Напоминание

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики средствами дидактической игры


Авторы: Поливникова Светлана Анатольевнв, Поливникова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №4
Населённый пункт: город Гагарин Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики средствами дидактической игры
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №4 имени А.А.Леонова»

города Гагарин Смоленской области

Активизация познавательной

деятельности младших школьников

на уроках математики средствами

дидактической игры

Учитель первой категории Поливникова Светлана Анатольевна

город Гагарин 2019 год

Активизация познавательной деятельности младших школьников

на уроках математики средствами дидактической игры

Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно,

является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки

использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы

формирования каждого учащегося как личности, деятельного участника жизни нашего

общества.

Современный урок в начальной школе должен быть радостным и интересным и

достичь этого можно активизацией познавательно-игровой деятельностью.

Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из

действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует

развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение,

творческий потенциал личности.

Она начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы.

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он

почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только

через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что

детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало,

удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что – то неинтересное, даже если

взрослые настаивают.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это

средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны

изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию

характера и развитию воли.

Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и

условий развития интеллекта школьника. Она должна постоянно пополнять знания, быть

средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные

эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная

лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта

пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая

деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий

непосредственно утилитарной деятельности.”

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры включают:

театральные, сюжетно - ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это

дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка

сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к

знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое,

ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,

развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным

желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические

игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они

используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной

школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети

учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра

является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует

психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней

охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают

способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным,

вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение,

облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает,

сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам,

производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Проблемой дидактических игр занималась кандидат педагогических наук Жигалкина

Т.К. в книге «Система игр на уроках математики в 1-2 классах». Это пособие представляет

собой сборник игр по математике для детей младшего школьного возраста. Раскрывая

значение дидактической игры, как средство воспитания умственной активности детей,

автор даёт классификацию игр по характеру познавательной деятельности учащихся,

предлагает нашему вниманию методические рекомендации по их проведению. Автор

раскрывает некоторые психолого – педагогические основы обучения. Дидактические игры

представляют возможность развития у детей произвольность таких психических

процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку,

находчивость, сообразительность. Материал пособия способствует развитию интереса к

математике у детей, старается сделать обучение доступным и интересным.

Дидактические игры направлены на:

- формирование познавательной активности и интереса учащихся;

- желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить

социальные роли;

-развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать

свои поступки и возможности.

Основными условиями проведения дидактической игры являются:

1.

методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в

учебном процессе;

2.

выразительность проведения игры;

3.

включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и

руководителем игры.

4.

оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность,

используемая в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой;

5.

между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и

взаимопонимания.

Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к проведению дидактической игры.

- подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи;

- доступно изложить сюжет, распределить роли;

- поставить перед детьми познавательную задачу;

- участвовать должны все дети;

- характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится;

- итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения

учащихся, но и над чем следует ещё поработать.

По характеру познавательной деятельности выделяют:

а) игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности;

б) игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность;

в) игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

г) игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

д) игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале

урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В

середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или

повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и

творческий характер.

Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному,

развивающему.

Дидактическая игра создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика,

совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление,

воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально

- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности

слабым и неуверенным в себе детям.

Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику

передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

Рекомендуется на уроках математики в начальных классах чаще использо - вать

следующие виды игр:

1.

развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;

2.

коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе

чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

3.

индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю –

диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;

4.

подвижные, так как учащиеся начальных классов подвержены быстрой

утомляемости и им необходима «разрядка»;

5.

тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума

самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

6.

«скоростные», так как разгадывание загадок развивает способность к анализу,

обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры с учётом разнообразных видов деятельности :

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу или по указанию. Например,

составляют узоры по образцу и другое.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся большое число игр, способствующих формированию

вычислительных навыков: «Охота на лис», «Определи курс движения самолёта», «

Лабиринт».

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.

К ним можно отнести: «Я – учитель»; в которой ребята проверяют выполненную кем то

работу, «Контролёр».

Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

Например, игра «Числа – перебежчики».

Игра, включающая элементы поисковой деятельности.

Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить

общее и различие, интересен поиск недостающего.

