Напоминание

"Отрасли права"


Автор: Ожередова Елена Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ МО СП ФМЛ
Населённый пункт: Сергиев Посад
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания
Тема: "Отрасли права"
Раздел: полное образование





Назад




Отрасли российского права:

гражданское, административное, семейное, трудовое»

Организационная информация

Тема урока/учебного

занятия/мероприятия

«Отрасли российского права:

гражданское, административное, семейное, трудовое»

Предмет

обществознание

Класс/группа/возраст, для которого

предназначено занятие

10 класс

Методическая информация

Тип урока/занятия

итоговый, контролирующий уровень сформированности

представлений и практических знаний по теме «Отрасли

российского права»

Форма урока/занятия

групповой работы, рефлексии и проверки знаний

Цель урока/занятия/мероприятия

Создать условия для повышения уровня

сформированности навыков обучающихся решать

правовые задачи, аргументируя свой выбор в

соответствии с моральными и правовыми нормами, через

выполнение упражнений с использованием

индивидуальной и групповой формы работы.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять

связи, взаимоотношения между людьми в обществе,

чтобы ориентироваться в нём. Повторить основы

гражданского, административного, семейного, трудового

права. Определять роль права в жизни общества и

каждого гражданина в отдельности.

2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в

обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в

том числе с теми, кто придерживается иных позиций,

взглядов, ценностей. Делать свой выбор в правовых

ситуациях, определять и объяснять свое решение, выбор.

3-я линия развития личности. Действовать в пределах

норм нравственности и права.

Решать учебные задачи в соответствии с моральными и

правовыми нормами.

Задачи урока/занятия

Повторение, закрепление знаний, полученных по теме

«Основы российского права».

Планиремые результаты

Умение делать выбор в правовых ситуациях с позиции

закона и нравственных норм, определять и объяснять

свое решение.

Знания, умения, навыки и качества,

которые

актуализируют/приобретут/закрепят/др.

обучающиеся в ходе урока/занятия

Умение классифицировать имеющуюся информацию.

Умение действовать в рамках закона и нравственных

норм.

Умение выделять главное.

Умение добывать и критически оценивать поступающую

обществоведческую информацию.

Формулирование вывода.

Умение анализировать и обобщать информацию.

Умение делать выбор в правовых ситуациях с позиции

закона и нравственных норм, определять и объяснять

свое решение.

Необходимое оборудование и

материалы

Компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация;

тексты Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ,

Административного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ,

Трудового кодекса РФ; правовые ситуации и задачи,

рабочие листы , «линия жизни».

В помощь учителю/педагогу/воспитателю/методисту

Использованные источники и

литература (если имеются)

Литература

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.:

КноРус, 2016. - 512 c

2.Комментарий к Семейному кодексу Российской

Федерации/Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2015.

3.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об

Административных правонарушениях (постатейный) с

практическими разъяснениями официальных органов и

постатейными материалами. - М.: Книжный мир, 2015. -

596 c

4.Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и

доп. на 15 ноября 2015 г.; Издательство "Эксмо" ООО - М.,

1999. - 272 c.

Источники

1.Задания уровня ЕГЭ с образовательного портала для

подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ. Обществознание»

Советы по логическому переходу от

данного урока/занятия к последующим

Урок является комбинированным, систематизирующим

знания по теме «Основы российского права».

Другое

Начало урока начинается с актуализации ранее изученных

знаний, мотивации учебной деятельности учащихся с

помощью приема «Вызов» (2-3 мин).Работа с рабочим

листом, вспоминая термины и определения по теме

«Право»

Подготовка к приему рефлексии , закрепление знаний при

помощи различных технологий.

Ход урока (прилагается ниже)

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые

учебные действия

Актуализация знаний

Вопросы учителя:

–- Мы все ученики одного класса, но что у нас разное

- А что есть у нас, что всех нас объединяет, что у всех

нас одинаково?

- А что вы понимаете под понятием права? Что такое

право?

- В каких документах записаны ваши права, как их

можно назвать одним словом. Перечислите, какие

законы РФ вы знаете?

- Что бы происходило, если бы законов не

существовало?

- Какую роль играют законы в вашей жизни?

