Напоминание

Использование современных компьютерных технологий как средство реализации метода проектов в процессе преподавания математики


Автор: Захарова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Лицея №40 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт -Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование современных компьютерных технологий как средство реализации метода проектов в процессе преподавания математики
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных компьютерных технологий как

средство реализации метода проектов в процессе преподавания

математики

(Обобщение опыта работы Захаровой Ирины Владимировны учителя математики первой

категории ГБОУ Лицей № 40 Приморского района Санкт - Петербурга)

Теоретической базой опыта стали исследования, посвященные описанию теории и

практики

метода

проектов,

а

также

исследования,

посвященные

современным

информационным технологиям: программа Intel

®

«Обучение для будущего», исследования Е.С.

Полат и др. Говоря о возможности использования учебно-методических проектов в процессе

преподавания математики, следует отметить, что программа Intel

®

«Обучение для будущего»

дает преподавателю любой школьной дисциплины возможность узнать, какие технологии

могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников.

Актуальность. Освоение

новых

жизненно

необходимых

навыков

связано,

прежде

всего, с тем, что современные технологии глубже проникают в жизнь. Проектная методика

позволяет осуществлять на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, что,

в свою очередь, способствует более полному и глубокому освоению учебного материала

учащимися.

Включение

в

процесс

преподавания

проектной

методики

позволяет

совмещать

инновационное содержание образования, в частности, овладение средствами и процедурами

исследовательской деятельности, а также современные методы учебной работы - учебные

исследовательские проекты, групповую работу учащихся.

В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, литературы, использование

учебно-методических проектов дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать,

оценивать и систематизировать информацию, что позволит отказаться от репродуктивного

уровня

усвоения

материала

и

выйти

на

новый

уровень

осмысления

проблематики

художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса

при планировании учебного проекта. Формулирование проблемных вопросов учебной темы

потребует от учащихся знания содержания материала, умения вести анализ изучаемого текста

на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать

собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд,

способствует развитию диалогического мышления, необходимого современному человеку.

Основополагающие принципы данного опыта. Работая над проектом по математике,

ученики чувствуют, что процесс ориентирован на него и его личность, и его деятельность

строится на собственном опыте, интересах и склонностях. В работе над проектом важнейшее

значение

приобретает

обсуждение

и

разрешение

проблем,

которые

интересны

самому

школьнику.

Дети

получают

возможность

обсуждать

интересные

темы

и

проблемы

математического,

философского,

общечеловеческого

характера,

учатся

высказывать

свое

мнение,

обосновывать

собственную

позицию,

анализировать

информацию,

обобщать

результаты исследовательской работы.

Немаловажным

является

тот

факт,

что

дети

работают

в

различных

режимах:

самостоятельно, в парах, в группах. Группы могут менять свой состав в зависимости от

интересов ребенка и «производственной» необходимости. Обучение в сотрудничестве – это

модель организации деятельности учащихся в малых группах, при которой все они вовлечены

в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия

каждого.

Работа

в

группах

учащихся,

знакомая

большинству

учителей

своей

низкой

эффективностью,

становится

в

школе

привлекательной

только

в

случае

специальной

ее

организации, когда:

а)

создается

позитивная

взаимозависимость

участников

группы

сотрудничества

(целевая, по распределению работы, по ресурсам, ролевая, по награде);

б) обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности

и группы, в целом;

в) учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного

общения и сотрудничества (умение выслушивать других, критиковать не личность, а идею,

умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы)».

В классе всегда есть учащиеся с различным уровнем подготовленности. Обычно менее

подготовленные учащиеся отмалчиваются, боясь показаться смешными и наивными в своих

рассуждениях и анализе математического текста. В работе же над проектом каждый ученик

вносит свою лепту в его реализацию, участвует в учебно-исследовательской деятельности, в

зависимости от уровня знаний, умений и навыков и личностных интересов и склонностей.

Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представлять

результаты своей работы.

На уроках осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль

которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Свободный

выбор формы общения благотворно сказывается на психологическом климате в целом и

чувстве комфортности каждого. В ходе работы над проектом учитель является и психологом, и

координатором, и наставником, и создателем атмосферы сотрудничества и взаимопонимания

между учителем и учащимися. Учитель видит каждого ребенка, группу и класс в целом,

обеспечивает условия для создания атмосферы творчества.

Деятельность учащихся в рамках учебно-исследовательского проекта связана:

со свободным поиском данных из различных источников,

со способами организации данных,

с областью поиска,

с

умениями

пользоваться

ключевыми

словами,

анализировать

информацию

и

представлять ее в конкретном виде (таблица результатов интервью, социологических

опросов;

сбор

информации

о

жизни

и

творчестве

математиков,

оформление

результатов исследования виде публикации, веб-сайта и т.п.).

Работая

над

проектом,

учащиеся

приобретают

и

развивают

практические

навыки

работы

с

математическим

текстом,

аудио-

и

видеоматериалами,

с

иллюстративным

материалом, навыки создания собственных текстов, что побуждает к устной речи, поскольку

технология

проектной

методики

на

последнем

этапе

предполагает

презентацию

проекта,

защиту и представление своей учебно-исследовательской работы.

Работая над своим проектом, учащийся непременно выступает в роли собеседника,

вступает в диалог. Во-первых, с предполагаемым читателем, во-вторых, в диалог внутренний,

с самим собой. Обращаясь к своему внутреннему миру, подросток отчетливей и ярче осознает

свое

место

в

окружающей

его

действительности

и

свойства

и

качества

самой

действительности, получает возможность выразить себя, создавая особый тип реальности.

Информационные технологии дают возможность проявления себя в создании гипертекста.

При подведении итогов работы над проектом важным является то, что учащиеся сами

оценивают свою деятельность, анализируют собственные достижения, видят перспективы

дальнейшего совершенствования. Предлагается один из проектов учащегося 7 класса.

Тема проекта: «Треугольник как устойчивая фигура»



В раздел образования