Автор: Печеницина Светлана Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Мариинский район, Кемеровская область, с. Малопесчанка
Наименование материала: разработка урока по всеобщей истории
Тема: "Использование ИКТ в соответствии ФГОС"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Европейское общество в раннее Новое время
Тип урока: урок – презентация
Цель:
познакомить учащихся с Европейским обществом в раннее Новое время;
сформировать
представление
о
зарождающемся
капиталистического
хозяйстве, которое изменило состав европейского общества, положение и
занятия различных слоев населения;
способствовать
развитию
информационной
культуры
учащихся,
познакомить их с возможностями ПК;
содействовать воспитанию уважения к истории
Оборудование:
компьютер и проектор, СД «Учебное электронное издание история нового
времени (1500 -1800 г.)»;
мультимедиапрезентация по теме урока;
учебник Всеобщей истории 7 класс, автор А.Я.Юдовская
Литература:
Ход урока
І. Организационный момент
Слайд 1. Учитель сообщает тему урока и план.
ІІ. Повторение материала из ранее изученного
Назовите слои населения, жившие в европейской деревне в XІV – XV вв.?
Каким было имущественное и правовое положение крестьян?
Что являлось источником существования для дворянства?
Охарактеризуйте городское население и его занятия в эпоху Средневековья?
(Ответы учащихся).
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель.
Рост
предпринимательской
деятельности,
развитие
капиталистического
хозяйственного
уклада
меняли
состав
и
занятия
европейского населения.
Буржуазия Нового времени
Развитие предпринимательской деятельности увеличивало численность и
богатство буржуазии.
Слайд 2.
Во Франции «буржуа» в XІІ в. Называли почетных граждан города,
владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь. Позднее название
«буржуазия» закрепилось за предпринимателями – капиталистами, имевшим
свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере.
Новое дворянство
Слайд 3. Учитель. Англия конец XV в. Начались огораживание и все больше
земледельцев
мелкого
и
среднего
дворянства
вели
хозяйство
по
новому:
превращали пахотные земли в пастбища. Сгоняли арендаторов с их наделов, а
для работы нанимали батраков. Кроме шерсти дворяне поставляли на рынок
мясо,
хлеб,
молочные
продукты
и
т.д.
Таких
дворян
называли
новыми
дворянами,
или
джентри.
Применяя
наемный
труд,
они
превращались
в
сельских предпринимателей – капиталистов.
Слайд 4. Однако и оставалось и старое дворянство, не желавшая перемен и
старавшееся сохранить свои привилегии.
«Воздушные» дворяне – обедневшие семьи , кто не служил при дворе, а
земли домена распродал давно. Были
нерадивые дворяне, купившие себе
дворянский титул.
«Люди с дорожной обочины»
Учитель. Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжелым было
положение наемных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты.
Слайд 5.
Наемные рабочие – зарплата маленькая, работали от восхода до заката.
Жили в здании Мануфактуры.
«Свои» бедняки
- город так называл бедняков
и разрешал просить
милостыню у церквей, рынка. Но и были «Чужие» бедняки – город так называл
бездомных бродяг из других городов. Им нельзя просить милостыню, изгоняли
их
из
города.
Власти
принимали
законы
о
нищенстве:
нельзя
собирать
милостыню на городских улицах. Превращали насильно бродягу в работника и
клеймили.
Крестьянская Европа
С
веками
менялось
и
положение
крестьян.
Если
в
Средневековье
крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с
разрушением феодальных отношений, в своем подавляющем большинстве они
стали лично свободными.
Слайд 6.
Крестьяне получали землю в аренду, за пользовании земли платил
повинности продавал на рынке свою продукцию.
Зажиточные крестьяне опутывали долгами менее удачливых крестьян,
скупали наделы в полях. Нанимали для работы батраков.
Таких крестьян, которые использовали наемный труд и технику называли
фермеры.
ІV. Закрепление нового материала
1.Учитель наводящими вопросами подводит учащихся к обобщению темы.
2.Работа в тетради с терминологией «Слайд 2).
Учащиеся работают в программе учебного электронного издания «Всеобщая
история».Тестирование ответов.
VІ. Подведение итогов
Обмен впечатлениями учеников и учителя о совместной работе. Оценка работы
VІІ. Домашнее задание
Учебник , § 5 читать. Работа с терминологией. Задание в рабочей тетради к § 5.