Автор: Платонова Айталина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Кыстатыамская малокомплектная средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Шемякова"
Населённый пункт: Жиганский район с.Кыстатыам РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества
Раздел: среднее образование
МБОУ «Кыстатыамская малокомплектная средняя общеобразовательная школа
имени Н.В.Шемякова»
Тема статьи
:
«Развитие творческих способностей детей средствами
декоративно-прикладного творчества»
Педагог дополнительного образования:
МБОУ «КМСОШ имени Н.В.Шемякова»
Жиганский район РС(Я)
Платонова Айталина Васильевна
Развитие творческих способностей детей средствами
декоративно-прикладного творчества
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и
трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении
делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество - верная дорога к сердцу ребенка».
Сухомлинский В. А
.
В наше время проблема развития творческой личности получает
небывалую
актуальность,
а
работа
в
этом
направлении
практическую
значимость.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей
способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа
по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые
закладывают
основы
творческой
деятельности,
развивают
креативные
способности детей. Доктор психологических наук Д.Б. Богоявленская писала:
«Именно
творчество
оживляет
познавательный
процесс,
активизирует
познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».
Одной из основ развития творческих способностей детей является
декоративно-прикладное
искусство.
Декоративно-прикладное
творчество
является важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно
богатой
личности,
которое позволяет
нам сделать окружающий
мир
интереснее,
ярче, насыщеннее
и
красивее!
Именно
на занятиях
по
декоративно-прикладному творчеству, развиваются творческие способности
детей.
Творческие
способности
–
это
индивидуальные
особенности
качества
человека,
которые
определяют
успешность
выполнения
им
творческой
деятельности различного рода.
Под
творческими
(креативными)
способностями
учащихся
понимают
«...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий,
н а п р а в л е н н ы х
н а
с о з и д а н и е
и м
н о в ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
продуктов».Придерживаясь
позиции
ученых,
определяющих
креативные
способности
как
самостоятельный
фактор,
развитие
которых
является
результатом обучения
творческой
деятельности
детей, выделим
компоненты
творческих (креативных) способностей обучающихся: творческое мышление,
творческое
воображение,
применение
методов
организации
творческой
деятельности.
Декоративно
–
прикладное
искусство
благотворно
влияет
на
детей,
развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет
от
души,
а
душа
народная
добра
и
красива.
Для
развития
творческих
способностей детей необходимо создавать соответствующие условия: раннее
начало,
создание
специальной
обстановки
и
атмосферы
свободного
и
радостного
творчества,
разнообразия
творческой
деятельности
и
умелое
руководство.
Занятия
по
декоративно-прикладному
искусству
развивают
не
только эстетический вкус, но и прививают любовь к народному творчеству,
развивают их творческие способности. Прививают интерес к красивым вещам и
манере красиво одеваться, знакомят их с произведениями народного искусства,
дают
им
необходимые
творческие
знания,
развивают
трудовые
умения
и
навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к
труду, к выбору профессии.
На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются
поисковые, творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того
или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий,
разработать эскиз, определить дизайнерское решение.
Для
творческого
развития
детей
существуют
различные
технологии:
игровые,
проектные.
Наиболее
плодотворно
в
системе
дополнительного
образования применяется технология коллективной творческой деятельности, в
которой достижение творческого уровня является приоритетной целью.
Задачи технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их
к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт,
который можно фиксировать (изделие, модель, макет, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь
их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных
мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро
и красоту, приносит людям радость.
Литература:
1.
Образовательные технологии. Н.В. Полякова. //
Научно – практический журнал «Завуч» № 5, 2005г
2.
Развитие творческой деятельности учащихся: Методический сборник.
М.: Народное образование, 2001г.
3.
Народное образование Якутии №1, 2011г.
4.
Народное образование Якутии №4, 2011г.