Другие педагоги выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что

находится рядом. Они обостряют наблюдательность и облегчают преодоление трудностей.

Игры – поручения по содержанию проще, но по продолжительности коро- че. В их основе

лежат действия с предметами, игрушками, словесные пору-чения.

Игры – предположения (что было бы…) Перед детьми ставится задача и создаётся

ситуация, которая требует осмысления последующего дейст- вия. При этом

активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры- загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадыва- ние загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать

вывод.

Игры- беседы. В основе лежит обобщение. Основным является непосред- ственность

переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Та- кая игра предъявляет

требования к активизации эмоциональных и мысли- тельных процессов.

Некоторые исследователи делят дидактические игры на две группы: наглядные;

словесные.

Игры – с использованием средств наглядности, в свою очередь подразделяются на

игры с демонстрационным и раздаточным материалом и игры с различными игрушками. К

дидактическим играм с использованием наглядности можно также отнести игры –

инсценировки.

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих

игр состоит в систематизации и обобщении.

Одним из современных игр для обобщения (наряду с компьютерными играми, играми с

механизированными игрушками и другие) являются программированные дидактические

игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники – в

качестве ответа на произведённое действие появляется обратная информация посредством

звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребёнок контролирует,

на сколько правильно соблюдаются им определённые правила.

В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными

видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.

Рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы: правильно

организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, а также

вызвать окрылённость, неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря такому

подъему, у детей может значительно повыситься познавательный интерес к урокам

математики.

Дидактические игры на уроках математики

Игра «День и ночь»

(Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.)

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают

глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие

числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают

головы и показывают числа)

Игра «Опусти рыбку в море»

(Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан

свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.)

Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в

море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил

пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

Игра «Незнайка математик»

(Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на

плакате.)

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как

Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать

математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что

теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей

и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте

посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров,

исправляют ошибки.

Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку?

Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

Игра «Сбор плодов»

(Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве

прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков

различные примеры на сложение и вычитание.)

Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик

подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно

решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске

выйдет следующий ученик.

1.

«Детский сад» (игра в парах)

(В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе

две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу

приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В

конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе

которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)

Содержание игры: Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по

очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть

подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада.

Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

«Лучший считающий в классе»

Содержание игры: Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте

ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети

меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим

считающим в классе.

Игра «Обгонялки»

Содержание игры: Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников,

столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

Игра «Математическая рыбалка».

(Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками – примерам).

Содержание игры:- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у

самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?

- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками

и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок.

Кто из рыбаков поймал больше рыбок?

- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.

Игра «Лабиринт»

(Карточки.)

Содержание игры: - Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в

воротах, равнялась 11 (12)

Игра «Цветик – семицветик».

(Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.)

Содержание игры: - Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам

свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания

своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три

желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.

По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои

три вопроса классу.

Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.

Задания на лепестках:

1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай

14 – 7 + 8

12 – 8 + 9

13 – 5 + 6

2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ 3 НА

100 Л

3 лепесток: Отгадай загадки.

1) Два братца пошли купаться;

один купается,

а другой у воды дожидается.

Что это? (ведра)

2) У него 4 лапки,

Лапки – цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кот)

4 лепесток: Задача

Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было

над окном вечером?

5 лепесток: Задача.

Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала

девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?

6

лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.

1 ваза – 6 яблок ? яблок

2 ваза – 11 яблок

7 лепесток: Сравни выражения:

6 + 8 … 12 – 4

0 + 7 … 11 – 3

Игра «Корабль стартует в космос»

Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа

корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает

свою ракету на ступеньку вперёд.

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой

летит в космос.

Игра «Поставь стрелку правильно»

(На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая

фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга

подвижная стрелка.)

Содержание: Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не

называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

Игра «Выиграй миллион»

Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать

внимание, усидчивость, умение удерживать знания.

Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом

предмете и по многим темам.

Оборудование: карточки.

Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся

бонус.

Условия игры: Выбери верное утверждение.

1 карточка 5 + 4 = 10 5 + 5 = 10

2 карточка 6 + 3 = 10 6 + 4 =10

3 карточка 7 + 1 = 10 8 + 2 = 10

4 карточка 1 + 3 + 6 = 10 1 + 2 + 5 =10

«Занимательные квадраты»

(Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют

числа в клетках.)

Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и

по диагонали получилась одинаковой.

135

120

195

165

Игра «У кого больше рыбок»

(Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в

прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные))

Содержание : Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды

(поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен

сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по

десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку;. Если ученик

ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая

поймала больше рыбок, выигрывает.

Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему

и наоборот?»

21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

(Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует

отработке счёта.)

Игра «Кто больше составит чисел?»

Содержание : учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.

Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?

Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0.

Тот, кто, составил все возможные числа выиграл.

«Круговые примеры или цепочка»

(Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом

2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д.)

Игра «Какое число я задумал?»

Содержание : даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100

отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

Игра «Узнай, что здесь написано»

(Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

с о и ч г л у т ф а р)

Содержание : Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду

решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под

соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху

вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =...

80:8 =…

Математические фокусы.

В качестве игры на уроках математики можно использовать математические фокусы.

Предлагаю использовать этот интерес как один из способов заинтересовать математикой

учащихся начальной школы.

Большинство простых и доступных младшим школьникам фокусов сводятся к

угадыванию загаданных чисел. Для этого участники фокуса проделывают определенные

действия с числами по заданию учителя, а учитель отгадывает. Ведь все эти «чудеса»

основаны на математических закономерностях и свойствах чисел.

Фокус №1.

Предложите ребенку выполнить следующие несложные действия:

1. Загадать любое однозначное число.

2. Увеличить его вдвое.

3. К результату прибавить 8.

4. Итог разделить на 2.

5. Назвать, какое число получилось в результате.

( Из названного числа вычтите 4 и вы назовёте задуманное число.)

Фокус №2.

Попросите вашего школьника:

1. Загадать любое двузначное число, цифры которого различны.

2. Записать это число в обратном порядке.

3. Вычесть одно из другого (из большего меньшее).

4. Сказать вам только последнюю цифру получившегося результата.

А вы беретесь назвать весь результат вычислений целиком.

Фокус №3.

Угадывание дня рождения. Предложите ребенку загадать дату рождения своего нового

друга/подруги и скажите, что без труда сможете его отгадать. Пусть ребенок:

1. Умножит на 2 число рождения своего друга.

2. К результату прибавит 5.

3. Получившееся число умножит на 50.

4. Прибавит номер месяца, в котором родился друг.

5. Назовет вам полученное число.

( Из полученного результата нужно вычесть число 250. Первые цифры — это число

рождения, а вторые — месяц.)

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это

эффективный способ обучения, воспитания и развития.

Литература:

1.Практические задания по математике (Для начальных классов). Учебное пособие. Киев

2004

2.Занимательная математика. Сост. Е. Г. Бурлака, И.Н.Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО»,

1997

3.В калейдоскопе чисел (начальная школа) С.Н.Олехник, М.К.Потапов: Москва 2005

4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. - М:

Просвещение, 1964.

5. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики . М.: Новая школа 1996.

6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997

7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978

Внеклассная работа

Математический бой "В гостях у сказки"

Игра проводится во внеурочное время, рассчитана на 1 час и предназначена для учеников

4 класса. Для проведения игры привлекаются помощники – старшеклассники ( 3-4

человека ), которые участвуют в инсценировках. Соревнуются две команды по 6 человек с

привлечением болельщиков. Начинается игра представлением жюри.

Экстренное сообщение.

Ведущий: Только что мною получено письмо, в котором сказано, что Кощей Бессмертный

похитил Василису Премудрую и держит ее в своем замке, хочет воспользоваться ее

премудростью, чтобы завоевать весь мир. Спасать ее отправляются отряды богатырей.

Представление команд.

Ведущий: Помогать в пути вам будут могучие богатыри Илья Муромец и Добрыня

Никитич. (Выход учеников- помощников.) Вы будете соревноваться в премудрости.

Каждое заработанное очко приблизит вас к заветной цели- замку Кощея Бессмертного.

Разминка (по 20 секунд).

Вопросы команде №1.

1.

В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек и потушил две свечи. Сколько

свечей осталось?

2.

Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков?

3.

Когда нужен - выбрасывают, когда не нужен - поднимают. Что это?

4.

Может ли дождь идти два дня подряд?

5.

Когда руки бывают местоимениями?

