Напоминание

"Пластилиновая живопись"


Автор: Микитюк Елена Владимировна
Должность: учитель ИЗО и технологии
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 120
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Пластилиновая живопись"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОГРАММА

кружка

ПЛАСТИЛИНОВАЯ

живопись

для детей 7-17 летнего возраста

Педагог дополнительного образования

Микитюк Елена Владимировна

г. Екатеринбург 2019г.

Я леплю из пластилина.

Пластилин нежней, чем

глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак.

Если кукла выйдет плохо -

Назову ее дурёха,

Если клоун выйдет плохо –

Назову его дурак

.

Н. Матвеева

Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал

для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с

добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию.

Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для

скульптурных

работ,

небольших моделей,

произведений

малых

форм,

живописных работ.

* * * *

Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и

игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что

захочешь. И в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и

творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала.

* * * *

Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для

поделок и живописных картин. Игры с пластилином способствуют развитию

координации

пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются

мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и

мышления у малышей. К тому же лепка благотворно влияет на нервную

систему в целом.

* * * *

Пластилин - замечательный материал для лепки детьми, подростками

дошкольного и школьного возраста, детьми с ОВР, а также взрослыми.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

программа

«Пластилиновая

живопись»

разработана

с

учетом

Федерального

Закона

Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;

Приказа

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

29

августа

2013

г.

1008

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

«Санитарно-

эпидемиологических

требований

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»,

утвержденных

Главным

государственным

санитарным

врачом

РФ

29

декабря

2012

года

189;

Письма

Минобрнауки

РФ

от

11.12.2006 N

06-1844

«О

примерных

требованиях

к

программам

дополнительного

образования

обучающихся»;

муниципальных

правовых

актов;

Устава

муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного

образования

«Центр

творческого развития и гуманитарного образования» (МБОУ ДО ЦТРиГО);

Лицензии

МБОУ

ДО

ЦТРиГО

на

образовательную

деятельность;

Образовательной программы МБОУ ДО ЦТРиГО.

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит

переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные

блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь,

который может изменить это направление развития нашего общества?

Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

В

начале

необходимо

научить

детей

видеть

прекрасное

в

простом,

взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них

появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими

руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к

развитию

положительных

качеств

души.

Творческое

начало

рождает

в

ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не

сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в

простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более

сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и

инструменты.

Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но

этот

способ

изображения

способствует

творческому

развитию

и

разнообразию

художественных

выразительных

методов.

Каждое

новое

творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт:

3

это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи

“рука — мозг”.

Факторы

для

развития

художника

это

постоянная

практика,

совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий

подход

в

процессе

деятельности.

Совокупность

этих

качеств,

при

изготовлении

пластилиновых

изделий,

может

способствовать

созданию

новых, неповторимых произведений искусства.

Актуальность и новизна программы.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой

материал

позволяет

находить

новые

решения

в

изображении.

И

самое

главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих

работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание

изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике,

использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности

детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь

герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут

в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение

для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию:

воспитывает

у

детей

способности

к

длительным

физическим

усилиям,

тренирует

и

закаливает

нервно-мышечный

аппарат

ребенка,

воспитывает

усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного

и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор,

способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни,

нравственных представлений.

Программное содержание включает в себя несколько разделов.

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 раздел

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника

от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового

колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность

мазков

из

пластилина

может

выглядеть

по-разному.

Сама

фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться

сделать

ее

гладкой

и

блестящей.

Для

этого

нужно

перед

заглаживанием

4

пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но

только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого

используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового

изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь

фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это

специальные вспомогательные инструменты.

2 раздел

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или

ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике

граттаж.

3 раздел

Рисовать

пластилином

можно

и

другими

приемами;

“горошками”

и

“жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором

на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики

одинаковой

толщины

и

выкладывать

их

на

рисунок.

Можно

жгутики

соединить

вдвое

и

скрутить,

тогда

получится

красивая

косичка,

основа

контура рисунка.

4 раздел

На

картон

наносится

рисунок,

скатываются

жгутики

потолще,

размазываются

пальцем

к

середине,

затем

заполняется

центр

элемента

рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой

гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из

пластилина или мазками, как в масляной живописи.

5 раздел

Для

объемности

деталей

картины

могут

иметь

плоскостное

или

барельефное

изображение.

У

плоскостных

картин

поверхность

ровная,

подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка

выступают

над

поверхностью.

Преимущество

пластилиновых

картин

заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей,

создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных

работ.

6 раздел

Новое в пластилиновой живописи – горячий пластилин. Изображение

наносится

обычным

способом,

а

затем

применяется

техника

монотипии:

через цветной или тонированный лист картинка проглаживается горячим

утюгом

5

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко,

чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Дополнительные

природные

материалы,

пластмассовые

детали,

бижутерия и т.п. используются для создания определенных эффектов.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В

одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена

только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется

аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным,

квадратным,

круглым,

овальным.

Плоскостное

изображение

пластилином

подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал

не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук.

