Автор: Носова Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ НАО
Населённый пункт: город Нарьян-Мар Архангельская область НАО
Наименование материала: статья
Тема: "Как родителям помочь умственно отсталому ребенку полюбить книгу
Раздел: начальное образование
Как родителям помочь умственно отсталому ребенку полюбить книгу?
Привитие
любви
к
чтению
–
один
из
основных
факторов
развития
познавательной деятельности и эстетического развития детей.
В момент первого знакомства ребенка с книгой взрослый должен стремиться
пробудить
у
него
желание
узнать,
о
чём
в
ней
рассказывается.
Главное
внимание
следует
уделять
совместному
чтению
с
детьми
доступных
их
пониманию литературных текстов, желательно иллюстрированных. Учитывая,
что
младшие
умственно
отсталые
школьники
техникой
чтения
владеют
плохо, понимание прочитанного представляет для них большую трудность,
они не могут установить простейшие конкретные связи, которые существуют
между
действующими
лицами,
в
связи
с
этим
очень
часто
содержание
остается
непонятным.
Поэтому
взрослый
должен
читать
ясно,
четко,
медленно, в то же время эмоционально и выразительно.
Имея в виду, что дети легче понимают ситуацию, изображенную наглядно,
чем
её
словесное
описание,
при
чтении
можно
использовать
серии
иллюстраций которые последовательно изображают происходящие события.
Огромный
интерес
могут
вызывать
рисунки
взрослого,
изображающие
некоторые моменты сюжета.
Целесообразно побудить ребенка к пересказу содержания прочитанного. В
то
же
время
не
следует
забывать,
что
рассказывание
прочитанного
представляет большую трудность для ребенка. В таком случае приходит на
помощь
игра.
Надо
найти
игрушки,
которые
могут
выполнять
роль
персонажей
произведения,
включить
ребенка
в
игру,
попросить
его
рассказать
о
своих
действиях.
Следует
широко
использовать
ответы
на
вопросы.
Можно
задавать
их
в
той
последовательности,
в
которой
развертываются описываемые события. Можно также предлагать вопросы
(после того как произведение прочитано), которые помогут раскрыть его
смысл. Иногда целесообразно задавать вопросы, которые служат уяснению
трудных частей текста или касаются только основного смысла прочитанного.
Можно
попросить
ребенка
прочесть,
предложить
повторить
интересное
место.
Важно выяснить, что осталось непонятным, стремиться к объяснению всего
неясного,
вызывая
при
этом
активную
реакцию
ребенка.
Целесообразно
опираться
на
его
личный
опыт,
впечатления
и
таким
образом
подвести
школьника к правильному пониманию смысла прочитанного, останавливая
его внимание на моральной стороне рассказа. Помочь правильно оценить
поступки
героев.
А
когда
ребенку
всё-таки
трудно
объективно
оценить
поступки действующих лиц, рекомендуется прочитать ему еще раз отрывок, в
котором автор достаточно ясно рисует героя.
Таким образом, обсуждая прочитанное с родителями, дети учатся оценивать
качество и поступки героев, усваивают новые понятия, развиваются навыки
устной речи.