Ответы обучающихся:

- У всех людей свои особенности: черты характера, темперамент, взгляды на

жизнь, голос, имя, , рост, одежда, желания и т.д.

- Права.

- Право – правила, по которым живут люди в стране.

Право – нормы и правила поведения установленные государством и

охраняемые им..

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной

властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

- Закон – нормативно-правовой акт, имеющий юридическую силу, т. е.

обязателен для выполнения. Законы РФ: Конституция РФ, Гражданский кодекс

РФ, Административный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ,

Уголовный кодекс РФ.

- Отсутствие законов в обществе приводит преступности, не стабильности в

обществе. Полное отсутствие законов приведет к хаосу, беспорядкам и даже

войнам.

- Законы необходимы для координации общественных отношений. Законы

помогают определять наиболее правильное поведение людей.

Умение

систематизировать

обществоведческую

информацию.

Создание проблемной ситуации

В конце работы на уроке вы должны закончить

фразу: «Не для школы, а для жизни мы учимся...».

Формулирование

проблемного

вопроса.

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний, планирование собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые

учебные действия

Создание плана урока

– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по

теме урока об отраслях права.

Приблизительные варианты ответов:

Обучающиеся перечисляют отрасли российского права и сферы применения.

Умение

систематизировать

обществоведческую

информацию.

Этап урока: применение ранее полученного знания, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые

учебные действия

Применение ранее полученного знания

Определите, о какой отрасли права идет речь в

пословице, поговорке.

« Долги помнит не тот, кто берет, а тот, кто дает»

«Сделал дело — гуляй смело»

«Начальник всему делу печальник»

«Дом согревает не печь, а любовь и согласие »

Приблизительные варианты ответов капитанов команд:

« Долги помнит не тот, кто берет, а тот, кто дает» (гражданское право)

«Сделал дело — гуляй смело» (трудовое право)

«Начальник всему делу печальник» (административное право)

«Дом согревает не печь, а любовь и согласие » (семейное право)

Перерабатывать

информацию для

получения

необходимого

результата, в том

числе и для

создания нового

продукта

Извлекать

информацию.

Ориентироваться в

своей системе

знаний; делать

предварительный

отбор источников

информации;

добывать

информацию из

различных

источников.

Заполните таблицу о характеристиках основных

отраслей права

Ориентироваться в

своей системе

знаний,

осуществлять

логическую

операцию перехода

от понятия с

меньшим объемом к

понятию с большим

объемом.

Задание 2 - Теоретический раунд

Просмотр отрывков мультипликационных фильмов

и определение норм права и отраслей, к которым

они относятся. Заполнение рабочего листа.

Примерные ответы обучающихся.

Извлекать

информацию.

Ориентироваться в

своей системе

знаний; делать

предварительный

отбор источников

информации;

добывать

информацию из

различных

источников.

Умение добывать и

критически

оценивать

поступающую

обществоведческую

информацию.

Задание 3 - Практический раунд

Каждая парта получает правовую задачу. Задания

уровня ЕГЭ с образовательного портала для

подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ.

Обществознание». Отвечать можно с

использованием текстов Конституции РФ,

Гражданского кодекса РФ, Административного

кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Трудового

кодекса РФ.

Задача 1-й команде

17-летний юноша на свою первую стипендию купил

три диска с записями его любимой музыкальной

группы. Разрешения родителей он при этом не

спросил. Имел ли юноша юридическое право на

эту покупку? К какому источнику права нужно

обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос?

Какой дееспособностью он обладает?

Задача 2-й команде

Гражданин А., находясь в разводе со своей женой,

платил алименты на содержание

несовершеннолетнего сына. Когда сыну

исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с

просьбой о материальной помощи, поскольку он

потерял трудоспособность по инвалидности. Сын

отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это

тем, что отец находился в разводе с его матерью и

не принимал непосредственного участия в его

Примерные ответы обучающихся.

№ 1. В ответе должны содержаться следующие позиции:

1) юноша имел право на совершение данной покупки;

2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;

3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

№ 2. Ответ: Сын обязан оказывать отцу материальную помощь. Приведены два

аргумента:

— согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную

поддержку своим нетрудоспособным родителям;

— несмотря на то, что отец не принимал непосредственного участия в

воспитании сына, он не уклонялся от оказания ему материальной помощи до

достижения совершеннолетия;

— согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу

нетрудоспособного отца;

— Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность детей,

уклоняющихся от оказания материальной помощи нетрудоспособным

родителям.

