Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в классах адаптированной программы обучения"


Автор: Андреева Наталия Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в классах адаптированной программы обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе в классах адаптированной программы обучения»

Согласно оценке глобальной численности населения в 2010 году около 15%

населения

мира,

это

люди

с

ОВЗ.

Это

более

высокий

показатель,

чем

предыдущая оценка, выполненная ВОЗ в 1970-х годах и составлявшая порядка

10%. Если же говорить о детях, то около 5,1% от общего количества, имеют

статус детей с ОВЗ [1].

Под

термином

«ограниченные

возможности

здоровья»

мы

привыкли

понимать какие-либо дефекты физического здоровья, в то время как по уставу

ВОЗ

в понятие «здоровье» входит не только физическое благополучие, но и

благополучие психическое. И если несколько десятилетий назад отклонениям в

психическом развитии уделялось не так много внимания, то в последнее время

эта проблема обрела мировой масштаб.

Среди

ряда

психиче ских

расст ройств,

одним

из

н а и б о л е е

распространенных в наше время является задержка психического развития. В

последние годы в связи с возрастанием факторов риска количество детей с ЗПР

неуклонно растет. Так, за последние 20 лет число учащихся начальной школы,

не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло

в 2 – 2,5 раза.

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что учителя при работе с детьми

с ЗПР часто не учитывают их особенности, используют те же методы и приемы,

что и при работе с остальными, что сказывается на эффективности обучения.

В нашей школе 7 классов, в которых дети обучаются по адаптированной

программе. Это дети с ЗПР.Особенность этих детей в том, что они отличаются

общей

физической

ослабленностью,

быстрой

утомляемостью. Ограничения

психических

и

познавательных

возможностей

не

позволяют

таким

обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями современной

школьной программы.

Для

повышения

эффективности

обучения

детей

с

ЗПР

необходимо

использовать

современные

психолого-педагогические

технологии.

Одной

из

таких технологий является технология здоровьесбережения. На наш взгляд, она

позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и помогает

детям лучше усваивать учебный материал.

По

словам

профессора

Н.К.Смирнова,

«здоровье сберегающие

образовательные

технологии

это

системный

подход

к

обучению

и

воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью

обучающихся» [2].

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий.

1.Технологии,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного процесса.

Под этим подразумевается, что занятия нужно проводить в просторном,

хорошо освещенном помещении. Перед уроком классные комнаты необходимо

проветривать, чтобы воздух насытился кислородом – это способствует хорошей

работоспособности

детей.

Температура

воздуха

должна

быть

комфортной.

Место для ученика выбираетсяс учетом его особенностей, парта должна быть

удобной для работы. Во время урока ничего не должно отвлекать ребенка.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности обучающихся.

При

разработке

урока

педагог

учитывает

возрастные

особенности

ребенка,

темп

его

психической

деятельности,

уровень

подготовки,

каналы

восприятия и пр. Он выбирает наиболее целесообразный и эффективный вид

деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

Так, для детей с ЗПР необходимо провести более тщательную подготовку

к усвоению нового материала. После первичного фронтального объяснения его

нужно

повторить.

Дополнительные

вопросы

адресовать

детям

со

слабой

памятью,

невнимательным,

рассеянным.

Учащимся

с

хорошей

зрительной

памятью поможет наглядность, с моторной – практическая работа на доске.

Ход

урока

должен

соответствовать

распределению

интенсивности

умственной

деятельности

учащихся. Это

способствует

более

эффективному

усвоению необходимой информации без утомления.Эффективность усвоения

знаний учащихся в течение урока такова:

• 5 – 25-я минута – 80%;

• 25 – 35-я минута – 60-40%;

• 35 – 40-я минута – 10% [2].

3.Психолого-педагогические

технологии

здоровье с бережения,

используемые на уроках и на внеурочных занятиях.

К ним относят:

1.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к

каждому

высказыванию,

тактичное

исправление

допущенных

ошибок

позволяет

ученикам

раскрыться.

Учащиеся

входят

в

класс

не

со

страхом

получить плохую оценку или замечание, а с желанием продемонстрировать

свои

знания,

получить

новую

информацию.

В

процессе

такого

урока

не

возникает эмоционального дискомфорта, что помогает и без того тревожным

детям с ЗПР не испытывать дополнительного стресса на занятиях.

2. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Такие технологии учитывают особенности каждого ученика и направлены

на более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии

проектной

деятельности,

дифференцированного

обучения,

обучения

в

сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

3.Снятие эмоционального напряжения.

С помощью заданий в игровой и интерактивной форме можно решить

одновременно

несколько

различных

задач:

обеспечить

психологическую

разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации

самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика позволят

снять мышечное напряжение и активировать работу мозга. А вот релаксация,

музыкотерапия, арт-терапия позволят корректировать эмоциональное состояние

детей.

4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка помимо создания необходимых гигиенических и

психологических условий для организации учебной деятельности предполагает

профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа

жизни, который нужно прививать детям уже со школьной скамьи.

К сожалению, здоровье занимает не первое место в иерархии потребностей

и ценностей человека. Но если научить детей с самого раннего возраста ценить,

беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что

будущие поколения будут более здоровы и развиты не только физически, но и

личностно, интеллектуально, духовно.

Наш

опыт

показывает,

что

использование

здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе позволяет длительно поддерживать умственную

работоспособность

учащихся

на

высоком

уровне

и

предупреждать

преждевременное

наступление

утомления,

что

в

целом

повышает

эффективность обучения детей с ОВЗ.

Литература

1.

Всемирный доклад об инвалидности. ВОЗ, 2011.

2.

Смирнов

Н.К.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в

современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.

3.

Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Дону:

Феникс, 2007.



В раздел образования