Автор: Дороганова Елена Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ Тельмановская СОШ
Населённый пункт: поселок Тельмана Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Внеклассная работа по физике в условиях сельской школы
Раздел: полное образование
Внеклассная работа по физике в условиях сельской школы.
Опыт работы показывает – в развитии интереса к предмету нельзя полностью
полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в
активную
деятельность,
то
любой
содержательный
материал
вызовет
в
них
созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным
интересом.
Поэтому
при
формировании
познавательных
интересов
школьников
особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как
внеклассные занятия по предмету.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные
на уроке, повышают их интерес к предмету. Познакомившись на конференции,
вечере или во время игры с тем или иным явлением, ученик постарается глубже
понять его суть, захочет найти дополнительную информацию. Хороший стимул дает
уже
подготовка
к
мероприятиям,
когда
школьники
сами
ищут
материал
для
выступлений.
Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные
способности
своих
учеников,
выявить
среди
них
одаренных
учащихся,
проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
Можно сформулировать следующие требования к внеклассной работе по
физике:
- внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать
их внимания от основного содержания учебной программы;
-
необходима
тесная
связь
учебно-воспитательной
работы
на
уроке
и
на
внеклассных занятиях;
- внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
-
планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или
опережать их;
-
предлагаемый
учащимся для изучения материал должен быть доступен им,
соответствовать их возрасту, уровню развития.
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть
всегда
интересны
ученикам.
Любое
дело,
организуемое
учителем
в
виде
индивидуальной,
групповой
или
коллективной
работы
с
детьми,
принесет
им
удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика,
если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во
внеклассной
работе
выполнению
этого
требования
содействуют
элементы
занимательности, которые не только
развлекают
школьника, но и развивают и
совершенствуют его личность.
Работая над методической темой: «Внеклассная работа по физике», я заметила,
что
школьники
проявляют
интерес
и
активнее
участвуют
во
внеклассных
мероприятиях
по
физике
и
другим
естественным
наукам,
нежели
работают
на
уроках, даже ученики, довольно слабые по успеваемости. Я провела небольшое
социологическое исследование.
Первая диаграмма - «Диаграмма благополучных семей», отражает, в
процентном соотношении, количество полных семей, в которых проживают наши
ученики. Несмотря на сокращение количества учащихся, число полных семей тоже
уменьшается, а ведь не каждая полная семья – благополучная, хотя я и посчитала
именно так.
Почти
половина
семей
наших
школьников
–
это
семьи
риска,
следовательно,
возможностей для успешной учебы у ребят меньше, родители не в состоянии
создать им условия для полноценной работы из-за занятости (отсутствие контроля
приводит к безответственному отношению к учебе), из-за условий проживания
школьников (нет места для выполнения домашних заданий). Это отражает вторая
диаграмма – «Диаграмма условий для выполнения домашних заданий».
При этом есть ученики, для которых родители создают все условия для успешной
учебы – а они не учатся, и есть дети, которые хорошо учатся даже при отсутствии
должных условий.
Третья диаграмма – «Диаграмма интересов», показывает, что интерес к
естественным наукам не так уж и мал; необходимо только найти какие-то новые
формы и методы для успешного обучения физике, повысить заинтересованность
школьников
к предмету нестандартными мероприятиями, чем я и занимаюсь на
протяжении
всей
своей
работы
в
школе,
а
последние
5
лет
особенно
много
внимания уделяю вопросу повышения познавательной деятельности своих учеников
как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету.
2
Исходя из характеристики контингента, возможности которого практически не
менялись и даже уменьшались, у меня со временем выработался определенный
стиль работы.
Специфика сельской школы такова, что количество обучаемых детей невелико
по
сравнению
с
городской
школой.
Исследования
показывают,
что
падает
количество семей, заинтересованных в результатах обучения ребенка, условия для
выполнения домашних заданий далеки от идеальных у 42% учеников. По каждому
предмету в сельской школе, как правило, один учитель, который, бывает, совмещает
несколько
специальностей.
Поэтому
проведение
внеклассных
мероприятий
по
предметам сопряжено с определенными трудностями, одному учителю это сделать
непросто. Являясь руководителем Школьного методического объединения учителей
естественных наук, я предложила своим коллегам проводить мероприятия по всем
естественным наукам одновременно и, тем самым, мы решили несколько проблем
сразу:
-
организацией занимались несколько учителей-предметников, что позволяло
осветить проблему с различных сторон;
- наглядно демонстрировалось единство законов природы
- ученики, не очень способные в одной естественной науке, в другой могли
«блеснуть»
знаниями,
следовательно,
они
не
чувствовали
себя
в
чем-то
ущемленными,
у
них
была
свобода
выбора,
а
значит
не
было
боязни
быть
неуспешными.
Очень
трудно
найти
в
сельской
школе
достаточное
количество
учеников,
владеющих
тем
или
иным
предметом
на
высоком
уровне.
