Автор: Кабардаева Айщат Асламбековна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Нижневартовский медицинский колледж"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: ОП.10. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность 34.02.01 Сестринское дело
Раздел: среднее профессиональное
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
1
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Протокол № __
« » 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
______________ Л.Г. Зырянова
« » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
специальность 34.02.01 Сестринское дело
РП СМК СД 17 - 2016
2016 г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее - СПО)
34.02.01 «Сестринское дело», очно-
заочная форма обучения, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.
Организация-разработчик:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского
2
автономного округа-Югры «Нижневартовский медицинский колледж»
Разработчик:
Кабардаева Айщат Асламбековна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Эксперты:
БУ «Нижневартовский медицинский колледж» зам. директора по УР Л.Г. Зырянова_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
БУ «Нижневартовский медицинский колледж» преподаватель высш. кв. кат. М.А. Югова_____
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
4
Учебная
программа
дисциплины
является
частью
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена,
составленной
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
по
специальности
СПО
060501
Сестринское
дело,
очно-заочная
форма
обучения,
квалификация
акушерка/акушер,
базовой
подготовки
среднего
профессионального
образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы
- защищать свои права в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействие) с
правовой точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения
в процессе профессиональной деятельности
- организационно-правовые формы юридических лиц
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности
- порядок заключения трудового договора и основание для его прекращения
- правила оплаты труда
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения
- право социальной защиты граждан
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работников
- виды административных правонарушений и административной ответственности
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
1.4.Освоение программы учебной дисциплины будет способствовать формированию
общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
и
осуществлять
повышение
квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе,
обществу и человеку.
5
ПК
1.1.
Проводить
мероприятия
по
сохранению
и
укреплению
здоровья
населения,
пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть
вмешательств.
ПК2.2.Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействие
с
участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК
2.5.
Соблюдать
правила
использования
аппаратуры,
оборудования
и
изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
6
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в
том
числе:
подготовка
докладов,
рефератов,
презентаций,
решение
ситуационных задач
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Краткая история
законодательства,
регулирующего
деятельность
медицинских
работников.
Содержание учебного материала
2
1
Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников.
Конституционные основы медицинского права – ст. 17, 18, 41 Конституции РФ
Законодательные аспекты государственного управления сферой охраны здоровья граждан –
ст. 4 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ
Распределение полномочий в здравоохранении и организационные формы управления: ст.ст.
5-8 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ
Классификация нормативно – правовых актов об охране здоровья граждан РФ: ст. 3 Основ
законодательства об охране здоровья граждан в РФ, федеральные законы, подзаконные
нормативные акты, обзор отдельных законов – о трансплантации, донорстве,
психиатрической помощи
1
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Из истории
законодательства, регулирующего деятельность медицинского работника»
2
Тема 2.
Охрана здоровья
граждан в
Российской
Федерации.
Содержание учебного материала
2
1
Законодательная основа организации медицинской помощи – ст.ст. 11-14, 37.1- 42 Основ
законодательства об охране здоровья граждан в РФ
1
Практические занятия: Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан»
2
1.
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Законодательная основа организации медицинской помощи – ст.ст. 11-14, 37.1- 42 Основ
законодательства об охране здоровья граждан в РФ.
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Классификация
нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан РФ»
2
Тема 3.
Организация
медицинского
страхования
граждан.
Содержание учебного материала
2
1
Система ОМС в РФ: участники, договоры, финансирование.
Организационно-правовая основа обязательного и добровольного медицинского
страхования. Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (1991
г.)
1
Практические занятия: Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской
Федерации»
2
8
1.
Закон РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (1991 г.)
Система ОМС в РФ: участники, договоры, финансирование. Организационно-правовая
основа обязательного и добровольного медицинского страхования. Закон «О медицинском
страховании граждан в РФ» (1991 г.)
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Организационно-
правовая основа обязательного и добровольного медицинского страхования».
Решение ситуационных задач
2
Тема 4. Права и
обязанности
лечебных
учреждений и
граждан при
оказании
медицинской
помощи.
Содержание учебного материала
2
1.
Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при оказании медицинской помощи
ст.17 – 34 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ, медицинская
экспертиза
Врачебная тайна – ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ.
Правовой статус граждан и отдельных групп при оказании им медицинской помощи.
Правовой статус средних медицинских работников.
1
Практические занятия: Права граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья.
2
1.
Правовой статус граждан и отдельных групп населения при оказании им медицинской
помощи ст.17 – 34 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ, медицинская
экспертиза
Врачебная тайна – ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Правовой статус
граждан и отдельных групп при оказании им медицинской помощи»
Решение ситуационных задач
2
Тема 5.
