Автор: Зинченко Светлана Вячеславовна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: г Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование мотивации у обучающихся к физической культуре,через внеклассную форму работы.
Раздел: среднее образование
Название статьи: Формирование мотивации у учащихся к физической культуре
через внеклассную форму работы.
Статью подготовила Зинченко Светлана ВячеславовнаМуниципальное Автономное
Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная
Школа№12(МАОСОШ№12)г.Таганрог Ростовская обл. Учитель физической
культуры
Содержание : 1. Роль Ф.К. в современном обществе.
2. Методы ,используемые в формировании интересов к занятиям Ф.К.
3 .Внеклассная работа по Ф.К.
4 .Направление работы:
1)Организация занятий в спортивных секциях.
2)Физкультурно-оздоровительное направление.
3)Спортивно-массовые мероприятия.
4)Патриотическое направление.
5)Пропаганда спорта в средней школе с помощью старшеклассников.
5.Заключение.
6.Список литературы.
С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно
возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей
физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных
последствий современной цивилизации - гиподинамии, ухудшения экологии, курения,
алкоголя, наркотиков и т.п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от
людей хорошей физической формы.
К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный
уровень, не умеет правильно поддерживать себя в хорошей физической форме, чтобы с
помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и
здоровье. Основной причиной является недостаток соответствующих знаний и
заинтересованности. Поэтому ещё в школьном возрасте необходимо сформировать
интерес у ребенка к занятиям физическими упражнениями.Одна из серьёзных проблем
современной школы - ослабление интереса учащихся к физической культуре и спорту.
Задача педагогов изменить подобное отношение к предмету, сформировать интерес к
занятиям физической культурой и спортом.В настоящей работе представлены подходы к
формированию интереса у учащихся к физической культуре за счёт использования
возможностей внеклассной работы.
1.
Методы, используемые в формировании интереса.Для формирования интереса у
учащихся к предмету физическая культура существует два пути: урочная форма
работы и внеклассная форма работы.
2.
Для формирования интереса у учащихся к физической культуре и спорту
используются различные методы: словесный, наглядный, практический, которые в
свою очередь делятся на группы методов. Все они находятся в тесной взаимосвязи
друг с другом. Методы использования слова, наглядности и самих движений
неразрывно связаны между собой в силу единства физической и духовной сферы
человечества и объективной логике процесса обучения и воспитания. С
физиологической точки зрения это органическая взаимосвязь объясняется
единством первой и второй сигнальных систем восприятия действительности, а с
философской - единством чувственной, рациональной ступени познания и
практической деятельности.
3.
Отсюда ясно, что в процессе физического воспитания нельзя ограничиваться какой-
либо одной группой методов. Хотя основополагающую роль в этом процессе
играют специфические методы. Успех дела зависит от того, насколько рационально
они сочетаются со всеми другими способами педагогического воздействия.
2. Внеклассная работа по физическому воспитанию
"Можно привить вкус к, безделью, хулиганским выходкам, пьянству и низменным
наслаждениям, а можно воспитать любовь к отдыху умному, красивому, развивающему
человеческие силы.Одной из важнейших задач воспитания является задача научить
детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно
помогал и лучше трудиться, и лучше учиться - словом, по-настоящему жить.
Задача организации и проведения повседневных занятий по воспитанию хорошего вкуса к
отдыху была одной из главных задач внеклассной работы в практике Антона Семёновича
Макаренко" [1].Внеклассная работа по физическому воспитанию представляет собой
систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой во
внеурочное время.Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены
целью и общими задачами физическою воспитания подрастающего поколении. Они
регламентируются рядом инструктивно-методических нормативных документов
Министерство Образования РФ с учетом места внеклассной роботы среди других форм
физического воспитания школьников, её оздоровительных и образовательно-
воспитательных возможностей . В течение ряда лет проводится робота по выявлению
подходов к формированию у учащихся интереса к физической культуре и спорту через
внеклассную работу.