Ответы: 1. 2 свечи (остальные сгорели).

1.

13 рублей.

2.

Якорь.

3.

Нет, т.к. между двумя днями обязательно есть ночь.

4.

Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.

Вопросы команде №2.

1.

Летела стая гусей. Одного убили. Сколько осталось?

2.

У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер?

3.

Что идет, не двигаясь с места?

4.

Во сколько раз лестница на шестой этаж дома длиннее лестницы на второй этаж

этого дома?

5.

Чем заканчиваются и день, и ночь?

Ответы:

1.

1 гусь.

2.

1 сестра.

3.

Часы (вариант-время).

4.

В 5 раз.

5.

Мягким знаком.

Сказка с подсказкой.

Ведущий: Сейчас я расскажу вам одну историю, но вы должны мне помочь. По ходу

рассказа я буду показывать командам карточки с числами. Команда должна громко назвать

число, но не то, которое написано, а если число четное, то разделить его на 2, если же

нечетное, то умножить на 2. Давайте попробуем… Договоримся, что отвечать команды

должны поочередно, та команда, на которую я укажу. При моем рассказе будьте

внимательны, у меня к вам будут вопросы. Ну, а теперь история.

Сказка.

Жили - были 6 (3) богатыря. 2 (один) раз услыхали они, что похитил Василису Премудрую

14 (7)-главый Змей. Собрались богатыри, 2 (один) взял меч в 3 (6) пудов, другой - в 5 (10)

пудов, а третий - 7 (14) пудов, сели на коней и поехали. На 1 (второй) день подъезжают к

камню, на котором написано: " Направо пойдешь - 8 (4) года богатым не быть, налево

пойдешь - 10 (5) лет сытым не быть, прямо пойдешь - свою смерть найдешь!" Не

испугались богатыри, поехали прямо. Проехали 7 (14) верст и видят замок, в котором 14

(7)-главый Змей держал Василису Премудрую. А вот и сам Змей подлетает со скоростью

70 (35) километров в час. Взмахнул первый богатырь своим мечом и снес Змею 1 (2)

головы, взмахнул мечом второй, и срубил 6 (3) головы. Чиркнул Змей своим огненным

пальцем. И выросло у него на месте срубленных 16 (8) голов.

Сколько голов у него стало? (10)

Взмахнул своим мечом третий богатырь, отрубил Змею огненный палец, а после 5 (10)

голов.

Сколько голов у него осталось? (0)

Так и освободили 6 (3) богатыря Василису Премудрую.

Задачи командам.

1.

В семье несколько детей. Один из них говорит: "У меня один брат и одна сестра",

другой говорит: "У меня нет ни одного брата". Сколько детей в семье и кто они?

2.

Трое рыбаков поймали 75 окуней и стали варить уху. Когда один рыбак дал 8

окуней, другой 12, а третий 7, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней

поймал каждый рыбак?

Ответы:

1.

Один брат и две сестры.

2.

24, 28 и 23 окуня.

"Бедный заяц" (задача-инсценировка).

Ведущий: Забрался заяц в огород и накопал моркови. Сразу есть не стал: собак боялся.

Решил в лес добычу отнести, там и полакомиться. Несет заяц морковку, согнулся от

тяжести, а навстречу ему медведь.

Медведь: Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!

Заяц: Не трогай меня, дяденька медведь, я тебе моркови дам.

Медведь: А много ли ты дашь?

Заяц: Да бери хоть половину того, что есть.

Медведь: Половину мне мало, смотри, какой я большой, а ты какой маленький! Давай мне

больше половины.

Заяц: Ну ладно, бери половину всего и еще полморковки в придачу.

Ведущий: Отпустил его медведь. Бежит заяц по кусточкам, спешит к дому. Вдруг откуда ни

возьмись лиса навстречу.

Лиса: Попался, заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.

Заяц: Отпусти меня, тетенька лиса, а я тебе морковки дам.

Лиса: А много ли ты дашь?

Заяц: Да бери, тетенька лиса половину того, что есть.

Лиса: Половины мне мало, смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Давай мне

больше половины.

Заяц: Ну ладно, бери половину всего и еще полморковки в придачу.

Ведущий: Идет заяц по лесу и плачет.

Заяц: Обобрали меня звери, всего одну морковку мне оставили.

