Автор: Тушнова Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №389
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в обучении математики"
Раздел: полное образование
Роль игры в обучении математике.
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.»
Сухомлинский В.А.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому
предмету . Возникновение интереса к математике у значительного числа
учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того,
насколько умело будет построена работа на уроке и вне его. Надо
позаботиться о том, чтобы на уроках математики и на внеклассных
мероприятиях каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать
это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,
глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом
возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются
постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в
этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны
математики. И это возможно, в частности, через проведение различных
математических игр.
Игра - творчество, игра - труд. Игра – одно из важнейших средств
умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как
воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Большинство игр отличает следующие черты:
Свободная
развивающая
деятельность,
предпринимаемая
лишь
по
желанию
школьника,
ради
удовольствия
от
самого
процесса
деятельности, а не только от результата.
Творческий,
в
значительной
мере
импровизационный,
активный
характер этой деятельности .
Эмоциональная
приподнятость
деятельности,
соперничество,
состязательность, конкуренция («эмоциональная напряженность»);
По мнению известного ученого и педагога С.А. Шмакова, игра как феномен
педагогической культуры, выполняет следующие важные функции:
Функция социализации, так как игра есть сильнейшее средство включения
школьника
в
систему
общественных
отношений,
усвоение
им
богатств
культуры.
Функция
самореализации
ребенка
в
игре
как
«полигоне
человеческой
практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект
снятия конкретных жизненных затруднений, в практике школьника, с другой
– выявить недостаток опыта.
Диагностическая
функция
игры
предоставляет
возможность
педагогу
диагностировать
различные
проявления
школьника
(интеллектуальные,
творческие,
эмоциональные
и
др.).
В
то
же
время
игра-
«поле
самовыражения», в котором школьник проверяет свои силы, возможности в
свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
Терапевтические
функции
игры
заключаются
в
использовании
игры
как
средства преодоления различных трудностей, возникающих у школьника в
поведении, общении и учении.
Игровые
формы
обучения
как
никакая
другая
технология
способствуют
использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
Учащиеся,
совместно
решая
задачи,
участвуя
в
игре,
учатся
общаться,
учитывать мнение товарищей.
Эмоциональные
совместные
переживания
во
время
игры
способствуют
укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы: в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания,
умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям
Познавательные мотивы:
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей.
Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках
и усиливает желание изучать предмет.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или
иная
умственная
задача,
поддерживают
и
усиливают
интерес
детей
к
учебному
предмету.
Игра
должна
рассматриваться
как
могущественный
незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Игра или игровая деятельность несет в себе, как минимум, две стороны, две
самостоятельных
«жизни»
участников.
Первая
–
это
сама
игра
с
ее
правилами,
сюжетом,
результатами.
Вторая
–
взаимоотношения
людей
(участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое
должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания.
Игра
–
это
деятельность,
в
ходе
которой
происходит
усвоение
самых
разнообразных
содержаний
и
развитие
психики
ребенка.
В
играх
для
школьников не должно быть серости и однообразия.
Таким образом, игра должна постоянно пополнять, углублять и расширять
знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его умственных,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
вызывать
положительные
эмоции,
наполнять
жизнь
коллектива
учащихся
интересным
содержание,
способствовать самоутверждению ребенка.
Литература:
С.А. Шмаков «Её величество- игра», изд. «Магистр»,1992г.
С.А. Шмаков «Игры учащихся –феномен культуры», изд. «Новая
школа»,1994г.
С.А. Шмаков «Игры, развивающие психологические качества личности»,
изд.ЦГЛ,2003г.
В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» изд. «Радяньска школа»,1974г.
Я
придаю
математической
игре
большое
значение
в
формировании
отношения
к
математике
как
к
предмету.
Если
в
следующем
году
мне
предстоит взять 5-е классы, я иду к ним на уроки математики в 4-е классы, а
также
провожу
игры,
которые
позволяют
мне
за
столь
короткое
время
выявить уровень классов, особенности детей, им узнать меня, таким образом
сгладить психологический барьер перехода в 5 класс.
В своей педагогической деятельности проводила игры в различных формах:
игра по станциям, КВН, «Своя игра», «Поле чудес», театральные постановки
и т.д. В конце концов, остановилась на командной игре «Математический
ринг» или «Математический калейдоскоп», в которой участвуют все
параллели классов, в которых я веду одновременно, например 8, 9, 10 классы.
Стало традицией на такую игру приглашать наших соседей- курсантов
суворовского училища МВД. Это всегда вызывает интерес. После игры
иногда устраиваем совместное чаепитие. Затем они приглашают нас к себе,
поиграть на их территории. Важно сразу придать игре атмосферу комфорта,
добра и любви, поэтому в приветствии, которое они должны придумать здесь
же за 2 минуты, им предлагается тепло поприветствовать команды
соперников, а жюри должно оценить «степень теплоты».
Задания должны быть доступными для всех, нести познавательный характер.
Например, задания об уникурсальной фигуре. Затем на следующей игре
можно включить задачу об Кенигсбергских мостах или о мостах Санкт-
Петербурга. Уровень заданий зависит от уровня участников игры. На этих
играх обязательна музыкальная пауза. (игра на гитаре, исполнение песни,
танец и т.д.)
Азарт всегда вызывает конкурс «Пойми меня», в котором ребята должны
объяснить друг другу математические термины, не называя их.
