Автор: Сверчкова Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Сольцы Новгородской области
Наименование материала: ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: среднее образование
СИСТЕМА
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ОГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Р у с с к и й
я з ы к
я вл я е т с я
о с н о в н о й
д и с ц и п л и н о й
д л я
о бу ч а ю щ и хс я
в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Экзамен по русскому языку
является обязательным для сдачи для всех выпускников, поэтому
подготовке к ОГЭ по
данному предмету необходимо уделять особое внимание
Итоговая аттестация – серьезная проверка качества знаний ученика..
Внастоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения
и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку
необходимо не только уметь грамотно писать, но и обладать довольно обширным кругом
знаний по предмету..
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не только отдельные знания,
умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Изменённые
в
2019-2020
учебном
году
КИМы
требуют
и
новых
подходов
к
уже
сложившейся системе подготовки
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые
связаны между собой: сжатое изложение, тестовая часть и сочинение.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая
проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
- уметь воспринимать авторский замысел;
- уметь вычленять главное в информации;
- уметь сокращать текст разными способами;
- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
информации.
Как же научить школьников писать сжатое изложение?
Система работы над сжатым изложением при подготовке в форме основного
государственного экзамена
Первая часть работы – это написание сжатого изложения. Изложение - традиционный,
проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает
художественные,
лингвистические,
коммуникативные,
творческие
способности
учащихся,
формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного
текста.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего
понимать,
что
любой
текст
содержит
главную
и
второстепенную
информацию.
Главная
информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.
Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его
общую
тему,
проблему,
идею,
видеть
авторскую
позицию.
Учащийся
должен
также
тренироваться
в
определении
микротем,
являющихся
составной
частью
общей
темы
прослушанного текста.
Ученик
должен
знать,
что
сжатие
текста
предполагает
в
основном
исключение
подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.
При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.
1.Слушание текста.
Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи
требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли.
2.Понимание текста.
Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного
текста.
3.Выделение ключевых слов.
4.Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.
5.Сжатие исходного текста
6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.
При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не
даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на
специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока.
Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини – изложением (
текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать
у м е н и е
в ы д е л я т ь
м и к р о т е м ы ,
о т р а б а т ы в а т ь
н а в ы к
с ж а т и я
т е к с т а .
Для
мини
–
изложения
можно
брать
и
самостоятельные
произведения
(миниатюры
),
и
фрагменты текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.
Сжатие исходного текста.
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1.Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную
информацию;
• исключение
одного
или
нескольких
предложений,
содержащих
второ-степенную,
несущественную информацию.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!
2.Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена
предложения
или
его
части
определительным
или
отрицатель-ным
местоимением с обобщающим значением.
3.Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена прямой речи косвенной.
То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от
уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать
приём исключения, реже всего – обобщения.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от
коммуникативной задачи и особенностей текста.
Работа над заданием 15.1(сочинение – рассуждение на лингвистическую тему)
В
самом
начале
подготовки
к
сочинению-
рассуждению
необходимо
ознакомить
обучающихся с требованиями , выдвигаемыми в КИМах, и раскрыть новые для них понятия
(например, что такое комментарий) В зависимости
от того, какое сочинение- рассуждение
выберет обучающийся, будет меняться ход работы над сочинеиием.
Написание
сочинения-рассуждения
на
лингвистическую
тему
по
предложенному
высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.
Какми умениями должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на
лингвистическую тему?
1.
Умение рассуждать на лингвистическую тему.
2.
Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-
рассуждения.
3.
Умение
аргументировать
свою
точку
зрения,
используя
предложенный
лингвистический материал.
4.
Умение
и
навыки
точно,
логично
выражать
свои
мысли
в
письменном
высказывании.
5.
Умение пользоваться лингвистической терминологией.
6.
Практическую грамотность.
Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.Вам
придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания,
синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
В сочинении необходимо:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1.
приводя
примеры,
указывать
номера
нужных
предложений
или
применять
цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.
1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые
слова.
2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните,
о
каких
свойствах
языка,
о
каких
языковых
явлениях
идёт
речь
в
высказывании.
