Автор: Колтунова Татьяна Ильинична
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Алексеевского городского округа
Населённый пункт: город Алексеевка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе"
Раздел: среднее образование
Организация и проведение научно-
практических конференций, семинаров,
конкурсов, олимпиад по русскому языку и
литературе
Автор:
Колтунова Татьяна Ильинична,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «СОШ №4»
Алексеевского городского округа
Воспитание детей – одно из самых важных направлений деятельности
человека. Ведь именно от этого зависит дальнейшее развитие социума в
целом.
Но
как
сделать
воспитание
полноценным?
Одним
из
способов
воспитания ребенка является образование, которое начинается еще в детском
саду и заканчивается университетом. Но самая большая база дается именно в
школе.
С
целью
обучить
ребенка
и
«подарить»
знания
используются
не
только уроки, но и различные олимпиады, конкурсы, семинары, научно-
практические
конференции.
Последние
являются
особенно
ценными
как
метод самостоятельной работы школьника.
Современная система образования устроена так, что, уже начиная со
школы,
учащихся
привлекают
к
различной
проектной
деятельности,
выполнению научно-исследовательских работ и выступлению с докладами на
мероприятиях
разного
уровня.
Такой
подход
позволяет
выявить
научные
интересы учащихся, способствует более глубокому пониманию школьной
программы и осознанному выбору специальности в будущем.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
-
учатся
пользоваться
приобретёнными
знаниями
для
решения
познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-
развивают
у
себя
исследовательские
умения
(умения
выявления
проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Этапы работы над проектом.
1-й - погружение в проект;
2-й - организация деятельности;
3-й - осуществление деятельности;
4-й - презентация результатов.
Что касается русского языка и литературы, то в основном учащиеся
исследуют
жизнь
и
творчество
литераторов,
ученых,
видных
деятелей.
Работы заслушиваются на школьных научно - практических конференциях,
затем их авторы участвуют в конкурсах, научно-практических конференциях
различного
уровня.
Примерные
темы
научно-
исследовательских
работ
учащихся:
«Символика
неба
в
романе
Л.Н.
Толстого
«Война
и
мир»,
«Символика розы в мировой литературе (живописи, музыке, прикладном
искусстве и др.), «Образ воды в русской литературе», «Тема сыновнего долга
в произведениях К. Паустовского, А.Платонова, В.Распутина».
Вот некоторые темы поисково-исследовательских работ учащихся по
краеведению: «Частушки жителей моего села», «Солдатская родословная»,
«Учительская
династия»,
«Тайны
фронтового
дневника»,
«История
солдатской гимнастерки», «Пишу письмо перед началом боя», «Я родом из
войны» и др.
Многие темы исследований можно дать учащимся на уроке в качестве
дополнительного углубленного задания. Например, после изучения сказки-
были
«Кладовая
солнца»
учащиеся
получили
задание
написать
исследовательскую
работу
«Дети
военной
поры
в
моей
семье»,
«Следы
войны в моей семье»(6 кл.)
Изучая творчество репрессированных писателей, учащиеся получают
особое задание: провести поисково- исследовательскую работу «Мы дети
страшных лет России» (О жителях села- жертвах сталинского террора) и др.
По русскому языку очень актуальны
исследовательские работы на
такие
темы,
как
«Влияние
SMS-общения
и
общения
ВКонтакте
на
лингвистическую компетенцию учащихся», «Русский язык в современном
обществе».
Исследовательская
и
проектная
деятельность
учащихся
всегда
заканчивается
проведением
научно-практических
конференций
или
индивидуальным публичным выступлением.
Целью
конференции
является
выявление «одаренных
детей»,
поддержка
творчества
школьников,
конкурсный
смотр
самого
яркого
и интересного,
что сделано
учащимися
за последний
год во всех
видах
научно-исследовательской, практической и творческой деятельности.
Активизация стремлений к получению новых знаний, поиск наиболее
талантливых учеников и их развитие в дальнейшем, приобретения новых
знаний и опыта – вот основные из задач, которые ставит перед собой каждая
научно-практическая конференция.
Процесс проведения научно-практической конференции являет собой
совокупность выступлений участников по поводу конкретных вопросов с
целью выбора победителя – того, кто наиболее полно и точно раскрыл суть
выбранного вопроса.
