Напоминание

Профориентационая работа в условиях реализации ФГОС основного общего образования


Автор: Бархатова Светлана Генриховна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: Иркутская область Осинский района Село Русские-Янгуты
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационая работа в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Раздел: среднее образование





Назад




Профориентационная работа в условиях реализации ФГОС основного

общего образования

С.Г. Бархатова, педагог-психолог

МБОУ «Русско-Янгутская СОШ»

Осинского района, Иркутской области

Федеральный государственный стандарт основного общего образования

нового

поколения

определяет

необходимость

профориентации.

Во

ФГОС

отмечается,

что

школьники

должны

ориентироваться

в

мире

профессий,

понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого

развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы

в

современной

школе

должно

стать

социально-педагогическое

и

психологическое

сопровождение

социа льно-профе ссиона льного

самоопределения

обучающихся

с

учетом

личностных

особенностей,

способностей,

ценностей

и

интересов,

с

одной

стороны,

общественных

потребностей,

запросов

рынка

труда

с

другой. В

общеобразовательном

учреждении

важно

создать

специальную

социально-педагогическую

профориентационную

среду

и

социально-педагогические

условия:

социокультурные,

личностные,

организационно-управленче ские,

организационно-методические,

воспитательные,

организационно

педагогические.

Немалый

опыт

МБОУ

«Русско-Янгутская

СОШ»

в

области

профессиональной подготовки и самоопределения учащихся показывает, что

особое

внимание

необходимо

уделять

проведению

целенаправленной

профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей

системы

основных

компонентов,

определяющих

формирование

потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

ФГОС

дает

возможность

ввести

внеурочную

деятельность,

которая

предусматривает и профориентационную работу.

В школе созданы все условия для реализации данного направления.

Профориентационная работа осуществляется различными способами:

1.

профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление

учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями

профессиональной

деятельности,

требованиями,

предъявляемыми

профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и

путями приобретения профессии;

2.

взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся,

поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно

велика;

3.

профессиональные пробы.

В целом необходимо отметить, что в системе работы школы в отношении

профессионального

самоопределения о собо е

внимание

уд е л я е т с я

субъектным отношениям с обучающимися. Обучающийся рассматривается

не

как

пассивный

получатель

информации

о

том,

какую

профессию

он

должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего

профессионального пути.

С

2018-2019

учебного

года

реализована

программа

по

развитию

профессионального сознания и самоопределению. В реализации программы

участвуют обучающиеся с 5 по 8 классы. Программа направлена на создание

условий

для

самоопределения,

самовыражения,

самосовершенствования,

самопознания

учащихся.

Программа

мотивирует

к

осознанному

выбору

дальнейшей

образовательной

траектории,

сферы

деятельности,

умению

производить

и

презентовать

продукт

своей

деятельности.

Овладение

данными навыками актуально для обучающихся подросткового возраста, для

их

успешной

самореализации.

Программа

способствует

формированию

у

обучающихся готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности

ориентироваться в сложном мире труда.

Программа

предусматривает

разные

виды

деятельности,

в

процессе

осуществления

которых

обучающиеся

знакомятся

с

разнообразными

профессиями нашего района. 34 часа программы предлагают знакомство с

профессиями и предприятиями Осинского района в виде беседы с людьми

разных профессий, выставки рисунков, выявления склонностей учащихся и

их

способностей

с

помощью

анкетирования,

тестирования,

встреч

с

профессионалами,

пресс-туров,

сюжетно-ролевых

игр,

психологических

тренингов, экскурсий. Обучающиеся с удовольствием участвуют в акциях и

мероприятиях,

особенно

ребята

любят

ходить

на

экскурсии.

Например,

обучающиеся 6,8-х классов за прошедший учебный год смогли посетить день

открытых дверей в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный аграрный

университет им. Ежевского», ОГБУЗ «Осинская районная больница», отдел

полиции №1 (дислокация с. Оса) по Боханскому району, пожарную часть №

45, ГБОУ СПО «Боханский аграрный колледж», Осинский лесхоз, Осинское

муниципальное управлении образования, аграрно-промышленный комплекс

«Оса-агро».

МБОУ «Русско-Янгутская СОШ» активно сотрудничают с ОГКУ «Центр

занятости

населения

Осинского

района»,

где

специалисты

центра

приглашают

будущих

выпускников,

с

целью

проведения

тестирования

сформированности первичных профессинальных интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная

в области

профессионального самоопределения способствует:

- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;

-

формированию

критериев

и

показателей

социально-профессионального

самоопределения подростков;

- формированию профориентационных компетенций обучающихся;

-

осуществлению

осознанного

профессионального

выбора

на

основе

понимания

подростками

профессиональных

предпочтений,

интересов,

склонностей, а также потребностей рынка труда.

Список литературы

1.

Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия Е.М. Борисова, Г.П.

Логинова - Москва: Знание, 1991. – 80 с.

2.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ,

1997. – 244 с.

3.

Климов, Е.А. Введение в психологию труда Е.А. Климов. - М.: Изд-во

МГУ, 1988. - 199 с.



В раздел образования