Напоминание

Активные методы обучения на уроках физики


Автор: Филиппенко Вера Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с Колокольцовка Калининского района Саратовской области"
Населённый пункт: с Колокольцовка, Калининский район саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активные методы обучения на уроках физики
Раздел: полное образование





Назад




Мастер-класс учителя физики Филиппенко В.Н на тему

«Применение активных методов обучения на уроках физики

как средство повышения познавательной активности учащихся»

Цель:

1. Познакомить своих коллег с активными методами обучения (АМО).

2. Показать применение АМО на разных этапах урока.

3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Ход мастер-класса:

1.

Организационный момент

Все уроки, как люди,

Похожие и разные

Если к ним приглядеться с разной стороны.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть уроки, как страшный, мучительный сон.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Ответьте мне, пожалуйста, когда уроки для нас, для наших учеников становятся радостными,

приносят удовлетворение?

- Когда они проходят плодотворно, интересно, и у нас и у наших учеников все получается. А

объединить это можно в одно понятие. Мотивация.

Повысить мотивацию детей, их познавательную активность, развивать творческие способности

обучающихся нам помогают методы обучения.

Слайд №1

На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в

зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают.

И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем

на 90%.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации

образовательного процесса, активные методы обучения. Новый подход к организации обучения.

-Уважаемые

коллеги,

для

положительного

настроя

на

работу

и

для

установления

доброжелательной

атмосферы,

я

предлагаю

начать

наше

мероприятие

с

упражнение

«Поздоровайся глазами».

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. При этом постарайтесь глазами

показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). Пожелаем друг другу

здоровья, успеха.

«Пальчиковое приветствие»

–Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.

Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня отвечать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

С этих упражнений вы можете начинать любой урок.

– А теперь я хочу подарить вам детскую ладошку на память. (Участники выбирают себе ладошку

определенного цвета).

Часто на данном этапе мы создаем проблемные ситуации, которая побуждает учеников к

самостоятельной познавательной деятельности. Предлагаю фрагмент своего открытого урока

«Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».

Перед вами лежит письменный источник – исторический документ, стихи римского поэта Тита

Лукреция Кара из его поэмы «О природе вещей». Давайте прочитаем.

« Люди весьма удивляются камню такому, он часто

Цепь представляет из звеньев, держащихся сами собою.

Можешь увидеть ты пять таких звеньев, порой даже больше.

Распределенные рядом, качаясь от легкого ветра,

Звенья такие свисают, одно под другим прилепившись.

Звено одно от другого всю силу и цепкость приемлет.

Вот как здесь действует этого камня текучая сила»…

О чем идет речь в стихах? Что это за камень?

2.Формулируем тему урока. «Постоянные магниты и их свойства»

3.Постановка целей. У каждого ученика карточка с таблицей ЗУХ:

Знаю

Хочу знать

Узнал (заполняется к

концу урока)

Есть магниты.

У магнитов есть полюсы.

У Земли есть магнитное

поле.

Пользуются компасом.

Электрический ток обладает

магнитными свойствами

Каковы свойства магнитов?

Почему магниты притягивают

тела?

Почему поворачивается

стрелка?

Все ли тела притягиваются

магнитом?

Заполняя таблицу, учащиеся ставят свои цели, озвучивают их. Совместно формулируем общую

цель урока.

Метод «Мозговой штурм»

Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных

путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Метод «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или

иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные

стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее

и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Методы «Фруктовый сад», "Солнышко и тучки", «Дерево желаний», «Поляна снежинок»,

«Разноцветные листья», «Ковёр идей».

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика

Заранее

готовятся

два

плаката:

на

одном

нарисовано

яркое

красивое

улыбающееся

Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из

бумаги желтые солнышки и серые тучки.

Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются.

– А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».

– Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают). В конце мероприятия мы вернёмся к

ладошкам.

«Повторение с расширением». Ученикам предлагается тест-таблица на повторение изученного

материала и определения нового понятия. Их задача соединить стрелками термины и их

определения. Затем осуществляется взаимопроверка через слайд.

На этапе включения в систему новых знаний можно применить один из активных методов

экспериментальный. Этот метод в преподавании физики в средней школе является одним из

основных методов обучения физике. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит

школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и

процессов в науке – физике. ИЛИ

Проведем исследование: Какие явления природы спрятались в

художественных произведениях?

На своих уроках физики я применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие

информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация

предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой),

видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).

Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим

метод

«Инфо-угадайка».

Этот метод

помогает обучающимся при организации самостоятельной работы над новой темой

всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес.