Основные задачи этой работы заключаются в том, чтобы:
1. Выявить возможности внеклассной роботы в повышении эффективности и процесса
формирования мотивации у учащихся к физической культуре.
2. Предложить подходы по формированию интереса к физической культуре у современных
школьников.
Для этого было необходимо:
– привлечь всех заинтересованных учащихся к занятиям физической культурой и
спортом.
– пропагандировать здоровый образ жизни среди всех учащихся лицея.
Для того чтобы решить поставленные задачи, в лицее ведется работа по следующим
направлениям:
1. Организация занятий в спортивных секциях и кружках,
2. Физкультурно-оздоровительное направление ,
3. Спортивно-массовые мероприятия,
4. Патриотическое направление,
5. Работа с родителями,
6. Пропаганда спорта в средней школе с помощью учащихся старшей классов.
В процессе работы используются методы:
· наглядный, который включает в себя: показ упражнения и действия, демонстрация с
помощью наглядных пособий, технических средств обучения и т.п.· словесный - рассказы,
описание, объяснения, беседы, разбор, указания, команды и т.п.· практический - игровой,
соревновательный, тренировочный и т.п.
3. Направления работы по физическому воспитанию.
1. Организация занятий в спортивных секциях и кружках.
Занятия в спортивных секциях и кружках ведутся по следующим направлениям;
• Спортивные секции от ДЮСШ и клубов;
• Школьные кружки по видам спорта;
• Кружки по подготовке команд к выступлениям в различных соревнованиях;
• Группы для работы с отстающими детьми,
Для привлечения детей к занятиям в спортивных секциях и клубах, которые
располагаются на территории лицея, проводятся показательные тренировки
квалифицированными тренерами ДЮСШ. В ходе них дети могут стать
непосредственными участниками. В школе работают легкоатлетическая школа ,
СДЮШОР по баскетболу и клуб восточных единоборств. Занимающиеся в этих секций
относятся как к средним , так и к старшим классам,Лицейские кружки по видам спота
работают по двум направлениям;
– Подготовка команд к городским соревнованиям,
– Поддержания интереса у детей к различным видам спортивной деятельности.
Кружки подготовки команд для выступления в различных соревнованиях не входящие в
спартакиаду города . А именно:
– Занятия с командами для подготовки к военно-патриотической игре «Зарница».
– Занятия с командами для подготовки к участию в зимних и летних туристических
слётах, коммунарских сборов.
Группы для работы с отстающими детьми. Целью этих групп является помощь учащимся
в освоении физических упражнений, которые не были усвоены во время учебного
процесса по тем или иным причинам.
2. Физкультурно-оздоровительное направление.
Работа идёт по нескольким направлениям:
- Дни здоровья.
- Занятия в группах продленного дня.
- Физкультурные минутки, паузы, игры на переменах.
- Спортивные праздники.
- Занятия в бассейнах.
Работая в тесном контакте с учителями средней школе, мы разработали различные
комплексы по физкульт-минуткам, картотеку подвижных игр для использования их на
переменах. Для детей занимающихся в группах продлённого дня выделено время для
занятия в спортивном зале.
Дни здоровья в Лицее проводятся в виде однодневных походов за город. Ребята вместе с
классными руководителями сами выбирают маршрут следования.
Регулярно в Лицее проводятся спортивные праздники такие как:
- Для детей средней школы - «Сильные, смелые, ловкие», «Зарничка»,
- Для учащихся старшей школы - «Осенний марафон», включающий в себя различные
виды командных и личных соревнований, проводящиеся на улице; «А ну-ка .Юноши»
посвящённый дню Защитника Отечества.
3. Спортивно-массовые мероприятия: общешкольные соревнования, городские
соревнования; муниципальные соревнования.
В лицее проводятся спортивные соревнования по различным вида спорта:
- Первенство школы по мини-футболу среди 8-9 классов.
- Первенство школы по волейболу среди 8-11 классов.
- Первенство школы по баскетболу среди 8-11 классов.