Ведущий: Сколько морковок было у зайца вначале?

Ответ:

7 морковок

Лиса - обманщица (задача-инсценировка).

Ведущий: Повстречался медведь с лисой.

Медведь: Ты куда, сестрица?

Лиса: Домой спешу. Мне заяц две морковки дал, похлебку варить буду.

Медведь: И я домой иду, мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлебку

варить буду.

Лиса: Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.

Медведь: Давай.

Ведущий: Наломали они хворосту, разложили костер и сварили похлебку. Только

собрались есть - прилетает журавль.

Журавль: Здравствуйте. Да вы никак похлебку варите? Не угостите ли меня?

Лиса: Ишь, какой хитрый! А что ты нам за это дашь?

Журавль: А я вам рыбешек дам.

Лиса и медведь: Ладно, согласны.

Ведущий: Сели они все в кружок, поделили похлебку поровну и пообедали.

Журавль: Вот вам шесть рыбешек, а я полетел.

Лиса: Тебе три рыбешки, да мне три, поровну и поделим.

Медведь: Пожалуй, так несправедливо будет: ведь я четыре морковки дал, а ты только две.

Всего шесть. И рыбешек шесть. Значит, и делить рыбешек нужно так: мне четыре, а тебе

две.

Лиса: Ну, так уж и быть, согласна.

Ведущий: Теперь лиса по всему лесу бегает, хвастает, что она медведя обманула. А как вы

думаете, правильно лиса с медведем поделили рыбешек или нет?

Ответ:

Неправильно, надо было все шесть рыбешек отдать медведю.

Задача командам.

(Ответ на вопрос - количество игроков команды, вышедших из строя)

Мой знакомый пингвин за один час съедает 20 порций мороженого. Все его

многочисленные родственники едят мороженое с той же скоростью. Сколько должно быть

пингвинов, чтобы за один час было съедено:

А) 60 порций,

Б) 75 порций?

Ответ:

а) 3, б) 4.

Умеете ли вы считать?

Ведущий: В замок Кощея смогут войти только те, кто умеет считать. Для конкурса нам

понадобятся по 5 болельщиков от каждой команды. (Команды выделяют участников

конкурса).

Постройтесь в шеренгу. Вы должны досчитать до 30, называя по очереди числа, начиная с

1, при этом вместо чисел, которые делятся на 3 или оканчиваются на 3 нужно говорить:

"Не скажу!". Тот, кто ошибется, выбывает из игры и счет начинается сначала. Игра

продолжается до тех пор, пока не останется один участник, команда которого становится

победителем.

Конкурс капитанов.

1.

Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 4 десятка?

2.

Найди два числа, чтобы их произведение и частное были равны 24.

3.

Для каких двух натуральных чисел их сумма больше их произведения?

4.

2 землекопа за 2 часа выкапывают 2 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов

выкопают 5 метров канавы?

Ответ:

1.

80 десятков.

2.

1 и 24.

3.

Например, 1 и 5.

4.

2 землекопа.

Эстафета.

Ведущий: От замка Кощея теперь нас отделяет только болото. Перейти его можно по

кочкам. Между кочками написаны примеры, решив которые можно попасть на следующую

кочку. "Прыгать" игроки команд будут по очереди. Эстафетной палочкой будет кусок мела.

Победит команда, первой получившая верный результат.

Ответ:

1) 50; 2) 25.

Финальная задача.

Ведущий: Пришел Иван-царевич в замок к Кощею Бессмертному Василису Премудрую

освобождать. В замке три темницы. В одной из них томится Василиса, в другой

расположился Змей Горыныч, а третья - пустая. На дверях надписи, но все они ложные. На

первой темнице написано: "Здесь Василиса Премудрая", на второй темнице: "Темница №3

не пустая", на третьей темнице: "Здесь Змей Горыныч". В какой же темнице Василиса?

Право отвечать первыми имеет команда, набравшая большее число очков.

Ответ: В темнице №2.

Выход Василисы Премудрой.

Василиса: А вот и я! Спасибо, ребята, что вы меня спасли! Хочу подарить моим

спасителям подарки. (Вручает победителям призы) Есть у меня подарки и для тех, кто

также участвовал в моем спасении. (Вручает сувениры занявшим второе место)



В раздел образования