Автор: Елена Андреевна Бутина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 п.Николаевка
Населённый пункт: п.Николаевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока.
Окружающий мир, 3 класс, УМК «Планета знаний», авторы учебника Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
Учитель: Бутина Елена Андреевна, МБОУ СОШ №2 п. Николаевка.
Дата: 10.10.19
Тема урока
Родники.
Цель урока
Создать условия для понимания того, как в природе сохраняется вода и естественным путём очищается
Предметные задачи
установить связь между объектом исследования и явлением природы по образованию родника;
узнать понятия «родник», «источник», родниковая и минеральная вода;
сравнивать результаты опытной деятельности,. обобщать и делать выводы.
Тип урока
комбинированный урок
Планируемые
результаты урока
ЛУУД:
Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира
Ориентация на соблюдение правил поведения на уроке
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в парах
РУУД:
Ставят учебную задачу под руководством учителя
Намечать план выполнения заданий под руководством учителя
Проводить наблюдения и опыты по предложенному плану
Следовать инструкциям при выполнении заданий
Осуществлять самопроверку и самоанализ
Оценивание по предложенным параметрам
ПУУД:
главное работа с текстом и все задачи по тексту:
- смысловое чтение
- выявление главной мысли
- выделение существенного
Поиск и выделение необходимой информации
умение находить ответ на вопрос
Понимать информацию, представленную в схемах
КУУД:
Работать совместно в атмосфере сотрудничества
Умение выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника
Умение вести учебный диалог
Умение договариваться и приходить к общему решению
Умение обращаться за помощью к ребятам и оказывать ее самому
№
п\п
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организация
занятия
1
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
1 Организация рабочего места
2 Психологический настрой на
учебную работу
2
Постановка
учебной задачи.
3
Цель: поставить
учебную задачу
урока.
Какая она, эта
задача? Это очень
важно для вас, вы
так и не понимаете,
зачем урок.
Итог: определили
учебные задачи.
какая это задача?
Стр.34-35
- прочитайте тему урока.
- С чем связана эта тема?
- Кто знает, что означает слово «родник»?
- Где можно взять информацию?
- Каковы учебные задачи?
Задачи:
По ходу постановки учебных задач на доске фиксирую .
Карточки:
1.Что….(2 часть)
2.Как …
3.Для чего…
- Где пригодятся знания по этой теме?
Чтобы понять идею урока, надо поработать с текстом стр.34 первых две строчки.
- Почему вода везде?
- Где везде?
прийти к выводу, что вода сохраняется. А далее мостик сделать к форме сохранения
и очистки воды в природе- роднику.
Определяют учебные задачи урока
-с водой
1.Что….(2 часть)
2.Как …
3.Для чего…
- в жизни
3
Этап построения
проекта для
решения учебных
задач.
Практическая работа №1.
- Сегодня вы работаете в парах, где каждый будет выполнять свою роль по
алгоритму.
Цель: выстроить
гипотезу, как
образуются в
природе родники
через наблюдения,
рассуждения и
сравнить с выводами
учебника.
Итог: определили,
что песок пропускает
воду, а глина
задерживает.
Цель: как образуется
родник.
На партах у вас комплект для проведения опыта.
У вас опыт описан в учебнике. Почему вы даёте готовый алгоритм, его дети должны
составить сами, прочитав текст. Измените задание. Какой-то шаблон допустим, но
не весь алгоритм. Это и будет составление плана деятельности, что есть у вас в
целях.
А далее выполнение. Можно самооцениться.
Работа в парах
Алгоритм по вариантам
1.Возьми стакан и поместив него
воронку
2.В воронку помести салфетку
3.Насыпь сверху песок и разровняй
4.Налей воды
5.Понаблюдай
6.Опиши свой опыт товарищу
7.Сделай вывод.
1.Возьми стакан и поместив него
воронку
2.В воронку помести салфетку
3.Насыпь сверху глину и разровняй
4.Налей воды
5.Понаблюдай
6.Опиши товарищу свой опыт
7.Сделай вывод.
- Расскажите о проделанном опыте ( 1 пара).
- Какой вывод вы сделали?
- У всех так получилось?
- Все согласны?
- Найдите этот вывод в учебнике. С.34.
- Верны наши наблюдения?
- работают по алгоритму
- проводят опыт
- обмениваются наблюдениями
- делают выводы
- отвечают на вопросы
Здесь должны быть выводы, а не
методика.
- работа с информацией
представленной в учебнике
Итог: узнали, что
такое родник и как
он образуется
Цель: для чего
используется
родниковая вода.