- Первенство школы по пионерболу среди 8-9 классов.
- Первенство школыпо четырёхборью «Дружба» среди 8-10 классов.
Главная задача этих соревнований проверить подготовленность классов и личные
физические качества учащихся с цель отбора для дальнейшего выступления в городских и
муниципальных соревнованиях. А так же для воспитания коллективизма и уважительного
отношения друг к другу.
Большое значение в формировании интереса у учащихся к физической культуре и спорту
имеют соревнования, входящие в программу по работе с детьми, подростками,
молодёжью. Главной задачей этой программы является привлечение к занятиям спортом
детей, подростков, пропаганда здорового образа жизни, формирования навыков
организации свободного времени детей и подростков.
Для выявления достойного представителя лицея на этих соревнованиях проводятся
внутри-школьные соревнования. Также проходят соревнования по волейболу, футболу,
баскетболу.
4. Патриотическое направление.
Обновлённое российское общество, ориентированное на удовлетворение потребностей
людей, заинтересовано в раскрытии способностей и развитии личности каждого его члена.
Это возможно на основе крепкого, мощного государства, пользующегося уважением
мировой общественности. Постановлением правительства РФ разработана федеральная
целевая программа "Молодежь России", в которой отмечается, что становление новой
Российской государственности требует пристального внимания к патриотическому
воспитанию детей, подростков и молодежи через приобщение к истории, культуре,
традициям страны, народа, их славным именам и подвигам, воспитание чувства гордости
за Родину, готовности к защите Отечества.Проводимые на общероссийском уровне
исследования показывают, что лишь каждый третий молодой россиянин гордится
историей своей страны, победой народа в Великой Отечественной войне. Крайне
незначителен процент тех, кто испытывает гордость за российские вооруженные силы,
считает предметом гордости место России в мировом сообществе.А поэтому не случайна
тенденция к усилению внимания к проблеме военно-патриотического воспитания, к
решению которой непосредственное отношение имеет система образования, каждое
образовательное учреждение (школа, лицей и др.). Эффективная работа по социализации
личности каждого ребенка, подростка, введение её в мир не только материальной, но и
духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина,
патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за
судьбу страны, - главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога. В
решении этой проблемы не маловажную роль играет предмет "физическая
культура".Устойчивое представление о том, что физическая культура в учреждениях
образования – дело простое, не требующее особых усилий, затрат, к сожалению,
сохраняется во многих учебных заведениях. В поиске этих представлений, в повышении
статуса этого предмета в образовательной системе в школе и в каждом учебном
заведенииведущая роль принадлежит учителю физической культуры. Именно его
инициатива, творческий подход к своему делу может сыграть решающую роль в
преодолении сложившихся стереотипов. И государство тоже сделало шаг в этом
направлении, имеется в виду увеличение объёма учебной нагрузки по физической
культуре до 3 часов в неделю. Конечно, остается сложнейшая проблема
совершенствования материально-технической базы, но и в этом вопросе инициатива
учителя способна продвинуть её решение.Опыт работы учителем физической культуры
позволяет сделать вывод о том, что содержание предмета "физическая культура" имеет
высокий развивающе-воспитательный потенциал, который может быть усилен выбором
целесообразных методических подходов.Идей организации учебного процесса по
физической культуре стала идея воспитания гражданина, патриота, способного строить
свою судьбу и ответственного за судьбу своей страны, готового в нужный момент стать на
её защиту. Процесс воспитания не может быть эффективным, если в него не вовлечен сам
учащийся как творец своей личности и своей судьбы. Причастность и неравнодушие ко
всему, что происходит вокруг - необходимое условие самовоспитания.Главной целью
стало создание педагогических условий, способствующих включению учащихся в процесс
самовоспитания и саморазвития как активных "субъектов деятельности".Основными
принципами построения учебно-воспитательного процесса стали:
- принцип демократизации и гуманизации обучения, построение его на основе -
сотрудничества, содружества, сотворчества;
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий "дойти" до
каждого, помочь каждому ученику почувствовать себя личностью, обрести уверенность в
себе;
- принцип "трудной цели", заставляющей педагога работать "в зоне ближайшего развития"
учащихся, выбирать оптимальную меру трудности, стимулирующей умственное и
нравственное развитие;
- принцип единства учебной и внеучебной деятельности, именно это обеспечивает
возможность целостного, эффективного воздействия на личность, создание условий для
складывания определенного "образа жизни";
- принцип единства интересов личности и коллектива, реализация которого позволяет
создать коллектив единомышленников, являющийся действенным средством воспитания.
