Автор: Мишина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск- Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследований в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Тема «Организация исследований в начальной школе»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
г. Ленинска- Кузнецкого Кемеровской области
Мишина Елена Юрьевна
Есть возраст, в котором почти каждый ребёнок хочет стать исследователем. Это
время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и
увлекательными. И если в этот период предложить детям заниматься исследованиями под
руководством учителя, мы наверняка спасём их от равнодушия к школьным дисциплинам.
Что надо сделать, чтобы дети не теряли дара исследователя и творца? Как внести в
жизнь детей азарт учёных- первооткрывателей? И, главное как убедить взрослых, что это
не просто игра в науку, а важнейшая часть образования подрастающего поколения,
приводящая к обретению самостоятельного мышления? Один из путей решения этих
проблем я вижу в организации исследовательской деятельности.
В исследовательском методе знание не даётся как готовое, а получается в результате
работы самих детей над тем или другим жизненным материалом. Работа над
исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших
классов постепенно. Исследовательская работа, как и всякое творчество, эффективна
только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков
и обычной работы как дополнительная, внеклассная и внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы являются:
- найти проблему (что надо изучать);
- тема (как это назвать);
- актуальность (почему эту проблему надо изучать);
-цель исследования (какой результат предполагается получить);
- гипотеза (что не очевидно в объекте);
- новизна (что нового обнаружено в ходе исследования);
- задачи исследования (что делать теоретически и экспериментально);
- литературный обзор (что уже известно по этой проблеме);
- методика исследования (как и что, исследовали);
- результаты исследования (собственные данные);
-выводы (краткие ответы на поставленные вопросы);
- значимость (как влияют результаты на практику).
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка
проблемных вопросов, заданий, задач. Проблема должна быть выполнима, решение её
должно принести реальную пользу. Правильное определение проблемы исследования
учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав сущность проблемы, учащийся не
может активно включиться в познавательную деятельность. Проблемной ситуацией
определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на
разрешение какой-то задачи.
К примеру, исследовательская работа «Тайна наших имён».
Проблема:
Мы задумались, почему у людей разные имена.
Интерес к данной теме был вызван следующими причинами:
- с самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек
так часто, как имя и нам захотелось узнать больше о своем имени, а также узнать почему
родители нам дали такие имена.
В качестве объекта исследования ученики третьего класса выбрали своё имя. В
процессе изучения материала с помощью энциклопедий, наблюдения, бесед, работы со
словарём, анкетирования, анализа ребята хотели доказать, что каждое имя несёт свою
смысловую нагрузку.
Актуальность работы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на
современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания
ребенку того или иного имени.
Так предметом исследования стали имена учащихся нашего класса.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза-
это
предвидение
событий.
Это
вероятное
знание,
ещё
не
доказанное.
Защищаемые
положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе
работы либо подтверждается, либо отвергается, Гипотеза должна быть обоснованной, то
есть подкрепляться литературными данными, логическими соображениями.
Гипотеза данной работы в том, что имя является неотъемлемой частью истории,
культуры и естественной формой общения между людьми.
Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи
и цели – это не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает
несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь сделать
Задачи, которые поставили учащиеся в работе «Тайна наших имен»:
1.
Узнать историю возникновения имени.
2.
Попытаться выяснить, влияет ли имя на характер человека.
3.
Изучить значения имен нашего класса, выявить самые популярные и редкие имена
нашего класса.
4.
Выпустить
справочник
«Имена
нашего
класса»
и
собрать
копилку
интересных
сведений об именах.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, сделанные в работе,
привлекут внимание как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьезнее подойти к
выбору имени для своего ребенка или внука. А дети много нового и интересного узнают о
себе и своем имени, познакомятся с удивительной наукой, ономастикой. Работа по этой
теме будет продолжена и дополнена новыми данными.
В ходе исследования учащиеся узнали, что имя человека возникло очень давно. Ещё
древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к
нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.
«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется
ономастика. По словарю В.И. Даля ребята узнали: «Имя - это слово, которым зовут,
означают особь, личность». Имя - основное средство общения, личное название человека.
С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя,
данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с
человеком. Имена в древней Руси давали необычно: по внешним признакам, по черте
характера, по очереди рождения, по явлениям природы, по христианским праздникам и
т.д. Узнали о роли имени в жизни человека о том, как имя влияет на судьбу и характер
человека.
Перед началом работы было проведено анкетирование в нашем классе.
В анкетировании приняли участие 25 человек.
Результаты анкетирования.
Вопросы
Да
Нет
Знаешь ли ты, что такое «имя»?
10
15
Знаешь ли ты значение своего имени?
8
17
Знаешь ли ты происхождение своего имени?
5
20
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение
собственного имени, его происхождение, день именин. Результаты анкетирования ещё
больше укрепили в детях желание продолжить исследовательскую работу и показать, что
знакомство с тайной имён - дело увлекательное. В процессе исследования, когда ребята
расставили
имена
по
алфавиту
оказалось,
что11
букв
русского
алфавита
являются
заглавными в наших именах, 16 букв у нас оказались «не занятыми».Больше всего имен на
букву «Д» - 4.
Исследование имен учащихся показало, что преобладают у мальчиков и девочек
древнегреческие варианты имен - 4 (Анастасия, Кирилл,
Софья, Дмитрий) и имена,
которые имеют латинское происхождение - 4 (Антон, Анна, Виктория, Диана). На втором
месте имена, имеющие древнееврейское происхождение – 2 (Даниил, Елизавета, Эдуад),
далее древнерусское (Иван), древнеславянское (Владислав). При опросе одноклассников
узнали, что:
44% обучающихся назвали в честь близких родственников;
11% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;
37% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;
11% - были названы именами, потому что они редкие;
7% - не смогли ответить на этот вопрос.
Каждый из учащихся узнал о своём имени очень много интересного. Например,
Дмитрий – это греческое имя, означающее «посвященный Дметре» (богиня земледелия и
продородия)
Положительные черты имени:
жизнелюбие, оптимизм, общительность, дружелюбие,
отходчивость, эрудиция, творческое воображение.
Известные люди:
Дмитрий Донской – Великий князь Московский;
Дмитрий Харатьян – актер театра и кино;
Дмитрий Медведев – председатель правительства Российской Федерации
В итоге своей работы ребята сделали следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое
имя. В выборе своего имени ребенок не принимает участия. Имя дают ребёнку при
рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.
Из
собственных
наблюдений,
бесед
со
взрослыми,
они
выяснили,
что
имя
накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять
на его судьбу. Не во всех случаях наши черты характера совпадают со значением наших
имён.
В классе преобладают древнегреческие варианты имен, а самые популярные имена
Диана и Виктория.
Учащимися был оформлен словарь справочник «Имена нашего класса» и собрана копилка
интересных сведений об именах.
Они узнали, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно
подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и
сопровождает человека всю жизнь. В руках каждого человека - создать
добрую славу
своему имени.
Исследовательская
деятельность
способствует
формированию
ключевых
компетентностей
учащихся,
подготовки
их
к
реальным
условиям
жизнедеятельности.
Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Благодаря
участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать
в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать товарищей, оформлять
промежуточные результаты в виде таблиц, схем и рисунков.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Белоусова, Т.Н., Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к
познанию[ Текст ] / Т.Н. Белоусова, М.А. Мазниченко,// Народное образование.-
2010.-№8-С.169-175.
2.
Каюда,
Г.П.
Проектно-исследовательская
деятельность
учащихся
и
учителя
[Текст ]./ Г.П. Каюда//Педагогические науки-2006-С.130-136.