Практическая работа №2
- Такие явления можно наблюдать и в природе.
Работа с текстом.
- Найдите 2 предложение в предпоследнем абзаце на с. 34 – 35Текст не читали, а
предлагаете найти предложение. Так нельзя.
- Работаем со схемой на стр.34. Рассмотрите ее.
-Что общего с опытом, который вы проводили?
- Расскажите по схеме, как образуется родник.
- Где образуются родники?
- Что такое родник?
Родник – это водный источник, текущий из глубины земли;
Абзац «Такие явления…» может являться проблемой урока, где необходимо
составить рассказ «Что происходит с водой под землёй?»
Работа №3
- О какой воде сегодня говорим?
- Можно пить родниковую воду?
- Почему?
- Можно ли считать песок природным фильтром?
- Прочитайте текст до конца стр.35.
- Почему родники называют нашим богатством?
- Для чего нужно беречь родники?
- Что человек может сделать для того, чтобы не засорять родники?
- работают с учебником
- слои песка, глины, присутствие воды.
-работают со схемой.
- природе
- вода, которая выходит на поверхность
- о родниковой, ключевой
- вода проходит сквозь толстый слой
песка и очищается
- да
- работа с учебником
- обкладывать камнями или досками
- источник, ключ с.35
Итог: узнали о
применении
родниковой воды в
жизни человека
- Найдите в тексте близкие по значению слова (синонимы) к слову родник
- Куда еще выходят родники?
- Какая вода называется минеральной?
- Где используют воду минеральных источников?
- Как вы думаете, есть в нашей области мин. источники?
Кульдур – посёлок городского типа в Облученском районе Еврейской автономной
области .
Термальный (горячий) лечебный и минеральный источник.
Санаторий «Кульдур» являетс собой единый оздоровительный комплекс, в состав
которого входят водолечебницы (заболевания сердца, болезни кожи, болезни
нервной системы и многое другое).
- Кто был в Кульдуре?
- на дно озера или реки
- источник, в воде которых
растворились различные вещества
полезные для человека
- ответы детей
4
Этап
самостоятельной
работы с
последующей
проверкой.
Цель: применение
полученных знаний
в ситуациях
ЗАКРЫТЬ УЧЕБНИК
Тест.
1. Какой слой земли задерживает воду?
А. камни
Б. почва
В. глина
Г. Песок
2. Вода, пробивающаяся из – под земли…
А. родник
Б. река
В. водопад.
Г. море
3. Из какого источника можно пить воду?
А. из реки
Б. из родника
Выполняют тест
Проверяют себя по эталону,
Оценивают по 5-бальной шкале
Итог: проверяют
усвоение знаний
В. из пруда
Г. из моря
4. Вода, в которой растворились полезные для здоровья человека вещества?
А. Родниковая
Б. Ключевая
В. Минеральная
Г. Чистая
5. Процесс очистки воды?
А. нагревание
Б. фильтрование
В. охлаждение
Г. Испарение
- Поднимите руки у кого все получилось.
- Кто испытывал затруднения?
5
Итог урока.
Рефлексия учебной
деятельности.
Цели: подвести
итоги совместной и
индивидуальной
деятельности
учеников;
зафиксировать новое
содержание урока;
оценить личный
вклад в совместную
учебную
деятельность;
На доске карточки с задачами.
- Какие задачи ставили на уроке?
- Удалось решить их?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
- ответы дететй
6
Д/з
Цель:
задать домашнее
задание,
пояснить его.
С.34-35 повторить материал;
Вопрос №6 по выбору (плакат или сообщение о родниках).
- записывают в дневник
Е.А.
1. Пересмотрите урок с точки зрения идеи, внимательно прочитайте мои советы.
2. Модель урока:
Почему вода повсюду? – Где вода? – Как образуется родник и что это такое? – Что происходит с водой под землёй? – Почему родники наше
богатство? – Как их охранять? – Что такое минеральная вода?
3.Виды деятельности обязательны:
- чтение текста
- составление алгоритма опыта
- постановка проблемы: что происходит с водой под землёй?
- составление рассказа по проблеме
- дискуссия по вопросу как беречь родники
- выборочное чтение по минеральной воде с пересказом
4. Задачами урока должны быть ответы на 1-3 вопросы стр.35
5.задание №6 (б) хорошо бы выполнить в классе.
6. А №5,6(а) дома
7.Урок насытить презентацией с видами воды в разных формах, родники озера, реки и т.д, бутылки с минеральной водой.
07.10.2019
Т.Л.
-