Автор: Идрисова Нафиса Ахатовна
Должность: учитель-географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО- Югра
Наименование материала: статья
Тема: Организация конструкторско- технологической деятельности учащихся на уроках географии
Раздел: среднее образование
Идрисова Нафиса Ахатовна
МБОУ « СОШ № 7»
Организация конструкторско- технологической деятельности
учащихся на уроках.
В современных условиях, на рубеже тысячелетий, от выпускников школ
требуется
гибкая
адаптация
к
изменяющимся
социально-
экономическим
условиям,
самостоятельность,
умение
критически
мыслить,
оперировать
растущими
объёмами
научной
информации.
Однако
именно
в
образовании
техника
интеллектуальной
работы
отстаёт
от
требований
цивилизации
-
уровень технологической, инструментальной обеспеченности учителя остаётся
недостаточным, обучение часто направлено к тому, чтобы сообщить готовые
знания, развитию же мышления не уделяется должного внимания.
Главные
тенденции
современного
образования
(гуманистическая
направленность и усиление целостности формируемой картины мира) требуют
системных
педагогических
технологий,
ориентированных
на
познании,
переживание
и
оценку
осваиваемых
знаний.
Дидактическая
многомерная
технология, разработанная профессором В.Э. Штейнбергом, как раз и призвана
облегчить работу ученика по усвоению, повторению и использованию знаний
предмета.
Данная
технология
опирается
на
многомерности
человека,
многомерности социального опыта учащихся, на закономерности мышления,
представления
знаний
и
предполагает
повышение
эффективности
преподавания предмета путём специальной организации учебного материала в
виде многомерных логико - смысловых моделей (ЛСМ).
Конструирование ЛСМ включает следующие процедуры:
1) в центр системы координат помещается объект конструирования
( раздел, тема, задача и т.д.); 2) определяется набор координат ( круг вопросов);
3) определяется набор опорных узлов - « смысловых гранул» для каждой
координаты, т.е. главные элементы содержания; 4)информационные фрагменты
переформулируются для каждого узла ключевыми словами, словосочетаниями
и знаками.
Схема: Логико-смысловая модель
Функции ЛСМ: информационная, инструментальная,
алгоритмоподобная, опорная.
Психологические характеристики: повышается системность мышления,
происходит поддержка механизмов памяти, улучшается работа интуитивного
мышления, способность к «смысловой грануляции»- выделению главного и
свойство аутодиалога
ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её
элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику
двух явлений, объектов, найти сходства и отличия между ними, установить
причинно-следственные связи, выявить основную проблему и пути её решения.
Дидактическая
многомерная
технология
В.Э.
Штейнберга
призвана
поддерживать
выполнение
основных
операций
восприятия,
осмысления,
фиксаций,
воспроизведения
и
применения
знаний,
позволяет
представить
материал
в
целом,
повышать
технологическую
компетентность
учителя
и
учащегося, логически обобщать материал, усовершенствовать основные виды
деятельности учителя и познавательную активность учащегося.
Работа с помощью ЛСМ позволяет компактно разместить достаточно
объёмную информацию на одном листке, на одной схеме.
Очень удобно
использовать ЛСМ при изучении однотипных явлений. Например, на уроках
географии
при
изучении
климатических
поясов,
природных
зон,
экономических районов, на уроках физики при изучении физических явлений.