А
когда
команда
набирается из физиков, биологов, географов и химиков, даже слабый класс отыщет
у себя по одному ученику, знающему предмет. В наших мероприятиях принимали
участие
коррекционные
классы,
и
проявляли
они
себя
весьма
неожиданно
и
находчиво. Вопросов подобрано было достаточно много, они не повторялись – для
каждой команды были свои, с учетом особенностей участников.
Главным стержнем работы нашего методического объединения стала
организация
предметной
недели
естественных
наук
таким
образом,
что
у
нас
проходит одно большое мероприятие, разделенное на несколько этапов, связанных
между
собой,
в
течение
5
дней,
с
обязательным
подведением
итогов
и
3
награждением. По окончании мы вывешиваем отчет о проделанной работе, что дает
школьникам возможность еще раз вспомнить, как все происходило, и находит живой
отклик у ребят.
Это, как правило, шутливая
фотосессия и видеоматериал, который ученики с
удовольствием смотрят.
Внеклассные мероприятия мы проводим в виде различных выставок и
естественнонаучных экспериментов, которые большей частью разрабатываем сами
на основе уже имеющихся примеров.
Организация
школьных
выставок
по
предмету
относится
к
наиболее
редко
применяемым формам внеклассной работы. Вместе с тем в них принимает активное
участие большое количество учащихся. Обычно на выставке освещается большой
круг вопросов, что позволяет узнать много нового и интересного, повторить уже
пройденный
материал,
систематизировать
знания
как
ее
организаторам
так
и
экскурсантам. Особенности наших выставок в том, что их посещает практически
вся
школа.
По
договоренности
с
администрацией
я
составляла
расписание
на
неделю, и классы по очереди приходили, каждый в свое время.
Первая выставка, которую я проводила, называлась «Выставка научно-
популярной литературы по физике». Я преследовала такие цели:
1.
Привлечь интерес к научно-популярной литературе по физике учащихся 7 –
11 классов.
2.
Приучить
ребят
самостоятельно
готовить
материал
для
выступлений,
повторить
пройденный
материал,
систематизировать
знания
и
доступно
донести до посетителей выставки.
3.
Поднять желание учащихся заниматься учебными предметами.
4.
Дать предварительную информацию для учащихся 1 – 6 классов о предмете
«физика», заинтересовать малышей, предложить литературу, доступную для
их понимания.
Вся экспозиция делилась на 5 разделов:
1.
Механика
2.
Молекулярная физика
3.
Электричество и магнетизм
4.
Оптика
5.
Астрономия
На каждый раздел были по желанию выбраны ведущие – экскурсоводы, которые
готовили свою экспозицию, состоящую из 2-х частей: подбирали книги научно-
популярного характера и демонстрации некоторых физических явлений, о которых
можно прочитать в этих книгах. Был назначен директор выставки – ученик 11
класса, который приходил раньше всех, включал приборы, во время экскурсии
следил за порядком, встречал ребят, рассказывал, что их ожидает, уходил самый
последний – проверял, всели нормально, сдавал кабинет учителю. Для удобства под
выставку был выделен отдельный кабинет.
Вторая выставка, которую я организовала вместе с учителями естественных
наук, называлась «Естественные науки в жизни человека».
Эту выставку, кроме ребят, посетили учителя нашей школы, а затем обсуждали ее на
педагогическом
совете
как
пример
положительной
учебной
мотивации,
а
мы
делились опытом по организации выставки.
4
В выставку мы включили 7 экспозиций:
1. «Веселая кухня» рассказывала о том, как используются естественные
науки на кухне: биология – это продукты питания, химия – природные красители,
физика – разные приборы и приспособления.
2. «Автосервис» рассказывала об использовании физики и химии при
работе и эксплуатации автомобиля: физика – устройство спидометра и коробки
передач, химия – работа аккумулятора и разные марки бензина.
3. «Салон красоты» рассказывала о применении химии, физики и биологии в
парикмахерских:
физика – приборы для укладки волос, пилинга и депиляции,
биология – строение кожи и волос, химия – разные косметические средства по уходу
за ними.
4. «Химчистка» рассказывала об использовании химии и биологии в
химчистке: химия - выведение пятен различной природы, биология – виды тканей
и их структура.
5. «Ваш домашний доктор»
рассказывала о применении естественных наук в
медицине: физика – разнообразные медицинские инструменты и приборы, химия –
лекарственные препараты, биология – состав крови, работа сердца, гомеопатические
лечебные средства.
6. «Звуковая дорожка» рассказывала - что для нас « звук»: биология – органы
слуха и речи, физика – как слышим, где используем звук.
7. «Как прекрасен этот мир, посмотри» рассказывала - что для нас « свет»:
физика – оптические приборы, биология – строение глаза, химия – изобретение
фотографии.
Была организована фото и видеосъемка, выставку посетили ученики начальной
школы, среднего и старшего звена. На каждой экспозиции работал физик, химик и
биолог, поэтому было задействовано много ребят, все они работали с удовольствием.
Специфика была в том, что необходимо было адаптировать свое выступление к
каждой возрастной группе, с чем ребята – экскурсоводы прекрасно справились.
Было
небольшое
волнение,
когда
ученики
выступали
перед
учителями.