Перед проведением конференции к ней нужно подготовиться. Процесс
подготовки
включает
в
себя
ряд
действия,
которые
исполняются
последовательно и заранее. Прежде всего, о проведении конференции нужно
оповестить учеников школы. Для этого можно воспользоваться стендом для
объявлений в школе, а также агитировать учеников непосредственно через
преподавателей. Если есть сайт школы, то можно объявить о конференции и
там. Кроме ознакомления учеников, нужно еще и пригласить на конференцию
жюри. В их качестве могут выступать преподаватели данной школы или
других
школ,
активные
научные
исследователи,
представители
из
университетов и так далее. В объявлении нужно указать время и место
проведения
конференции,
а
также
тему
(или
темы),
на
которые
следует
подготовить проекты. Отдельным пунктом должно быть описание правил
участия в конференции, а также выполнения самого проекта, требований к
нему.
После этого предоставляется время на подготовку участников. В это
время
они
должны
подготовить
свою
работу.
На
данный
этап
предоставляется,
как
минимум,
месяц.
Третий
этап
–
это
регистрация
участников
и
их
работ.
При
этом
участники
обязуются
сдать
работы
в
напечатанном
виде
для
их
предварительного
ознакомления.
После
регистрации
все
работы
выставляются
в
«цепочку»,
по
которой
будут
производиться
выступления
участников.
В
конце
этого
этапа
участники
должны быть ознакомлены с программой проведения конференции и своим
номером в очереди выступлений.
Следующий
этап
–
это
непосредственно
проведение
самой
конференции.
Началом конференции должны быть слова приветствия и оглашения
цели конференции, ее тематики. Также стоит представить членов жюри и
гостей.
Для
участников
будет
целесообразно
сказать
не сколько
подбадривающих слов. Ученики выступают согласно оглашенному заранее
плану, каждый школьник «получает» на защиту своего мнения не больше 5-7
минут. За это время он должен преподнести проблему слушателям и тут же ее
и решить, предлагая целесообразные аргументы, при этом заинтересовав
членов жюри. По результатам конференции выделяют лучших участников,
которые награждаются призами.
Критериями оценки выступлений учащихся могут быть:
1. Актуальность темы выступления.
2. Логичность изложения материала.
3. Аргументированность суждений и выводов.
4. Наглядность представления материала.
5. Ораторское искусство.
6.Использование ИКТ.
После проведения конференции самые лучшие проекты должны быть
представлены в напечатанном виде. Это может быть школьная газета или
официальное
издание.
На
этом
научно-практическая
конференция
заканчивается,
а
ее
результаты
объявляются
на
школьной
линейке,
где
происходит награждение дипломами учащихся — авторов лучших работ.
Научно-практические конференции вносят положительный вклад как в
развитие
ребенка,
так
и
в
развитие
сферы
образования
в
целом.
Такие
конференции
проводятся
школами
по
собственному
желанию.
Но
общая
черта,
которая
одновременно
является
и
основной
целью
всех
таких
конференций, это «пробуждение» в ребенке стремления к знаниям, новому и
достижениям, а также вовлечение их в процесс учебы.
Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной
работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство
соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов
работы.
Именно
таким
массовым
соревнованием,
проводимым
в
целях
популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада
проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития
речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку
школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в
ней свои силы.
Проведение
олимпиады
позволяет
определить,
насколько
глубоки
знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка
учащихся.
Такая проба сил, как Олимпиада, несомненно, развивает логическое
мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению
русского
языка.
Олимпиада
требует
огромных
сил
от
школьников,
здесь
каждый активизирует свои собственные знания и умения.
Олимпиады и конкурсы являются незаменимым фактором творческого,
культурно-эстетического развития наших детей, а также важной ступенью
при подготовке к успешной сдаче ЕГЭ.
Цель педагогической деятельности в данном направлении: посредством
участия
школьников
в
олимпиадах
и
конкурсах
различного
уровня
способствовать
приобретению
учащимися
функционального
навыка
исследования
как
универсального
способа
освоения
действительности,
развитию способностей к исследовательскому типу мышления, активизации
личностной
позиции
в
образовательном
пространстве
на
основе
приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых
знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).
При этом решаются следующие задачи:
-
развитие
познавательного
интереса
школьников
в
области
гуманитарных
наук
в
связи
с
использованием
материала,
выходящего
за
пределы школьной программы;
- выявление литературно одаренных детей и подростков;
- повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере;
-
помощь
в
профессиональном
самоопределении
учеников
старших
классов;
- организация самостоятельной работы учащихся и создание условий
для проявления их творческих способностей.