На реализацию этих принципов и направлена вся работа по физическому воспитанию.
Основной задачей физического воспитания остается физическое развитие учащихся,
укрепление их здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Здоровье каждого человека -
высшая ценность, как для самого человека, так и для общества. И здесь можно опереться
на известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух". Особое внимание
обращается на методически нравственное построение занятия, оптимальный подбор
упражнений для каждого структурного компонента занятия в соответствии с его задачам и
с учетом дифференцированного подхода, позволяющего каждому учащемуся двигаться к
выполнению нормативов своими темпами. Одновременно с выполнением программы
ведется работа по обучению основам совершенствования и самоконтроля. Учащиеся
приобретают умение контролировать свое физическое и психическое состояние,
самостоятельно разработать комплексы физических упражнений, самостоятельно
отрабатывать навыки по выполнению.Прикладная физическая подготовка, проводимая на
уроках, включает общеизвестные упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты,
ловкости. Во внеклассной работе для ребят задача усложняется, и кроме общефизической
подготовки они знакомятся с полосой препятствий. Преодоление полосы препятствий
относится к числу наиболее эффективных прикладных навыков в процессе физической
подготовки. Занятия на полосе препятствий требуют от занимающихся проявления
разнообразных двигательных действий: бег с максимальной скоростью, преодоление
горизонтальных и вертикальных препятствий, проходов в лабиринте, передвижение по
узкой опоре, метание гранаты на заданное расстояние и в цель и др. Для успешного
преодоления отдельных элементов единой полосы препятствий в занятие необходимо
включать избирательно-направленные упражнения, развивающие у учащихся качества,
необходимые для её преодоления.В программу работы входит также: строевая подготовка,
стрелковая подготовка, атлетическая гимнастика, патриотическое воспитание. Многие
упражнения прикладного характера «рождаются» именно на занятиях. Совершенствуются
детали, с подготовленными ребятами отрабатывается методика выполнения, и только
потом они используются на уроке в том или ином варианте.
Уроки и внеклассная работа - неразрывны. Это как две стороны одной медали.
Необходимы занятия с учащимися во вне учебное время, чтобы у них была возможность
заняться нужным, полезным делом, отвлечь их от «соблазнов» улицы. Уроки и военно-
патриотическая работа — это целенаправленное движение в одном направлении.
Формы организации военно-патриотической воспитания:
- встречи и общение с ветеранами войны и участниками военных действий;
- знакомство с реальной жизнью воинских частей;
- участие в соревнованиях, где учащиеся представляют свою школу;
- совместный просмотр художественных и документальных отечественных фильмов
военной тематики, их осмысление и обсуждение;
- участие в организации и проведении различных мероприятий.
Критерием оценки воспитательной и образовательной работы можно считать убеждение
А.С. Макаренко: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что
нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я
имею право сказать, что вы ничего не воспитали".Гениальность педагога Макаренко в том
и заключается, что он, как никто другой, понял: воспитание - это не совокупность
условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения,
воспроизводимые самими воспитанниками в первую очередь потому, что сами они в таких
отношениях нуждаются. Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя -
немаловажные факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной,
ничем не заменимой основой его эффективности являются - только - отношения, в
которых проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации,
целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие отношения, и будет
средством воспитания.
- Подключение родителей к организации и проведению спортивных мероприятий,
праздников в школе.