Особенности
правового
регулирования
отдельных видов
медицинской
деятельности.
Содержание учебного материала
2
1.
Конституция РФ, Закон «Об образовании»
Право на занятие медицинской деятельностью - ст. 54 – 57 Основ законодательства об
охране здоровья граждан в РФ
Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников -
ст. ст. 63, 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ
1
1.
Конституция РФ, Закон «Об образовании»
Право на занятие медицинской деятельностью - ст.ст. 54 – 57 Основ законодательства об
охране здоровья граждан в РФ
Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников -
ст. ст. 63, 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ
Аттестация – приказ МЗСР РФ
9
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Социальная
поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников - ст. ст. 63, 64 Основ
законодательства об охране здоровья граждан в РФ»
Решение ситуационных задач
2
Тема 6. Основные
законы и правовые
акты по
организации
социальной
защиты.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Социальная политика государства, структура органов социальной защиты, социальная
защита семьи и отдельных групп населения (ветераны, инвалиды, чернобыльцы, беженцы –
обзор отдельных законов)
Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.
Направления и функции социальной защиты населения.
Социальная защита нетрудоспособных граждан.
Социальная защита семьи. Ст. 7 Конституции РФ
Практические занятия: Социальная защита населения. Социальная защита интересов
медицинских работников.
4
1.
Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Социальная защита
нетрудоспособных граждан. Социальная защита семьи. Ст. 7 Конституции РФ»
Решение ситуационных задач
2
Тема 7. Система
подготовки,
переподготовки и
повышения
квалификации
медицинских
работников.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и
повышение квалификации - ст. 197 Трудового кодекса РФ. Закон Российской Федерации
«Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ – право на образование.
Диплом, сертификат специалиста. Виды последипломного образования на основании
приказа № 186
Практические занятия: Законодательные основы аттестации и лицензирования медицинских
работников
2
1.
Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и
повышение квалификации - ст. 197 Трудового кодекса РФ. Диплом, сертификат
специалиста. Виды последипломного образования на основании приказа № 186
2
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Аттестация –
приказ МЗСР РФ. Право медицинских работников на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации - ст. 197 Трудового кодекса РФ»
Решение ситуационных задач
2
Содержание учебного материала
2
10
Тема 8.
Предпринимательс
тво в
здравоохранении и
его
законодательное
обеспечение.
1.
Положения Конституции РФ, Гражданского кодекса о предпринимательской деятельности,
организационно – правовые формы юридических лиц, порядок лицензирования, закон РФ
«О защите прав потребителей», Правила оказания платных медицинских услуг, защита прав
и интересов предпринимателей
Практические занятия: Изучение законодательной базы предпринимательства в
здравоохранении
2
Положения Конституции РФ, Гражданского кодекса предпринимательской деятельности,
организационно – правовые формы юридических лиц, порядок лицензирования, закон РФ
«О защите прав потребителей», Правила оказания платных медицинских услуг, защита прав
и интересов предпринимателей
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Правила оказания
платных медицинских услуг, защита прав и интересов предпринимателей»
Решение ситуационных задач
2
Тема 9. Виды
ответственности
медицинских
работников
учреждений и
пациентов.
Содержание учебного материала
2
Ст. 17 «Основ законодательства» - право граждан на охрану здоровья.
Виды ответственности
за
неисполнение
или
ненадлежащее
исполнение
профессиональных
обязанностей
медицинскими
работниками.
Понятие
и
сущность
различных
видов
ответственности:
моральная,
дисциплинарная,
материальная,
гражданско-правовая,
административная,
уголовная.
Моральная
ответственность
и
профессионально-нравственные
качества
медицинских работников. Дисциплинарная ответственность, виды взысканий и порядок их
наложения. Материальная ответственность, понятие и порядок возмещения материального
ущерба. Гражданско-правовая ответственность. Общие положения по возмещению вреда;
возмещение
вреда,
причиненного
жизни
или
здоровью
граждан;
возмещение
вреда,
причиненного вследствие недостатка товаров, работ и услуг. Ответственность медицинских
работников за административные проступки. Порядок наложения взысканий. Уголовная
ответственность медицинских работников.
Самостоятельная
работа:
подготовка
сообщений,
рефератов,
презентаций
«Понятие
и
сущность
различных
видов
ответственности:
моральная,
дисциплинарная,
материальная,
гражданско-правовая, административная, уголовная»
Решение ситуационных задач
2
Тема 10.
Наркотические
средства и
психотропные
вещества.
Содержание учебного материала
2
1
1.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих
контролю в Российской Федерации. Разработка и государственная регистрация новых
наркотических средств и психотропных веществ.
Закон РФ «О лекарственных средствах». Федеральный закон «О наркотических средствах и
психотропных веществах».
