Напоминание

УРОК-ПРАКТИКОМ ПО ТЕМЕ "ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ"


Автор: Тушнова Елена Александровна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №389
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: УРОК-ПРАКТИКОМ ПО ТЕМЕ "ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ"
Раздел: полное образование





Назад




Урок-практикум по теме «Функции и графики»

1.

Дидактическая цель

Обобщить полученные знания по свойствам функций и построению графиков.

Закрепить навыки исследования функции с помощью нахождения области

определения, области значений, нулей функции, промежутков

знакопостоянства, определение четности и нечетности.

2.

Образовательные задачи

Актуализировать знания учащихся для обобщения данной темы.

3.

Развивающие задачи

Развить у учащихся мыслительные навыки, умение

анализировать,синтезировать, сравнивать.

Формировать и развивать творческий подход в процессе решения

поставленных задачь.

Выработка математической интуиции.

Отработать навыки самооценивания знаний и умений.

Развитие математической речи.

4.

Воспитательная задача

Воспитывать интерес учащихся к математике.

Воспитывать видение стройности математических рассуждений и красоту

графических интерпретаций.

Воспитание коммуникативных навыков.

5.

Структура урока

Вводно-мотивационная часть

- организационный момент

- эпиграф

Основная часть урока

- Теоретический зачет по группам.

- Выполнение творческих заданий по свойствам функций.

- Устные упражнения.

- Физкультурная пауза.

- Задание по преобразованию графиков.

- Построение графиков функций.

- Конструирование формул по графикам

Рефлективно-оценочная часть урока

- Обсуждение результатов работы по группам.

- Выставление отметок.

- Подведение итогов урока.

- Обмен мнениями о полученных впечатлениях от проделанной работы.

Урок - практикум

Тема: «Функции и их графики»

Цель: Обобщение материала по данной теме, отработка навыков построения

графиков функций, подготовка к зачетной работе.

Организационный момент:

«Есть в математике нечто, вызывающее восторг»

Хаусдорф Ф.

Класс разбит на 4 группы.

В каждой группе назначается руководитель, который управляет

деятельностью группы и оценивает работу каждого.

Объявляется цель урока.

Задания по группам

1.

Задания для проверки теоретических знаний

(подготовка 3 мин., выдаются карточки)

Первой группе:

1.

Определение функции; E(y) ; D(y); что означает запись y=f(x), что

обозначает f в этой записи.

2.

Нули функции. Промежутки знакопостоянства (показать). Как

записываются эти промежутки?

3.

Начертить график функции таким, чтобы D(y)=[-2;4)U(4;7] E(y)=[-3;5]

Второй группе:

1.

Определение четной и нечетной функции, их свойства. Изобразить

произвольно графики четной м нечетной функции.

2.

Дать определение возрастающей и убывающей функции, показать на

графики, записать символами. Экстремумы функции (показать на

графике, записать символами)

3.

Построить график функции такой, чтобы она возрастала на (-∞;2] и [0;3]

И убывала на [-2;0] и [3;+∞) .

Третьей группе:

1.

Как построить график функции y=-f(x), y=f(-x), y=f(IxI), y=If(x)I,

Y=If(IxI)I.

2.

Как построить график функции y=kf(ax+b)+n

Четвёртой группе:

1.

Построить эскиз графика многочлена

2.

Определение дробно-линейной функции, её общий вид, как построить

график.

3.

Определение дробно-рациональной функции (правильная,

неправильная дробь), асимптоты, какие и в каком случае.

2.

Задания по свойствам функции

Первой группе:

1.

Найти D(y), если

y

=

5

4 x

2

20 x

+

25

|

x

|

(

2 x

10

)

Решение:

y

=

5

|

2 x

5

|

|

x

|

(

2 x

10

)

{

5

|

2 x

5

|

≥0

|

x

|

(

2 x

10

)

≥ 0

Ответ: D(y) = {0;5}

2.

Найти E(y), если

y

=

x

2

+

1

x

Решение:

xy

=

x

2

+

1

x

2

xy

+

1

=

0

x

=

y ±

y

2

4

2

y

2

4 ≥0

Ответ:

ε

(

y

)

=

(

∞ ;

2

]

[

2 ;

+

)

Второй группе:

1.

