Автор: Давыдова Эндже Нурисламовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приемы финансовой грамотности во внеурочной деятельности в 1 классе"
Раздел: начальное образование
Методы и приемы реализации курса финансовой грамотности во
внеурочной деятельности в 1 классе
Э.Н. Давыдова, учителя начальных классов
МБОУ «СОШ№ 119», г. Казань, РТ
Классный час «Для чего нужны деньги?»
Цели:
рассмотреть
что
такое
деньги,
функции
денег,
познакомить
с
монетами, денежными единицами.
развивать
речь
детей,
учить
вырабатывать
своё
мнение,
учить
слушать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания
на примере конкретных жизненных ситуаций;
воспитывать бережливость
Задача:
сформировать
у
детей
понимание
того,
что
финансы
сопровождают их на протяжении всей жизни и финансовое благополучие
каждого человека зависит от него самого.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, образовательные
карты учащихся
Раздаточный
материал:
монеты
достоинством
1
рубль,
5
рублей,
карточки
Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе
Power Point, мультфильм «Незнайка на Луне»
I. Организационная часть.
1. Эмоциональный настрой.
- Настроение, каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения.
- Может Вы уже устали?
- Мы с собой таких не брали!
- Может ляжем, отдохнём?
- Лучше классный час начнём!
2.Сценка «Муха-Цокотуха» К. Чуковский.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар…
Учитель: Что нашла Муха - Цокотуха? (Денежку)
Учитель: А что это такое?
II. Сообщение темы и целей классного часа.
Показ отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне» (часть 5, где
Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)
Учитель: Какое слово слышит впервые Незнайка? Как вы понимаете, что
такое деньги?
(Высказывания детей)
Учитель: На этот вопрос мы с вами должны ответить на классном часе.
III. Формулирование понятий финансовой грамотности
1.Показ отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне» (продолжение)
2. Беседа с детьми. (Высказывания детей)
Учитель: А кто знает денежную единицу многих стран Европы?
Ученики: Евро.
Учитель: В качестве чего получают деньги большинство людей?
Ученики: В
качестве
заработной
платы,
то
есть
платы
за
работу
(сокращённо - зарплата).
Учитель: Что покупает человек на заработанные деньги?
Ученики: Товары и услуги.
Учитель: Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может
купить на банковскую карту. Как называются такие деньги? У каждого
ученика есть своя именная образовательная карта.
3. Практическая работа (работа в парах)
Учитель: Ребята, рассмотрите свои образовательные карты. Чем
они
похожи и чем различаются? Для чего они нужны? Как появляются деньги
на карте?
Сейчас мы отправимся в нашу столовую. Вы сегодня завтракали,
обедали и скоро время полдника. Посмотрите на слайд. Найдите в нашем
буфете то, что можно купить за деньги. Например, вы захотели купить сок.
Как узнать, сколько стоит сок? (Высказывания детей)
Учитель: Можно ли покупать все, что вы захотите. Конечно, нет. Нужно
покупать полезную еду, меньше сладостей. Можно ли тратить много денег с
карточки
Вывод. Обркарта ученика в городе Казань – это электронный кошелек на
пластиковом носителе. Она является именной и пополняется удаленно с
банковского счета или наличными деньгами через терминалы. Пока на ее
счете есть деньги, ребенок может расплачиваться ею. Но это не банковская
карта, потому она подходит только для оплаты проезда в транспорте до
места
учебы,
а
также
для
оплаты
питания
в
школьной
столовой,
оборудованной специальными терминалами.
IV. Бережное отношение к окружающему миру
Учитель: Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры.
Ученики: Небо, дождь, ветер, снег, море. Здоровье, дружба, уважение
людей, и т.д.
Учитель: Послушайте
стихотворение
Владимира
Орлова
"Что
нельзя
купить".
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц,
родничок и тополёк?
(Высказывания детей)
Учитель: Как надо относиться к природе?
(Высказывания детей)
V. Исследовательская работа (практическая работа в парах)
Учитель: Откройте
конверты.
Рассмотрите
монету.
(1
рубль)
К
какой
стране она принадлежит? Как догадались?
Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете
больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план
исследования
План исследования.
1.
Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть
ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС”
или “решка”.
2.
Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это
лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
3.
Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются
ЛЕГЕНДА.
4.
Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
Учитель: Подведем итог нашего исследования. Что же вы можете
рассказать еще о монете?
VI. Итог классного часа
Учитель: Давайте вспомним начало классного часа и вопрос, на который
не мог ответить Незнайка: "Что такое деньги?"
Ответили
ли
мы
в
ходе
урока
на
поставленные
вопросы?
Что
такое
деньги?
Сверим наши выводы – прочитаем научное определение денег.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые
другие товары и услуги.
Что же нового вы узнали на уроке?
Что повторили? С чем работали? Какие открытия сделали?
VII. 4 совета управления деньгами для ребенка
1. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее
затратные, чем желания.
3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы
сможете накопить сбережения.
4. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои
трудом.