Напоминание

Профессиональная компетентность педагога ДОУ


Автор: Артамонова Тамара Васильевна
Должность: Заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47
Населённый пункт: город Егорьевск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профессиональная компетентность педагога ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное

образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной

стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой

– повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через реализацию

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Но какие бы изменения не происходили в системе образования, они, так или иначе,

замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада.

Именно педагог - практик реализует нововведения и инновации в образовании. Для

успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач

в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной

педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой

предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или

мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и

коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач,

постоянно возникающих в образовательном процессе.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

Современные процессы дошкольного образования выдвигают на первый план не

формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную

позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка

является приоритетным. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание

способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-

психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях

творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в

дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-

методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится

искать свое «профессиональное лицо».

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие

его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

Гуманная педагогическая позиция.

Глубокое понимание задач дошкольного образования.

Потребность и способность заботиться о сохранении физического и духовного

здоровья воспитанников.

Внимание к индивидуальности каждого ребенка.

Готовность и способность создавать и творчески обогащать развивающую

предметно-пространственную и культурно-информационную образовательную среду;

Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями,

готовность экспериментировать.

Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность

учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?

Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем

профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

1.

В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги

не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для

того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить

субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы.

2.

Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы

преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более

востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать

целесообразную систему работы.

3.

Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование,

ограничиваются посещением курсов повышения квалификации. При этом реалии

сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на

протяжении всей деятельности.. Поэтому одним из значимых показателей

профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к

самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в

практической деятельности новые знания и умения. От осознания педагогом необходимости

постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит

эффективность его работы.

Регулярная самооценка педагога и оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО

будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному

самосовершенствованию .

Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в

процесс внедрения новых программ и технологий при взаимодействии с детьми и

родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных

компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития

профессиональных компетенций педагога:

- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так

и для педагогов со стажем, наставничество;

- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

-педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в

психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных

подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического

мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности

высказываний;

- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

- обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет -

пространстве;

- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не

осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для

этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня

своих профессиональных качеств.

Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности,

повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности не

только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку

она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и

представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма

педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации

ФГОС ДО.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем»,

а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников;

педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный

процесс, ориентируясь на интересы самих детей; педагог, который может самостоятельно

принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также

способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями,

современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к

самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности

педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система

интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приводит не только к развитию

профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.



В раздел образования