Количество учащихся, желающих принять участие в олимпиадах и
конкурсах разного уровня, ежегодно возрастает. Это вызвано пониманием,
что будущее за высокообразованным, интеллектуально развитым человеком.
Перед ребятами открываются новые возможности и перспективы, определен
перечень олимпиад, участие в которых позволяет школьнику проверить свои
знания, получить льготы при поступлении в ВУЗ.
Учебная
олимпиада
понимается
большинством
методистов
как
«соревнование,
в
ходе
которого
учащимися
решается
целый
ряд
мыслительных задач с целью определения личного первенства».
Много
споров
вызывает
содержание
олимпиад
по
русскому
языку.
Часть
исследователей
считает
главным
во
время
олимпиады
обстановку
непринужденности, веселья, поэтому предлагает в качестве олимпиадных так
называемые
«шутливые»
вопросы,
вопросы
на
сообразительность,
не
имеющие отношения к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором
живет один мальчик и 100 девочек». (Севастополь.) Эти вопросы могут быть
уместны
на
конкурсе
смекалистых,
на
лингвистическом
КВН,
а
для
олимпиады они непригодны, так как не проверяют уровень знаний учащихся.
С
другой
стороны,
учителя
часто
используют
на
олимпиаде
задания,
дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках.
В
этом
случае
учащиеся
воспринимают
олимпиаду
как
дополнительный
контрольный урок и участвуют в ней неохотно.
Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому языку понимать,
что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы
для
этого
класса.
Нужно
только
так
их
сформулировать,
чтобы
они
не
повторяли заданий учебника.
Огромную роль при подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам,
играет
профессионально–личностная
подготовка
педагогов,
так
как
в
процессе
работы
возникают
противоречия:
на
уроках,
проходя
базовую
подготовку по предмету, большинство учащихся не имеют возможности для
существенного расширения и углубления знаний. Идея изменений: создание
системы работы, которая включает в себя различные виды деятельности:
- лекции по наиболее сложным теоретическим материалам;
- работа с текстом;
- решение лингвистических задач, работа с тренажерами;
- литературное творчество;
-
разработки
индивидуального
маршрута
подготовки
каждого
учащегося к олимпиадам и конкурсам.
За
две
недели
до
олимпиад
происходит
«погружение
в
предмет»,
которое предполагает усиленное усвоение материала по предмету. При этом
создаётся творческий коллектив школьников, в котором дети занимаются все
вместе, независимо от возраста; подготовка ведётся комплексно: по русскому
языку и литературе.
Методы и формы работы при подготовке к олимпиадам и конкурсам,
прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы
со всеми учащимися в школе и в то же время отличаться определённым
своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини–
курсы,
«мозговые
штурмы»,
ролевые
тренинги,
творческие
зачёты,
элективные
занятия
в
течение
всего
года,
спецкурсы
по
конкретным
проблемам,
индивидуальные
консультации
с
учащимися,
разнообразные
виды урочной деятельности, а также участие всех желающих в школьном
этапе Всероссийской олимпиады.
Направляющим
данного
процесса
становится
учитель,
которому
необходимо
создать
условия
и
выстроить
систему
работы.
Считаем
немаловажным приобщать детей к творчеству, к поисково-исследовательской
деятельности на ранней ступени обучения. Начиная с 5 класса, предлагаем
учащимся
олимпиадные
задания
на
уроках
и
для
самостоятельного
выполнения дома, проводим уроки в игровой форме, что позволяет выявить
обучающихся
с
устойчивой
познавательной
мотивацией
по
предмету
и
организовать их внеурочную деятельность.
Олимпиада по русскому языку обычно проводится в несколько туров.
I тур предполагает участие всех учащихся класса (или школы). Поэтому
олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными,
рассчитанными даже на слабоуспевающего ученика. I тур олимпиады обычно
проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить
время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным является срок от
3
до
7
дней.
За
это
время
каждый
ученик
имеет
возможность
пойти
в
библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее,
возможно, обратиться за помощью к родителям.
II тур олимпиады проводится в классе. Его участниками становятся
победители
I
тура.
При
удачном
подборе
заданий
для
первого
тура,
учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются
более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на
одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не
справились.
Этот
этап
олимпиады
особенно
важен,
так
как
ученики,
не
допущенные к участию во П туре, должны обязательно узнать оценку их
работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о
языке.
Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем
задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить,
что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем
учащиеся
уже
сталкивались.
Многие
ученики
теряются
от
неожиданных
формулировок
вопросов.