По
окончании работы выставки мы устроили чаепитие, поделились впечатлениями,
посмотрели видеозапись.
Другой вид организации предметной недели естественных наук – проведение
естественнонаучных
экспериментов.
Это
яркий
пример
всестороннего
использования
межпредметных
связей,
демонстрация
единства
предметов
естественнонаучного цикла.
На основе
игры «Космический эксперимент «PENTA» я разработала несколько
естественнонаучных экспериментов.
Цели эксперимента:
- решение комплексной проблемы, используя знания из разных предметов вокруг
одного объекта познания;
-
формирование умения построить совместную работу
учеников с разными
интересами
при
изучении
общей
для
них
области
знаний,
т.е.
воспитание
коммуникативной культуры группы участников эксперимента;
- использование практических навыков;
5
-
закрепление,
расширение
и
углубление
объема
знаний,
умений
и
навыков,
полученных
на
уроках,
использование
научно-популярной
литературы
по
предметам, тесная связь учебной и внеклассной работы.
Первая игра называлась - «Путешествие на остров «Эврика».
Для ребят была определена следующая цель: группа ученых (учителя
естественных
наук)
должна
выявить
состав
команды,
способной
выжить
в
экстремальных условиях, для высадки на необитаемый остров с целью проведения
ряда научных экспериментов. Поэтому девиз нашей игры я выбрала такой
-
«COGITO ERGO SUM» - «Я мыслю – значит я существую».
Были оговорены условия эксперимента: каждый класс выставлял команду в составе
5 человек, которая на острове Эврика образовывала маленькое племя , состоящее из
вождя и соплеменников по интересам – химик, физик, биолог и географ. Каждый
должен быть специалистом в своей области. Вождь должен разбираться во всех
областях. Списки команд вожди приносили в штаб эксперимента ( кабинет физики )
вместе с тотемным знаком ( эмблемой ) племени. Эти знаки наносились на карту
острова,
которая
вывешивалась
возле
кабинета
физики,
и
определяли
место
проживания каждого племени. Вся информация помещалась рядом на специальном
информационном стенде. Там же вывешивались списки участников, так называемый
«Союз племен». На этом же стенде располагалась и турнирная таблица, чтобы
ребята видели результаты своего труда. Конечная цель эксперимента – добраться до
пика
Знаний
на
Острове,
заработав
при
этом
как
можно
больше
баллов.
Соревнования продолжались в течение 5 дней.
Большинство вопросов, которые предлагались во время игры, разбиралось на
уроках, в процессе изучения естественных наук, некоторые вопросы освещались в
газетах по предметам, которые мы вывешивали рядом с информационным стендом,
поэтому возможностей для правильных ответов у ребят было много.
Вторая игра называлась - «В поисках затонувших сокровищ».
Цель, которая определяла деятельность учеников, была следующей: необходимо
выявить состав команды, способной отправиться на поиски затонувших сокровищ в
подводную экспедицию. Каждый класс выставлял команду из 5 человек, которая
представляла экипаж подводного исследовательского аппарата: командир экипажа,
физик, химик, биолог и географ. Формировалась специальная подводная карта.
Каждый экипаж получал бутылку, в которой находилась записка потерпевшего
кораблекрушение человека. За 20 – 30 минут нужно было расшифровать записку,
добавить
недостающие
слова
или
цифры;
полученную
информацию
экипажи
использовали, чтобы на карте найти корабль с затонувшими сокровищами. Затем
представить
на
бумаге
проект
глубоководного
аппарата,
на
котором
экипаж
отправится
на
поиски
сокровищ.
Одним
из
условий
было
использование
при
проектировании
знаний
по
естественным
наукам,
допускались
фантастические
элементы. Проект необходимо было защитить. Потом проводилась викторина.
Ребята отвечали на 3 вопроса, связанных с подводным миром, его флорой и фауной,
глубоководными аппаратами и подводными течениями. Соревнования включали
и состязания в
компьютерной игре: кто достанет со дна моря больше золота и
наберет,
соответственно,
больше
очков,
тот
и
победитель.
И
наконец,
заключительный конкурс, который состоял из двух частей:
1.
Найти информацию о затонувшем, но еще не найденном, корабле, составить
карту,
где
находится
корабль,
что
это
за
корабль,
какие
сокровища
он
6
перевозил, рассказать об этом так, чтобы все захотели туда отправиться
немедленно (творческое домашнее задание)
2.
Собрать подводный артефакт (мозаика), идентифицировать его – задание на
время.
Этот эксперимент проводился также в течение 5 дней.
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные
на
этих
занятиях,
позволяют
ученикам
дополнять
в
классе
ответы
товарищей,
приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты. Один из самых
верных путей повышения качества обучения физике – установление тесной связи
между классными и внеклассными занятиями.
Выполнение внеклассного задания по физике часто требует от ученика гораздо
большей самостоятельной работы и затраты времени, чем выполнение очередного
домашнего
задания,
поэтому
его
работа
поощряется
выставленной
в
журнал
оценкой.
Проведение внеклассной работы по физике полезно не только для учащихся, но
и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, заставляет быть в
курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
7