№ 3. В правильном ответе могут быть указаны следующие нарушения:

- продолжительность рабочего дня несовершеннолетних не может превышать 5

часов, здесь больше;

- рабочая смена не может заканчиваться позднее 22 часов, здесь до 23.00;

- можно привлекать к работе только во внеучебное время, а здесь с 12.00;

Самостоятельно

отбирать для

решения

предметных

учебных

задач необходимые

словари,

энциклопедии,

справочники,

электронные диски.

Учиться определять,

какие знания

необходимо

приобрести для

решения жизненных

(учебных

межпредметных)

задач. Строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных

связей.

воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом

случае сын оказывать отцу материальную

помощь? Приведите два аргумента в обоснование

своей позиции.

Задача 3-й команде

Владелец интернет-магазина заключил срочный

трудовой договор с тремя 15-летними учащимися

профессионального лицея. В соответствии с

условиями договора каждый из них должен

выполнять работы по упаковке покупок клиентов

магазина в течение учебного года 4 раза в неделю,

с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед.

Какие нарушения были допущены при заключении

договора? (Укажите три нарушения.)

Задача 4 – й команде.

Водитель Петушков подобрал на дороге тяжело

раненого человека и, стремясь поскорее доставить

его в ближайшую больницу, сократил путь и

проехал по улице, движение по которой было

запрещено. Задержавший Петушкова сотрудник

ГИБДД наложил на него штраф в размере 1500

рублей.

- договор заключается только, с лицами достигшими 16-летнего возраста.

№ 4.Ответы на вопрос:

1. В соответствии с условиями задачи были допущены следующие нарушения

законности. Сотрудник ГИБДД, задержавший Петушкова, не должен был

налагать на него штраф по объективным причинам. В машине у Петушкова

находился тяжело раненный человек, которому срочно была нужна медицинская

помощь. Следовательно, Петушков причинил вред охраняемым законом

интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения

опасности, непосредственно угрожающей здоровью раненого человека, так как

эта опасность не могла быть устранена иными средствами и так как

причиненный вред (нарушение правил дорожного движения) является менее

значительным, чем предотвращенный вред (смерть человека).

В ходе ответов команды осуществляют взаимопроверку своих ответов.

Как может быть разрешена данная ситуация

Задание 4 «Линия жизни».

На линии жизни каждый отмечает правильные

ответы на вопросы. С какого возраста имеет право:

1. Голосовать?

2. Работать по трудовому договору ?

3. Иметь право на свободное вероисповедование,

мысль, совесть ?

4. Стать президентом ?

5. Выбирать одного из родителей ?

6. Получить имя, фамилию ?

7. Иметь гражданство?

8. Стать депутатом ГД?

9. Составить завещание ?

10. Стать судьей?

11. Бесплатно пользоваться городским

транспортом ?

Ответы обучающихся

С какого возраста имею право:

1. Голосовать (18 лет)

2. Работать по трудовому договору (15 лет)

3. Иметь право на свободное вероисповедование, мысль, совесть (с рождения)

4. Стать президентом (35 лет)

5. Выбирать одного из родителей (10 лет)

6. Получить имя, фамилию (с рождения)

7. Иметь гражданство ( с рождения)

8. Стать депутатом ГД? (21 год)

9. Составить завещание (18 лет)

10. Стать судьей (25 лет)

11. Бесплатно пользоваться городским транспортом (до 7 лет)

Уметь выстраивать

собственное

целостное

мировоззрение,

вырабатывать свои

собственные ответы

на основные

жизненные вопросы,

которые ставит

личный жизненный

опыт.

Решение проблемной ситуации

В конце работы на уроке вы должны закончить

фразу: «Не для школы, а для жизни мы учимся...».

Ответы обучающихся на тему: «Не для школы, а для жизни мы учимся...».

Осознавать

потребность и

готовность к

самообразованию, в

том числе и в

рамках

самостоятельной

деятельности вне

школы.

Подведение итогов урока.

Подведение итогов и выставление оценок за урок.



В раздел образования