Автор: Микитюк Елена Владимировна
Должность: учитель ИЗО и технологии
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 120
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Пластилиновая живопись"
Раздел: среднее образование
ПРОГРАММА
кружка
ПЛАСТИЛИНОВАЯ
живопись
для детей 7-17 летнего возраста
Педагог дополнительного образования
Микитюк Елена Владимировна
г. Екатеринбург 2019г.
Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем
глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо -
Назову ее дурёха,
Если клоун выйдет плохо –
Назову его дурак
.
Н. Матвеева
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал
для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с
добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию.
Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для
скульптурных
работ,
небольших моделей,
произведений
малых
форм,
живописных работ.
* * * *
Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и
игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что
захочешь. И в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и
творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала.
* * * *
Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для
поделок и живописных картин. Игры с пластилином способствуют развитию
координации
пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются
мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и
мышления у малышей. К тому же лепка благотворно влияет на нервную
систему в целом.
* * * *
Пластилин - замечательный материал для лепки детьми, подростками
дошкольного и школьного возраста, детьми с ОВР, а также взрослыми.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
программа
«Пластилиновая
живопись»
разработана
с
учетом
Федерального
Закона
Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
29
августа
2013
г.
№
1008
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
«Санитарно-
эпидемиологических
требований
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденных
Главным
государственным
санитарным
врачом
РФ
29
декабря
2012
года
№
189;
Письма
Минобрнауки
РФ
от
11.12.2006 N
06-1844
«О
примерных
требованиях
к
программам
дополнительного
образования
обучающихся»;
муниципальных
правовых
актов;
Устава
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
творческого развития и гуманитарного образования» (МБОУ ДО ЦТРиГО);
Лицензии
МБОУ
ДО
ЦТРиГО
на
образовательную
деятельность;
Образовательной программы МБОУ ДО ЦТРиГО.
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит
переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные
блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь,
который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В
начале
необходимо
научить
детей
видеть
прекрасное
в
простом,
взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них
появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими
руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к
развитию
положительных
качеств
души.
Творческое
начало
рождает
в
ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не
сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в
простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более
сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и
инструменты.
Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но
этот
способ
изображения
способствует
творческому
развитию
и
разнообразию
художественных
выразительных
методов.
Каждое
новое
творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт:
3
это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи
“рука — мозг”.
Факторы
для
развития
художника
—
это
постоянная
практика,
совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий
подход
в
процессе
деятельности.
Совокупность
этих
качеств,
при
изготовлении
пластилиновых
изделий,
может
способствовать
созданию
новых, неповторимых произведений искусства.
Актуальность и новизна программы.
Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой
материал
позволяет
находить
новые
решения
в
изображении.
И
самое
главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих
работ, передавать часть своего тепла.
Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание
изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике,
использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.
Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности
детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь
герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут
в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение
для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию:
воспитывает
у
детей
способности
к
длительным
физическим
усилиям,
тренирует
и
закаливает
нервно-мышечный
аппарат
ребенка,
воспитывает
усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного
и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор,
способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни,
нравственных представлений.
Программное содержание включает в себя несколько разделов.
Некоторые техники и приемы рисования пластилином
1 раздел
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника
от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового
колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Поверхность
мазков
из
пластилина
может
выглядеть
по-разному.
Сама
фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться
сделать
ее
гладкой
и
блестящей.
Для
этого
нужно
перед
заглаживанием
4
пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но
только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.
Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого
используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового
изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь
фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это
специальные вспомогательные инструменты.
2 раздел
На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или
ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике
граттаж.
3 раздел
Рисовать
пластилином
можно
и
другими
приемами;
“горошками”
и
“жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором
на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.
Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики
одинаковой
толщины
и
выкладывать
их
на
рисунок.
Можно
жгутики
соединить
вдвое
и
скрутить,
тогда
получится
красивая
косичка,
основа
контура рисунка.
4 раздел
На
картон
наносится
рисунок,
скатываются
жгутики
потолще,
размазываются
пальцем
к
середине,
затем
заполняется
центр
элемента
рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой
гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из
пластилина или мазками, как в масляной живописи.
5 раздел
Для
объемности
деталей
картины
могут
иметь
плоскостное
или
барельефное
изображение.
У
плоскостных
картин
поверхность
ровная,
подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка
выступают
над
поверхностью.
Преимущество
пластилиновых
картин
заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей,
создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных
работ.
6 раздел
Новое в пластилиновой живописи – горячий пластилин. Изображение
наносится
обычным
способом,
а
затем
применяется
техника
монотипии:
через цветной или тонированный лист картинка проглаживается горячим
утюгом
5
Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко,
чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.
Дополнительные
природные
материалы,
пластмассовые
детали,
бижутерия и т.п. используются для создания определенных эффектов.
Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В
одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена
только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется
аппликацией.
Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным,
квадратным,
круглым,
овальным.
Плоскостное
изображение
пластилином
подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал
не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук.
Ручной
способ
нанесения
пластилина
более
эффективен,
потому
что
согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.
Работа
в
технике
пластилиновой
живописи
очень
интересна.
Она
развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное
мышление,
внимание,
художественные
навыки
работы
с
пластическими
материалами.
Цель
программы: организация
досуговой
деятельности
детей
через
занятия пластилиновой живописью.
Задачи:
совершенствование
практических
умений
и
навыков
детей
при
изготовлении изделий из разных материалов;
развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
овладение
элементарными
трудовыми
навыками,
способами
художественной деятельности, основам колористики;
воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
формирование умения работать в коллективе;
создание условий для самостоятельного творчества;
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
В результате обучения дети должны знать:
- названия и назначение инструментов;
-названия
и
назначение
материалов,
их
элементарные
свойства,
использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
6
Должны уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться
инструментами
ручного
труда,
прим еняя
приобретённые навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
сотрудничать
со
своими
сверстниками,
оказывать
товарищескую
помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
Педагог для ученика, а не ученик для педагога.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Нет пределов совершенствования
Учёт психофизических особенностей детей
Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная
групповая
выставка, ярмарка
творческий конкурс (местного, районного, городского, областного
уровня.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как
индивидуальных,
так
и
групповых
работ.
Занятия
основываются
на
индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 смену (21 день). Занятия проводятся 1раз в 1-2
дня по 1 часу. Количество часов за смену составляет 18 часов
Возраст
обучающихся,
участвующих
в
реализации
д а н н о й
дополнительной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет (3 возрастные
группы).
Наполняемость в группах составляет 15 человек и более.
7
Педагогические приёмы:
мотивация (убеждение, пример, разъяснение);
организации деятельности (упражнение, показ, подражание);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества,
позволяющие
педагогу
и
воспитаннику
быть
партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая
часть
дидактического
материала
изготавливается
самим
педагогом:
индивидуальные
комплекты
дидактического
материала
для
каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
Распечатки из Интернета с образцами, фотографиями.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической
работы,
текущий
–
во
время
выполнения
практической
работы,
заключительный
практическая работа
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.
Дополнительное
образование
позволяет
преподавателю
быть
более
свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению.
Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им
удовольствие и моральное удовлетворение.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его
развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая
к
работе,
надо
правильно
организовать
рабочее
место.
Подобрать
необходимые
для
занятий
материалы,
инструменты
и
приспособления, удобно расположить их.
8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и
учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие
места. Все
рабочие
места
оснащаются
одними
и
теми
же
предметами.
Ученики
лепят
на
столах
на
рабочей
доске.
Доска
делает
поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
картон белый, цветной, черный для выцарапывания;
нож (стек),
материал
(пластилин)
имеется
большой
выбор
пластилина,
выпускаемого различными фирмами и обладающего различными
качествами и назначением.
Дополнительное
оборудование: заостренные
спички
или
зубочистки,
картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину
небольшие
кусочки
мягкой
тонкой
проволоки,
картонная
коробка
для
хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой,
различные
зубчатые
колесики
для
придания
поверхности
определенной
структуры,
многогранники,
трубочки
и
др.
приспособления.
Для
выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или
кондитерские шприцы.
Навыки, приобретённые учениками:
умение свободно владеть лепным материалом и инструментами при
работе с пластилином;
знание приемов смешивания и нанесения пластилина на различные
поверхности;
знание основ колористики, цветоведения;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
видение пропорций и объемов;
развитие фантазии и объемно-пространственного мышления.
Предполагаемые результаты
Получение
детьми
необходимых
знаний
и
практических
навыков
для
создания оригинальных изделий.
9
Многие
дети,
открыв
для
себя
мир
лепки
и
рисования
пластилином,
постараются остаться в нем и дальше.
Участие в выставках детского творчества
Распространение и совершенствование технологии лепки.
Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут
бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству,
будут уважать чужую работу.
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного
творчества:
учебно
–
методическое
пособие/С.
В.
Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В.
Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее
образование).
2.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,
Воронеж: НПО «Модек», 1997.
3.
Величко Н. В. «Поделки из пластилина».
4.
Давыдова
Г.Н.
«Пластилинография»
-
1,2.
–
М.:
Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
5.
Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2007.
6.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7.
Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство
«Скриптория-2003» 2011, 72 стр..
8.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова,
2006
9.
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. -
112с., ил.
10.Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и
др.];
под
ред.
В.
А.
Горского.
–
М.:
Просвещение,
2010.-111с.
–
(Стандарты второго поколения).
11.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста
[Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7.
– С. 36-49.
12.И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. ИздательствоФеникс. 2009
13.Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.:
Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
11