В конкурсе капитанов в одном из заданий надо написать комплимент
капитану понравившейся команде. Конкурс «Буриме»: каждая команда
придумывает рифму или две, в которую входит математический термин
(например, актриса- биссектриса), задача команд- сочинить стихотворение,
используя все эти рифмы .
Представляю одну из таких игр.
Игра «Математический ринг»
Цель: расширение познавательных интересов учащихся, их математического
кругозора, развитие логического мышления, реакции. Выработка умений и
навыков коллективной работы при решении конкретной проблемы, учиться
умению радоваться успеху товарищей.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход игры:
1.
Вступительное слово учителя, цель игры, представление жюри.
« Конструктивная игра и полезна и мудра»
2.Придумать математическое название команды, эмблему,
соответствующую названию, выбрать капитана.
3. Придумать тёплое приветствие командам соперников (жюри
оценивает степень теплоты)
4. Команды зарабатывают начальный капитал.
5. Разминка
А.С.Пушкин: «Труден первый шаг и скучен первый путь» Но его надо
сделать, итак, разминка. Команды присматриваются к друг к другу,
разминают извилины ( первой правильно ответившей команде-4 балла
и т.д.).
1) Пять в квадрате, 12 в квадрате, угол в квадрате?
2) В доме 100 квартир. Сколько раз написана цифра 9 на табличках.
3) Джек построил себе дом, имеющий форму треугольной пирамиды.
Все его окна выходят на юг. Около дома прогуливается медведь. Какого
он цвета ?
4). На озере росли лилии. Каждый день их число увеличивалось вдвое.
На 21 день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера?
5) На рисунке изображён квадрат. На стороне АВ построен
равносторонний треугольник АВС Найти угол ВСD.
6) Расставить величины площадей в порядке возрастания:
7) Сравнить дроби:
2012
2013
и
2013
2014
8) Решить систему:
{
4 х
2
−
25 у
2
=
100
2 х
−
5 у
=
0
9)К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз
увеличилось число?
10) Найти АВ
6. Поиск закономерностей.
1.
2.
3.
4.
7. Сосчитай-ка.
8.Чёрный ящик.
(В чёрном ящике шахматы)
Вопросы- подсказки
(8 очков).Историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без
слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и
отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и
современная Европа».
(7 очков). Источник множества интересных математических задач.
Термины из этой области можно встретить в литературе по
комбинаторике, программированию, кибернетике.
(6 очков). Когда в каждой семье можно будет найти эту игру. Появится
надежда на то, что со временем исчезнет скудость истинных
государственных умов.
(5 очков). Родина-Индия. Возраст-15 столетий. Имя изобретателя
неизвестно. Древнее старинное название- чатуранга.
(3 очка). Это постоянный спор «Двух К».
(1 очко). Это дворцовая жизнь в миниатюре.
(0 очков). На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
9. Поиграем в кубики.
1). Найти площадь поверхности и объём фигуры:
2).Кубик состоит из маленьких кубиков. У скольких маленьких кубиков
окрашены три грани, две грани, одна грань, ни одна грань не окрашена.
2.
Из каких развёрток можно свернуть кубик.
3).Есть полозка бумаги размером 1*7. Свернуть из неё кубик с ребром
1.
4). Изобразить три проекции куба, на поверхности которого проходит
ломаная линия.
10. Единым росчерком.
Приз получит та команда, которая сможет нарисовать эту фигуру
единым росчерком, не проходя дважды по одной и той же линии и не
отрывая карандаша от бумаги.
Точки, где сходятся линии, называются узлами. Узел называется
чётным, если в нём сходится чётное число линий. Если обход
возможен, то фигура называется уникурсальной. Если н/ч узлов нет, то
допускается обход с началом в любой точке. Фигура, имеющая только
два нечётных узла, если начать движение из одного н/ч узла и
закончить в другом. Сеть, имеющая более двух н/ч узлов
неуникурсальна.
1.
2.
3.
4.
11. Аукцион.
Задачи предлагаются каждой команде по очереди. Если команда не
может ответить , вопрос переходит к следующей команде, но цена
задачи удваивается.
1). На окружности 10 точек. Каждая с каждой соединены отрезками.
Сколько всего отрезков?
2). Один биолог открыл удивительную разновидность амёб. Каждая из
них через минуту делится на две. В пробирку биолог кладёт одну амёбу
и через час вся пробирка оказывается. Сколько потребуется времени.
Чтобы пробирка заполнилась, если в неё положить не одну, а две
амёбы?
3). Какой цифрой оканчивается число:
666
666
+
444
444
12. Пойми меня.
1 гейм- объяснить термины. Время-1,5 минуты. Сколько за это время
ребят успеют объяснить термин- столько баллов получат.
Биссектриса Медиана Уравнение
Теорема Аксиома Синус
2 гейм- ассоциации со словами (один остаётся и говорит ассоциации с
данным словом, затем приглашается команда и говорит за 30 секунд
свои ассоциации. Количество совпадений- количество баллов)
Функция Геометрия Задача
13. Конкурс капитанов.
1) Написать поздравление- комплимент капитану понравившейся
команды.
(В это время команды играют в буриме: каждая команда придумывает
рифму. Одно слово должно быть математическим термином. Одну
рифму добавляю: актриса- биссектриса, одну жюри. Надо придумать
стихотворение из этих рифм)
2).Вы хотите обменяться фотографиями. Сколько их надо всего?
3). По окончании игры вы обменяетесь рукопожатиями. Сколько их
будет?
13. ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