Каждая группа за своим столом знакомится с информацией по своему вопросу.

Такая комплексная работа позволяет получить знания по новой теме и приобщает ребят к

практическому применению изученного,

Развивает умение работать с текстом.

На этом этапе хорошо прослеживаются метапредметные связи.

Эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех

учеников

в

образовательный

процесс,

поддержание

высокой

познавательной

активности

обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую

организацию

предполагает

технология

АМО, основанная

на

использовании

активных

методов

обучения.

Постараемся в совместной деятельности объяснить, что такое активные методы обучения, какие

цели этих методов, рассмотрим некоторые виды активных методов и возможность применения

активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Задания группам

Сектор №1 «Понятие».

Активные

методы

обучения

-

это

система

методов,

обеспечивающих

активность

и

разнообразие

мыслительной

и

практической

деятельности

учащихся

в

процессе

освоения

учебного материала. Запишите на листочках.

Сектор №2.

«Этапы урока».

Активные

методы

применяются

на

всех

этапах

урока.(Организация

класса,

проверка

домашнего

задания,

постановка

целей

и

задач

урока,

объяснение

нового

материала,

закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение

итогов уроков, релаксация).

Для

каждого

этапа

урока

используются

свои

активные

методы,

позволяющие

эффективно

решать конкретные задачи урока.

Сектор

№3.

«Виды

АМО».

Мы

уже

познакомились

с

некоторыми

видами

методов,

перечислите их. К этому сектору мы вернёмся в конце урока.

Сектор

№4.

«Цели

применения

АМО».

Развитие

мотивации,

интереса

к

предмету,

коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он

перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

метод «Составление кластера» по наше теме

Метод «Пометки на полях»

Следующий метод позволяет ученику отслеживать своё понимание

прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать

собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет

соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

1.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут

достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии».

Это земля, вода, воздух, огонь.

Если я скажу “земля” – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу

“вода” – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу “воздух” –

вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу “огонь” – вы вращаете руками

в локтевых суставах. Выполняем.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

V

+

-

?

!

Знаю

Новое

Иначе думал

Не знаю

Ответ готов

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю,

огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а

затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород

из воздуха. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем

несколько раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать

уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте,

можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться

на месте.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель

предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют

себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за

тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

К этапу первичного закрепления можно применить «Скорый физический диктант»

«Сотворчество» .

Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока,

и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому материалу. Деятельность учителя

должна складываться из организационных и координирующих функций. На этом этапе учащимся

предлагается собрать пословицы и объяснить

Не подмажешь - не поедешь

Пошло дело как по маслу

Что кругло - легко катится

Лыжи скользят по погоде

Колодезная веревка сруб перетирает

Метод «Написание синквейна». (слайд №9)

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.

Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна

таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство,

цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Вот синквейн, который мы составили на уроке при изучении «силы тока»:

Ток

Разный, опасный

Действует, порождает, разрушает

Всем людям дарит свет.

Польза.

сила тока

электрическая физическая

характеризует, измеряет, показывает

заряд, проходящий через проводник за

единицу времени

скалярная величина

7.

Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет»,

«Итоговый круг». (слайд №10)

Метод «Все у меня в руках»

Учащиеся рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, и вписывают внутри

контура ответы на вопросы: Большой палец – над этой темой я хотел еще бы поработать.

Указательный палец – я узнал все, что хотел. Средний – мне совсем ничего не понравилось.

Безымянный – психологическая атмосфера на уроке. Мизинец – мне захотелось…

Метод «Все дело в шляпе»

Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет), по сигналу учителя тот, у кого

осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто

работал у доски, и обосновывает ее.

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли

тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к

теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг,

задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

– А теперь представители каждой группы встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего

мастер-класса. (По кругу пускаем «Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и

отвечаем на них).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап

очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание

на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок

на будущее.

IV. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

- Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми активными методами обучения.

Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те

методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.

( «Кластер», «Инсерт», «Синквейн»).(слайд №11)

Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и

опасения

были

у

вас

в

начале

мастер-

класса.

Определите

для

себя,

оправдались

ли

они.

(Выслушиваются ответы по желанию).

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.(слайд №12)

+Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны

ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют

активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и

учебно-организационных умений.

- Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями,

поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.

Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и

сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Кроме освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во

внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная

проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение

к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности,

нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным

потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе

обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных

навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы,

коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить

задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других

людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную

организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или

нет, это уже дело творчества учителя.(слайд №13)

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети

утомляются в бездействии.



В раздел образования