Исследовать функцию на четность и нечетность

h

(

x

)

=

(

x

2

)

3

(

x

+

1

)

5

(

x

5

)

7

2 x

+

1

+

(

x

+

2

)

3

(

x

1

)

5

(

x

+

5

)

7

2 x

1

Ответ: h(x) чётная

2.

Задать функцию обратную данной и преобразовать обе для

построения графиков.

y

=

x

+

2

3

x

Решение:

x

+

2

3

x

=

x

+

2

x

3

=

x

3

+

5

x

3

=−

1

5

x

3

Зададим функцию, обратную данной

3 y

xy

=

x

+

2

3 y

2

=

xy

+

x

x

=

3 y

2

y

+

1

y

=

3 x

2

x

+

1

3 x

+

3

5

x

+

1

=

3

5

x

+

1

y

=

3

5

x

+

1

Третьей группе:

1.

Доказать, что функция

y

=

2

+

3

5 x

убывает на промежутке

(

∞ ; 0.6

]

Решение:

Пусть

x

2

>

x

1

, тогда

y

2

y

1

=

2

+

3

5 x

2

2

3

5 x

1

=¿

¿

3

5 x

2

3

5 x

1

<

0

2.

Найти D(y) b E(y) если

y

=

x

+

2

x

3

Ответ:

D

(

y

)

=

R

{

3

}

,

E

(

y

)

=

R

{

1

}

Четвёртой группе:

1.

Найти нули функции, промежутки знакопостоянства, построить

эскиз графика.

y

=

x

4

16 x

2

x

2

(

x

2

16

)

y

=

5 x

3

3 x

5

x

3

(

5

3 x

2

)

2.

D(y)-? Асимптоты, промежутки знакопостоянства.

y

=

4 x

1

4 x

2

x

4

x

=

1

4

y

=

0

(

4 x

1

)

x

2

(

2

x

) (

2

+

x

)

Каждая группа отвечает на свои вопросы.

3.

Устные упражнения

Дать характеристику функции, построить эскиз графика.

y

=

2

(

x

1

)

2

4

y

=

4

(

x

+

3

)

2

y

=

4

x

3

+

4

y

=

4

x

+

2

2

y

=−

x

+

3

y

=

x

2

+

1

y

=−

x

2

y

=

x

4

+

3

y

=−

x

+

2

1

y

=

3 x

+

1

x

1

4.

По заданному графику функции y=f(x) построить графики

функций

Первой группе:

y

=

2 f

(

x

)

y

=

1

2

f

(

x

)

в

Второй группе:

y

=

f

(

2 x

)

y

=

f

(

x

2

)

Третьей группе:

y

=−

f

(

x

)

y

=

f

(

x

)

Четвёртой группе:

y

=

|

f

(

x

)

|

y

=

|

f

(

|

x

|

)

|

Рисуют на заранее заготовленных листах

5.

Построить графики фунций (каждой группе)

Первой группе:

y

=

{

8

(

x

+

6

)

2

, если x

6

|

x

2

6

|

x

|

+

8

|

, если

6 ≤ x

<

5

3 , если x ≥ 5

Второй группе:

y

=

{

2

4

|

x

|

, если

|

x

|

≤4

8

|

x

|

, если

|

x

|

>

4

Третьей группе:

y

=

|

x

4

|

x

+

2

Четвёртой группе:

y

=

|

x

4

x

+

2

|

Каждая группа защищает построенный график.

6.

Построение эскизов графиков дробно-рациональной функции.

Первой группе:

y

=

(

x

2

1

)

2

x

6

D

(

y

)

=

R

{

0

}

x

=

0

вертикальная асимпттота

Функция неотрицательная на R.

Функция четная, значит график симметричен относительно оси Oy.

Второй группе:

y

=

x

+

2

x

3

Третьей группе:

y

=

3

x

2

x

+

2

´

I ,

(

y

)

=

R

{

1

}

нули функции: x=0

промежутки знакопостоянства:

x

=−

1

вертикальная асимптота

x

3

(

x

+

1

)

2

=

x

+

2

+

3 x

2

(

x

+

1

)

2

Четвёртой группе:

y

=

x

3

(

x

+

1

)

2

7.

Конструирование формул по заданным графикам функций.

y

=

1

x

2

(

x

2

4

)

y

=

1

x

(

x

1

)

2

y

=

x

3

x

2

9

8.

Подведение итогов по группам, выставление отметок.



В раздел образования