Автор: Печеницина Светлана Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ "Малопесчанская ООШ"
Населённый пункт: Мариинский район, Кемеровская область, с. Малопесчанка
Наименование материала: разработка урока по всеобщей истории
Тема: "Использование ИКТ на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Встреча миров. Первые географические открытия.
Тир урока: комбинированный
Цель:
познакомить учащихся с первыми географическими открытиями;
сформировать представление о европейцах, которые вышли в мировой
океан;
способствовать
развитию
информационной
культуры
учащихся,
познакомить их с возможностями ПК;
содействовать воспитанию уважения к истории.
Оборудование:
компьютер и проектор, СД «Учебное электронное издание история
нового времени (1500 -1800 г.)»;
Мультимедиапрезентация по теме урока.
Литература:
Юдовская
А.Я.,
Баранов
П.А.Всеобщая
история.
.
1500
–
1800гг.:
Учебник. М,, Просвещение 2010.
Дорожкина
Н.И.Современный
урок
истории:
использование
мультимедийных презентаций: 5-11 классы. М.:ВАКО,2009. – 176 с. –
(мастерская историка);
Всемирная история : Энциклопедия. М.,2008.
Ход урока
І. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, план.
Слайд 1.
ІІ.
П о в т о р е н и е
п р о й д е н н о г о
материала
Учитель задает вопросы и показывает слайд. С какими техническими
изобретениями
мы
познакомились
на
предыдущем
уроке?
С
какими
изобретениями и усовершенствованиями в мореплавании и кораблестроении
познакомились?
Слайд 2.
ІІІ. Изучение нового материала
Новые изобретения и технические усовершенствования позволили
европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические
открытия. Почему манили новые земли? (Ответы учащихся).
Уже в XІІІ – XІV вв. среди европейцев усилился интерес к дальним
странам
и
народам,
что
объяснялось
рядом
причин:
росли
города
с
их
торговым
и
ремесленным
населением,
набирала
силу
международная
торговля. Интерес к дальним странам усилился после Крестовых походов, в
результате которых, как вы знаете, сложились прочные торговые связи со
странами Востока, откуда арабские купцы привозили в Европу предметы
роскоши и пряности.
Учитель
дает
задания
учащимся.
Записать
какие
товары
и
пряности
привозили? (Учащиеся работают с текстом учебника на стр. 13).
Учитель задает вопросы: почему если о ком – то хотели сказать, что он очень
богат, то говорили: «Этот человек – мешок с перцем!». (Ответы учащихся).
Учитель подводит учащихся к обобщению под темы. Почему манили новые
земли. Из – за чего? (Ответы учащихся).
Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности
человека,
стремление
и
распространению
христианства
делами
осуществимыми
самые
смелые
планы.
Так
возникла
мысль
продолжить
морской в Индию.
И так, первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель,
стали Испания и Португалия.
Слайд 3.
Португалия – маленькая страна на самом краю Европы, западные границы
омывались Атлантическим океаном. С давних времен португальцы плавали
вдоль северного побережья Африки. Вдоль Португалии проходит морской
п у т ь
и з
С р е д и з е м н о г о
в
Б а л т и й с к о е
и
С е в е р н о е
м о р я .
И все же именно португальцам принадлежит честь первых исследователей
Африки.
Сообщение – презентация учащихся о Генрихе Мореплавателе.
Слайд 4.
Слайд 5.
Учитель. С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике 1394 –
1460,младшего сына португальского короля, связана организованная эпоха
географических открытий. Увлеченный мореплаванием и географией, он стал
вдохновителем Великих открытий XVІ в. Исследуя моряками посланными
Энрике
Атлантический
океан,
открыли
остров
Мадейру,
часть
Азовских
островов,
острова
Зеленного
Мыса
и
Канарские,
побережье
Гвинейского
залива.
В 1488 португальская
экспедиция Бартоломеу Диаша 1450 – 1500
достигла восточного побережья Африки в Индийском океане.
Слайд 6.
Португалец Васко да Гама
1469 – 1524, открыл вдоль берегов
Африки индийский порт Каликут.
Сообщение – презентация учащихся о Васко да Гама.
Слайд 7.
После просмотра слайдов учитель подводит учащихся к обобщению
темы. Что это путешествие доказало? (Ответы учащихся). Что путь на Восток
через Индийский океан существует. Европейцы вышли в Мировой океан, но
это были первые шаги.
ІV. Закрепление нового материала
Учащиеся работают с картой Важнейшие путешествия в XV – середине
XVІІ
и
контурной
картой.
Обозначить
маршруты
путешествий
Генриха
Мореплавателя, Бартоломеу Диаша, Васко да Гама.
V. Подведение итогов
Учитель анализирует итоги урока с использованием мультимедийной
презентации. Проводит анализ положительных и отрицательных результатов
данной работы. Выставление оценок.
VІ. Домашнее задание
1. § 2 читать, задания в рабочей тетради. Продолжить работу по контурной
карте.
2.
Предварительная
работа.
Подготовить
сообщение-презентацию
о
Христофоре Колумбе, Фернане Магеллане, Америго Веспуччи.