- Руководство школьными кружками,
- Помощь в организации поездок ,
- Помощь в организации подготовки команды к туристическим слётам (приобретение
туристического оборудования, формы, подготовка к конкурсам художественной
самодеятельности).
6. Пропаганда спорта в средней школе с помощью учащихся старших классов.
Для формирования интереса у средней школьников к занятиям физической культуре и
спорту в нашем лицее активно используется пропаганда спорта и здорового образа жизни
с помощью старшеклассников. Учащиеся старших классов принимают непосредственное
участие во всех спортивных мероприятиях средней школы, помогая в подготовки команд,
организации и проведении самих соревнований. Старшеклассники проводят беседы на
спортивные темы, игры на переменах, приглашают на свои соревнования в качестве
болельщиков.
- рост количества учащихся, занимающихся спортом во внеурочное время,
свидетельствует о повышении интереса к предмету физическая культура и спорту;
- выбор большого количества направлений, несмотря на трудности, связанные с
организацией и ведением многих кружков, секций и дополнительных занятий, полностью
себя оправдал. Разнообразие кружков, секций и т.п. позволило привлечь большое число
учащихся.Многообразие форм внеклассных занятий по физическому воспитанию и знание
их особенностей, позволяет определить место каждой из них в системе школьной работы
и использовать с наибольшей пользой для решения задач физического воспитания.
Направленность занятии должна обеспечивать разностороннее развитие учащихся, не
только в области физической культуры, но и в других областях.Процесс физического
воспитания многогранен. В ходе его осуществляют и обучение, и воспитание. Физическое
воспитание органически связано с другими видами воспитания. Единство,
взаимопроникновение всех видов воспитания - одна из коренных педагогических
закономерностей. Определённые стороны умственного, нравственного и эстетического
воспитания настолько органично включены в процесс физического воспитания, что
представляют нераздельное целое с этим процессом. Было бы неверно, однако, думать,
будто взаимосвязь между различными видами воспитания реализуется сама собой,
автоматически. Только сознательно и целеустремлённо обеспечивая всесторонние
педагогические воздействия с учётом специфики каждого вида воспитания, можно
воспитать гармонически развитого человека, сочетающего в себе физическое
совершенство и духовные ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мною было рассмотрено значение спорта в современной многообразной
жизни, показана роль физической культуры как учебной дисциплины высшего
образования, что немаловажно в наше сложное время. Но необходимо учитывать, что
заключенные в спорте возможности для реализации гуманистических культурных
ценностей не реализуются автоматически, тем более в полном объеме. В зависимости от
конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных
факторов меняются содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый
план выходят его гуманистические ценности или преобладающими становятся
антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей
степени и т.д. Поэтому для правильной оценки современного спорта нужно четко
различать его гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически
реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются
(декларируются), и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном
поведении. Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия
спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, все их
многообразие.Также было рассмотрено развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации, их социальное значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визитей Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские
очерки. – Кишинёв, 1986.2. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ
жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. – М., 1991.3.
Гостев Р. Г., Гуськов С. И. Трансформация идеалов олимпизма // Спорт для всех. 2001. №
3-4, с. 4-7.4. Группе О. О будущем спорта высших достижений. Ч. 1 // Физкультура и
спорт. 1986. № 5, с. 14-21.5. Ермак Н. Р., Пилоян Р. А. Культурно-исторические истоки
спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и
практика физ. культуры. 1997. № 7, с. 13-16.6. Жемильский А. Скептический взгляд на
спорт. Спорт и образ жизни / Сб. статей. – М., 1979.7. Кулинкович Е. К. Спорт – твой друг.
– М., 1990.8. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология
развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. 1996. № 1, с. 5-11.9. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической
культуры человека. – М., 1992.10. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных
терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М., 2001. 11.Психология спорта
Хрестоматия .А.Е.Тарас –М ,АСТ, 2005 г.