении.
1
44.
Дифференциация согласных
Ч-Ц в предложении.
Учить различать данные звуки,
сравнивая их по акустическим и
артикуляционным признакам на
слух и в произношении.
1
Слова, обозначающие предметы.
11 ч.
45.
Слова, обозначающие предметы.
Закрепить понятие о словах ,
обозначающих предмет.
1
46.
Слова, обозначающие понятия.
Закрепить умение различать
слова по их отношению к
родовым категориям
.
1
47.
Различение одушевленных и не одушевлённых
предметов.
Учить различать предметы по
вопросам»кто это?», «что это?»
1
48.
Слова, обозначающие один и много предметов.
Закрепить умение образовывать
множественное число имени
существительного
1
49.
Существительные в родительном падеже
единственного и множественного числа.
Учить образовывать
множественное число имени
существительного в родительном
падеже.
1
50.
Существительные женского рода.
Учить определять род имени
существительного, заменяя
слова-предметы подходящими по
смыслу местоимением (она).
1
51.
Существительные среднего рода.
Учить определять род имени
существительного, заменяя
слова-предметы подходящими по
смыслу местоимением (оно).
1
52.
Слова, обозначающие большой и маленький
предмет.
Учить образовывать слова,
обозначающие маленький
предмет с помощью
уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
1
53.
Сравнение двух предметов.
Учить сравнивать 2 похожих
предмета и определять признаки
сходства и различия.
1
54.
Предмет и его части.
Закрепить умение определять
предмет по названию его
составных частей.
1
Слова, обозначающие действия предмета.
8 ч.
55.
Слова, обозначающие действие предмета.
Закрепить умение правильно
употреблять грамматическую
форму глагола.
1
56.
Сопоставление форм одного и того же глагола.
Учить правильно употреблять
грамматическую форму глагола,
ставя соответствующие вопросы.
1
57.
Употребление глаголов с различными
приставками (-в; -вы).
Учить правильно употреблять
глаголы с различными
приставками.
1
58.
Употребление глаголов с различными
приставками (-при; -у).
Учить правильно употреблять
глаголы с различными
приставками.
1
59.
Изменение слов, обозначающих действия, по
числам.
Учить образовывать
множественное число глаголов.
1
60.
Изменение слов, обозначающих действия, по
родам.
Учить правильно согласовывать
имена существительные с
глаголами в роде.
1
61.
Упражнения в подборе слов, обозначающих
действия, к словам, обозначающим предметы.
Совершенствовать смысловую
сторону речи.
1
62.
Слова, обозначающие предметы и действия
предметов.
Учить различать слова,
обозначающие предметы и
действия предметов.
1
Слова, обозначающие признак предмета.
11 ч.
63.
Слова, обозначающие признаки предметов.
Закрепить представление о
словах , обозначающих признак
предмета.
1
64.
Выделение ведущих признаков предметов (цвет,
величина).
Учить выделять ведущие
признаки предметов.
1
65.
Выделение ведущих признаков предметов
(форма, вкус).
Учить выделять ведущие
признаки предметов.
1
66.
Выделение ведущих признаков предметов
(материал).
Учить выделять ведущие
признаки предметов.
1
67.
Выделение ведущих признаков предметов
(качества характера).
Учить выделять ведущие
признаки предметов.
1
68.
Образование относительных прилагательных.
Учить образовывать имена
прилагательные от
существительных с помощью
суффиксов.
1
69.
Образование прилагательных с уменьшительно
ласкательным значением.
Учить образовывать
прилагательные, используя
уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
1
70.
Подбор прилагательных с противополож-ным
значением.
Учить подбирать
прилагательные, обозначающие
противоположные признаки
(антонимы).
1
71.
Подбор прилагательных, близких по значению.
Учить подбирать слова-признаки,
близкие по значению
1
72.
Слова , обозначающие признак предмета.
Закрепить полученные знания.
1
73.
Проверочный диктант по теме: «слова,
обозначающие предметы, действия, признаки».
Проверить уровень знаний
учащихся.
1
Предложение
13 ч.
74.
Обозначение границ предложения.
Закрепить умение правильно
оформлять
границы предложения.
1
75.
Определение количества предложений в тексте.
Закрепить умение выделять
законченные предложения из
сплошного текста.
1
76.
Составление предложений с употреблением
различных падежей ( р.п.).
Учить составлять предложения,
изменяя слова, данные в
начальной форме по вопросам
родительного падежа.
1
77.
Составление предложений с употреблением
различных падежей (д.п.).
Учить составлять предложения,
изменяя слова, данные в
1
начальной форме по вопросам
дательного падежа.
78.
Составление предложений с употреблением
различных падежей (в.п.).
Учить составлять предложения,
изменяя слова, данные в
начальной форме по вопросам
винительного падежа.
1
79.
Составление предложений с употреблением
различных падежей (т.п.).
Учить составлять предложения,
изменяя слова, данные в
начальной форме по вопросам
творительного падежа.
1
80.
Составление предложений с употреблением
различных падежей (п.п.).
Учить составлять предложения,
изменяя слова, данные в
начальной форме по вопросам
предложного падежа.
1
81.
Дополнение предложений по вопросам.
Закрепить умение
распространять простое
двусоставное предложение.
1
82.
Работа с деформированным предложением.
Упражнять в составлении
грамматически правильного
предложения.
1
83.
Повествовательное предложение.
Формировать представление об
интонации и о знаках
препинания.
1
84.
Вопросительное предложение.
Формировать представление об
интонации и о знаках
препинания.
1
85.
Восклицательное предложение.
Формировать представление об
интонации и о знаках
препинания.
1
86.
Сложное предложение.
Учить правильно строить
сложное предложение, используя
союзы «а», «и», «но».
1
Текст
5 ч.
87.
Восстановление деформированного текста.
Закреплять умение устанавливать
последовательность
предложений в тексте.
1
88.
Восстановление текста с пропущенными
словами.
Формировать умение точно
употреблять слова в тексте.
1
89.
Пересказ текста по вопросам.
Формировать умение
устанавливать связь предложений
в тексте.
1
90.
Составление рассказа по серии картинок.
Развивать умение выделять части
в рассказе, последовательно
излагать текст.
1
92.
План. Пересказ текста по плану.
Познакомить учащихся с планом.
Формировать умение
пересказывать текст в
соответствии с планом.
1
Предлоги.
7 ч.
93.
Предлоги в предложении.
Закрепить знания о написании
предлогов в предложении.
1
94.
Дифференциация предлогов В-НА.
Учить различать предлоги в
устной и письменной речи.
1
95.
Предлоги С (СО).
Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи.
1
96.
Предлоги ПО (К).
Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи.
1
97.
Предлоги С (ИЗ).
Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи.
1
98.
Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.
Учить пользоваться предлогами в
устной и письменной речи.
1
Обследование.
1 ч.
99.
Итоговое обследование.
1