11
Практические занятия: Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа: подготовка сообщений, рефератов, презентаций «Закон РФ «О
лекарственных средствах». Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных
веществах»»
Решение ситуационных задач
Всего:
54
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Реализация
учебной дисциплины требует наличия аудитории
Оборудование учебного кабинета
Технические средства обучения
Мультимедиа система (компьютер, интерактивная доска)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Козлова Т.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие.
– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.-192 с.
Дополнительные источники:
1. Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений – 9-е изд. –
М.: Просвещение,2012.-352 с.
Нормативно-правовая база
Российская
Федерация.
Конституция
(1993). Конституция
Российской
Федерации:
официальный текст - "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
2. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан - утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, в ред. от 28.09.2010 -
"Российская газета", 30.09.2010.
3. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N
197-ФЗ,
принят
ГД
ФС
РФ
21.12.2001,
в
ред.
от
29.12.2010
-
"Российская
газета",
27.12.2010.
4.
Российская
Федерация.
Законы.
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации
от
30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994 в ред. от 27.07.2010 – Российская
газета", N 168, 30.07.2010.
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях
от
30.12.2001
N
195-ФЗ,
принят
ГД
ФС
РФ
20.12.2001,
в
ред.
от
29.12.2010 - "Российская газета", N 168, 30.07.2010.
6. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996, в ред. от 29.12.2010 - "Российская газета", N 168,
30.07.2010.
7.
Российская
Федерация.
Законы.
Гражданский
процессуальный
кодекс
Российской
Федерации
от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), в ред. от 23.12.2010 -
"Российская газета", N 281, 13.12.2010, "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50,
ст. 6611, "Парламентская газета", N 65-66, 17-23.12.2010
Интернет-ресурсы:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (/minzdravsoc)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (/rospotrebnadzor)
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (/fcgsen)
4. Информационно-методический центр «»Экспертиза» (/crc)
5.
Центральный
НИИ
организации
и
информатизации
здравоохранения
(( /
mednet)
Ссылки на электронные источник информации:
13
Информационно-правовое обеспечение:
1. Система «Консультант».
2. Система «Гарант».
3.3. Учебно-методический комплекс дисциплины
- Технологические карты к занятиям по темам
- Методические указания для подготовки к занятиям по темам:
3.4. Применяемые технологии
- Технологии проблемного обучения.
- Технология информационно – коммуникативного обучения.
- Технологии дифференцированного обучения.
- Модульной технологии.
3.5. Методы и формы работы
Методы обучения:
по характеру источников информации: словесные, наглядные, практические.
по
уровню
познавательной
самодеятельности
обучающихся:
объяснительно-
иллюстративные,
репродуктивные,
проблемные,
частично-поисковые,
исследовательские.
по
их
дидактическим
функциям:
осознание,
восприятие,
применение,
обобщение, контроль.
группа логических методов обучения: индуктивные, дедуктивные.
Формы
обучения:
индивидуальная
форма;
фронтальная
форма
познавательной
деятельности; групповая форма организации познавательной деятельности; коллективная
форма познавательной деятельности.
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Усвоенные знания:
-
основные
положения
Конституции
Российской Федерации
- права и свободы человека и гражданина,
механизмы их реализации
-
понятие
правового
регулирования
в
сфере профессиональной деятельности
-
законодательные
акты
и
д ру г и е
нормативные
документы,
регулирующие
п р а в о о т н о ш е н и я
в
п р о ц е с с е
профессиональной деятельности
-
организационно-правовые
формы
юридических лиц
-
правово е
положение
с у б ъ е к т о в
предпринимательской деятельности
- права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности
- порядок заключения трудового договора
и основание для его прекращения
- правила оплаты труда
- роль государственного регулирования в
обеспечении занятости населения
- право социальной защиты граждан
-
п о н я т и е
д и с ц и п л и н а р н о й
и
м а т е р и а л ь н о й
о т в е т с т в е н н о с т и
работников
-
в и д ы
а д м и н и с т р а т и в н ы х
правонарушений
и
административной
ответственности
-
нормы
защиты
нарушенных
прав
и
судебный порядок разрешения споров
Наблюдение и оценка выполнения
практических действий
Решение ситуационных задач
Решение контрольных тестов
Освоенные умения:
- использовать необходимые нормативно-
правовые документы
- защищать свои права в соответствии с
г р а ж д а н с к и м
и
г р а ж д а н с к о -
п р о ц е с с у а л ь н ы м
и
т р у д о в ы м
законодательством
- анализировать и оценивать результаты и
последствия деятельности (бездействие) с
правовой точки зрения
Наблюдение и оценка выполнения
практических действий
Решение ситуационных задач
Решение контрольных тестов
15
16