Однако
победители
II
тура
должны
отличаться
находчивостью,
сообразительностью,
начитанностью
в
художественной
и
научной литературе.
После
проверки
письменных
конкурсных
работ
участников II
тура
олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты
в
классной
стенной
газете
или
в
специально
выпущенном
бюллетене,
посвященном итогам олимпиады. С итогами олимпиады обязательно должны
быть ознакомлены все ученики класса.
Олимпиады
по
предметам
являются
действенным
средством
вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады
является
развитие
у
школьников
интереса
к
предмету,
воспитание
потребности
самостоятельно
изучать
предмет,
знакомиться
с
научно-
популярной литературой, справочниками и словарями.
Конкурсы
могут
быть
как
отдельно
взятым
мероприятием,
так
и
входить
в
состав
Недели
русского
языка
и
литературы
в
школе.
Уже
традиционными стали такие конкурсы, как:
– конкурс агитплакатов “За чистоту русского языка”;
– конкурс на лучший плакат с использованием афоризмов, крылатых
выражений, высказываний о русском языке;
– конкурс лингвистических газет;
– конкурс каллиграфии;
– конкурс словарных диктантов (5–11-е классы);
– конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку;
– конкурс на лучшее сочинение;
– конкурс красноречия (8–11-е классы);
– конкурс лингвистических сказок (театр лингвистических миниатюр (5–6-е
классы);
– конкурс чтецов (например, “Читаем наизусть роман А.С. Пушкина
“Евгений Онегин” (5–11-е классы);
– конкурс Знатоков.
Как результат такой работы в школе – участие во Всероссийском
конкурсе юных чтецов «Живая классика», различных конкурсах сочинений.
Цели и задачи конкурса чтецов:
- повышение интереса к чтению детей и подростков;
- расширение читательского кругозора детей;
- популяризация чтения среди детей и подростков;
- возрождение традиций семейного чтения;
- повышение интереса к библиотекам;
- повышение уровня грамотности населения;
- поиск и поддержка талантливых детей.
Олимпиады и конкурсы по русскому языку и литературе способствуют
развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению разделов
наук: чтение художественной и научно-популярной литературы, работа со
словарями,
справочниками,
энциклопедиями,
информационными
носителями.
Семинары имеют повторительно-обобщающий характер, и их обычно
рекомендуют
проводить
с
учащимися
старших
классов. Эта
форма
мероприятий
не
только
доступна,
но
и
необходима
для
творческого
осмысления
материала,
своевременного
развития
самостоятельности
учащихся и воспитания интереса к изучению русского языка и литературы.
Семинары способствуют овладению научным стилем речи, формированию
оценки
собственных
взысканий.
Создаются
условия
для
активной
самостоятельной
работы
и
приобретения
творческой
деятельности.
Основой содержания семинара служит теория. Ведущая цель такого
мероприятия - формирование теоретического мышления, которое позволит
учащимся
самостоятельно
изучать
новую
информацию
и
применять
полученные знания на практике. Семинары рекомендуется проводить 1-2 раза
в году. Вопросы и список литературы к семинару предлагаются за 7-10 дней
до его проведения. Целесообразно дать список дополнительной литературы
отдельно по каждому вопросу, это поможет ученику лучше сориентироваться
в
н у ж н о м
м а т е р и а л е.
Выступление учащихся на семинаре обязательно свободны.
Написанное
заранее
не
читается,
а
излагается
своими
словами
по
составленному плану. Иногда для этой цели используются краткие тезисы.
После проведения семинара учащиеся сдают доклады в письменном
в и д е .
О н и
т щ а т е л ь н о
п р о в е р я ю т с я
и
о ц е н и в а ю т с я .
Воспитательная и образовательная ценность семинара заключается,
прежде всего, в том, что школьники учатся напряженно и самостоятельно
работать, ощущают радость творческого поиска, открывают тайны родного
языка. Пробуждается любовь к русскому языку и интерес к его познанию.
Научно-практические конференции, семинары, олимпиады и конкурсы
являются
действенным
средством
вовлечения
во
внеклассную
работу
большинства учащихся школы, так как их проведение предполагает участие в
работе элективов, лингвистических и литературных кружков.
Такая работа способствует углублению и расширению приобретаемых
на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный
материал,
совершенствует
навыки
анализа
различных
фактов
языка,
расширяет
лингвистический
кругозор
школьников,
воспитывает
языковое
чутье,
развивает
творческие
возможности,
повышает
общую
языковую
культуру учащихся.