3. Составляем план сочинения
4. Написание сочинения
Работа над заданием 15.2 (сочинения-рассуждения на основе интерпретации
фрагмента текста)
При написании сочинения-рассуждения по отрывку из текста следует учитывать, что
сочинение имеет определённую структуру:
1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.
Начать можно с предложенного вопроса. В первом абзаце даем объяснение фрагмента.
Во втором абзаце приводим первый аргумент из текста. При этом сначала приводим его
своими словами, а затем можно сослаться на номер предложения в тексте или процитировать
его.
В третьем абзаце приводим второй аргумент из текста аналогично первому.
В четвертом абзаце – вывод. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому
абзацу.
Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста? На мой взгляд, она означает, что
… В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.
Во-первых, … (предложение …).
Во-вторых, … (предложение …).
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что…
Реклама 211. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко
сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х
предложений.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
• Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте,
заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая
заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему
мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются
запятыми.
2. Основная часть. Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания
расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается
в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте
пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если
предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно
использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного
мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
3. Вывод. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак,
следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному,
делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда
выделяются запятой! Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е.
истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста.
Инструкция по написанию сочинения-рассуждения (задание 15. 3.)
Общий план сочинения-рассуждения по абзацам:
1.Определение слова (формулируем определение и выражаем своё отношение к нему =
комментарий).
2. Аргумент-пример №1- из текста.
3. Аргумент-пример №2 - из личного жизненного опыта.
4. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки, в сочинении должно быть 4 абзаца,
!!!! За отсутствие абзацев снимают баллы!!!!
Пошаговая инструкция по написанию сочинения-рассуждения
Шаг 1. Даем определение слову: .
Шаг 2. Даем общий комментарий или выражаем свое отношение к слову.
Шаг 3. Оформляем аргумент из текста
Нам необходимо:
сформулировать авторский пример;
Сформулировать пример автора вам помогут слова и выражения:
рассуждает
отмечает
называет
описывает
подчёркивает
касается
утверждает
Помните, что пример должен состоять примерно из 2-3-х предложений. Вы должны
ПЕРЕСКАЗАТЬ, что произошло в тексте.
Шаг 4. Приводим свой пример из личного жизненного опыта.
примеры должны быть 1 (ЛЮБОЙ т.е. реальный или придуманный, из книги, из
фильма, из жизни)
ВНИМАНИЕ! Если Вы не помните или не знаете точного названия города, имени
известного человека или не уверены в написании, то НЕ ПИШИТЕ или подберите
синоним.
Шаг 5. Пишем вывод.
Делаем вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём в
комментарии, но другими словами.
Начать вывод следует так:
Таким образом, ...
Например:
Таким образом, я считаю, что действительно страшно стать объектом издевательств
сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказаться вместе с
бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть, и
покоя она не даст.
Особое внимание , я считаю необходимо уделить подготовке к выполнение части2 , т.к с
этого года поменялось как количество тестовых заданий, так и количество правильных ответов
в каждом задании.
Поскольку подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку я начинаю с 8 класса, а задание 2, 3,4-
это материал, который будет изучен позже, поэтому я начинаю подготовку с задания 5
(орфографический анализ) Сначала мы систематизируем знания по темам, при этом
прорешиваем с комментированием типовые задания (употребление Ь и Ъ, правописание
корней, правописание приставок и т.д.), акцентируя при этом внимание на «подвохах»,
которые могут встретиться в заданиях, а потом уже прорешиваем задание 5 полностью с
последующим анализом. Над остальными заданиями система подготовки аналогичная.
Только после того, как большинство заданий отработаны, можно проводить пробные
экзамены. Для того, чтобы дети могли самостоятельно оценить свои успехи, я предлагаю им
вести индивидуальную карту результатов, где записываются результаты всех проведённых
работ, чтобы дети и родители могли видеть, какие темы ребёнок освоил хорошо, а над чем
нужно ещё поработать.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ
вариан
т
ГК
1
ГК
2
ГК
2
ГК
2
фК
1
ИК
1
ИК
2
ИК
3
2
3
4
5
6
7
8
Ск
1
Ск
2
Ск
3
Ск
4
ито
г
дат
а
Макс.
2
2
2
2
2
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
2
33