Ручной

способ

нанесения

пластилина

более

эффективен,

потому

что

согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Работа

в

технике

пластилиновой

живописи

очень

интересна.

Она

развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное

мышление,

внимание,

художественные

навыки

работы

с

пластическими

материалами.

Цель

программы: организация

досуговой

деятельности

детей

через

занятия пластилиновой живописью.

Задачи:

совершенствование

практических

умений

и

навыков

детей

при

изготовлении изделий из разных материалов;

развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

овладение

элементарными

трудовыми

навыками,

способами

художественной деятельности, основам колористики;

воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;

формирование умения работать в коллективе;

создание условий для самостоятельного творчества;

развивать мелкую моторику рук, глазомер;

В результате обучения дети должны знать:

- названия и назначение инструментов;

-названия

и

назначение

материалов,

их

элементарные

свойства,

использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

6

Должны уметь:

правильно организовать рабочее место;

пользоваться

инструментами

ручного

труда,

прим еняя

приобретённые навыки на практике;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

сотрудничать

со

своими

сверстниками,

оказывать

товарищескую

помощь, проявлять самостоятельность.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

Педагог для ученика, а не ученик для педагога.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Нет пределов совершенствования

Учёт психофизических особенностей детей

Создание атмосферы успеха.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная

групповая

выставка, ярмарка

творческий конкурс (местного, районного, городского, областного

уровня.

Основной вид занятий практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как

индивидуальных,

так

и

групповых

работ.

Занятия

основываются

на

индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

Программа рассчитана на 1 смену (21 день). Занятия проводятся 1раз в 1-2

дня по 1 часу. Количество часов за смену составляет 18 часов

Возраст

обучающихся,

участвующих

в

реализации

д а н н о й

дополнительной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет (3 возрастные

группы).

Наполняемость в группах составляет 15 человек и более.

7

Педагогические приёмы:

мотивация (убеждение, пример, разъяснение);

организации деятельности (упражнение, показ, подражание);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,

оценка, взаимооценка и т.д.);

сотрудничества,

позволяющие

педагогу

и

воспитаннику

быть

партнёрами в увлекательном процессе образования;

свободного выбора.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая

часть

дидактического

материала

изготавливается

самим

педагогом:

индивидуальные

комплекты

дидактического

материала

для

каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

Распечатки из Интернета с образцами, фотографиями.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные

элементы:

инструктажи: вводный – проводится перед началом практической

работы,

текущий

во

время

выполнения

практической

работы,

заключительный

практическая работа

подведение итогов, анализ, оценка работ

приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

Дополнительное

образование

позволяет

преподавателю

быть

более

свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению.

Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им

удовольствие и моральное удовлетворение.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его

развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая

к

работе,

надо

правильно

организовать

рабочее

место.

Подобрать

необходимые

для

занятий

материалы,

инструменты

и

приспособления, удобно расположить их.

8

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и

учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие

места. Все

рабочие

места

оснащаются

одними

и

теми

же

предметами.

Ученики

лепят

на

столах

на

рабочей

доске.

Доска

делает

поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование:

картон белый, цветной, черный для выцарапывания;

нож (стек),

материал

(пластилин)

имеется

большой

выбор

пластилина,

выпускаемого различными фирмами и обладающего различными

качествами и назначением.

Дополнительное

оборудование: заостренные

спички

или

зубочистки,

картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину

небольшие

кусочки

мягкой

тонкой

проволоки,

картонная

коробка

для

хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой,

различные

зубчатые

колесики

для

придания

поверхности

определенной

структуры,

многогранники,

трубочки

и

др.

приспособления.

Для

выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или

кондитерские шприцы.

Навыки, приобретённые учениками:

умение свободно владеть лепным материалом и инструментами при

работе с пластилином;

знание приемов смешивания и нанесения пластилина на различные

поверхности;

знание основ колористики, цветоведения;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

видение пропорций и объемов;

развитие фантазии и объемно-пространственного мышления.

Предполагаемые результаты

Получение

детьми

необходимых

знаний

и

практических

навыков

для

создания оригинальных изделий.

9

Многие

дети,

открыв

для

себя

мир

лепки

и

рисования

пластилином,

постараются остаться в нем и дальше.

Участие в выставках детского творчества

Распространение и совершенствование технологии лепки.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут

бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству,

будут уважать чужую работу.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –

прикладного

творчества:

учебно

методическое

пособие/С.

В.

Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В.

Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее

образование).

2.

Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,

Воронеж: НПО «Модек», 1997.

3.

Величко Н. В. «Поделки из пластилина».

4.

Давыдова

Г.Н.

«Пластилинография»

-

1,2.

М.:

Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

5.

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:

Издательство «Скрипторий», 2007.

6.

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..

7.

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство

«Скриптория-2003» 2011, 72 стр..

8.

Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова,

2006

9.

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. -

112с., ил.

10.Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и

др.];

под

ред.

В.

А.

Горского.

М.:

Просвещение,

2010.-111с.

(Стандарты второго поколения).

11.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста

[Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7.

– С. 36-49.

12.И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. ИздательствоФеникс. 2009

13.Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.:

Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

11



В раздел образования