Автор: Бархатова Светлана Генриховна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: Иркутская область Осинский района Село Русские-Янгуты
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационая работа в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Раздел: среднее образование
Профориентационная работа в условиях реализации ФГОС основного
общего образования
С.Г. Бархатова, педагог-психолог
МБОУ «Русско-Янгутская СОШ»
Осинского района, Иркутской области
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
нового
поколения
определяет
необходимость
профориентации.
Во
ФГОС
отмечается,
что
школьники
должны
ориентироваться
в
мире
профессий,
понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого
развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы
в
современной
школе
должно
стать
социально-педагогическое
и
психологическое
сопровождение
социа льно-профе ссиона льного
самоопределения
обучающихся
с
учетом
личностных
особенностей,
способностей,
ценностей
и
интересов,
с
одной
стороны,
общественных
потребностей,
запросов
рынка
труда
–
с
другой. В
общеобразовательном
учреждении
важно
создать
специальную
социально-педагогическую
профориентационную
среду
и
социально-педагогические
условия:
социокультурные,
личностные,
организационно-управленче ские,
организационно-методические,
воспитательные,
организационно
педагогические.
Немалый
опыт
МБОУ
«Русско-Янгутская
СОШ»
в
области
профессиональной подготовки и самоопределения учащихся показывает, что
особое
внимание
необходимо
уделять
проведению
целенаправленной
профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей
системы
основных
компонентов,
определяющих
формирование
потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
ФГОС
дает
возможность
ввести
внеурочную
деятельность,
которая
предусматривает и профориентационную работу.
В школе созданы все условия для реализации данного направления.
Профориентационная работа осуществляется различными способами:
1.
профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление
учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями
профессиональной
деятельности,
требованиями,
предъявляемыми
профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и
путями приобретения профессии;
2.
взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся,
поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно
велика;
3.
профессиональные пробы.
В целом необходимо отметить, что в системе работы школы в отношении
профессионального
самоопределения о собо е
внимание
уд е л я е т с я
субъектным отношениям с обучающимися. Обучающийся рассматривается
не
как
пассивный
получатель
информации
о
том,
какую
профессию
он
должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего
профессионального пути.
С
2018-2019
учебного
года
реализована
программа
по
развитию
профессионального сознания и самоопределению. В реализации программы
участвуют обучающиеся с 5 по 8 классы. Программа направлена на создание
условий
для
самоопределения,
самовыражения,
самосовершенствования,
самопознания
учащихся.
Программа
мотивирует
к
осознанному
выбору
дальнейшей
образовательной
траектории,
сферы
деятельности,
умению
производить
и
презентовать
продукт
своей
деятельности.
Овладение
данными навыками актуально для обучающихся подросткового возраста, для
их
успешной
самореализации.
Программа
способствует
формированию
у
обучающихся готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности
ориентироваться в сложном мире труда.
Программа
предусматривает
разные
виды
деятельности,
в
процессе
осуществления
которых
обучающиеся
знакомятся
с
разнообразными
профессиями нашего района. 34 часа программы предлагают знакомство с
профессиями и предприятиями Осинского района в виде беседы с людьми
разных профессий, выставки рисунков, выявления склонностей учащихся и
их
способностей
с
помощью
анкетирования,
тестирования,
встреч
с
профессионалами,
пресс-туров,
сюжетно-ролевых
игр,
психологических
тренингов, экскурсий. Обучающиеся с удовольствием участвуют в акциях и
мероприятиях,
особенно
ребята
любят
ходить
на
экскурсии.
Например,
обучающиеся 6,8-х классов за прошедший учебный год смогли посетить день
открытых дверей в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный аграрный
университет им. Ежевского», ОГБУЗ «Осинская районная больница», отдел
полиции №1 (дислокация с. Оса) по Боханскому району, пожарную часть №
45, ГБОУ СПО «Боханский аграрный колледж», Осинский лесхоз, Осинское
муниципальное управлении образования, аграрно-промышленный комплекс
«Оса-агро».
МБОУ «Русско-Янгутская СОШ» активно сотрудничают с ОГКУ «Центр
занятости
населения
Осинского
района»,
где
специалисты
центра
приглашают
будущих
выпускников,
с
целью
проведения
тестирования
сформированности первичных профессинальных интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная
в области
профессионального самоопределения способствует:
- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
-
формированию
критериев
и
показателей
социально-профессионального
самоопределения подростков;
- формированию профориентационных компетенций обучающихся;
-
осуществлению
осознанного
профессионального
выбора
на
основе
понимания
подростками
профессиональных
предпочтений,
интересов,
склонностей, а также потребностей рынка труда.
Список литературы
1.
Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия Е.М. Борисова, Г.П.
Логинова - Москва: Знание, 1991. – 80 с.
2.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ,
1997. – 244 с.
3.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда Е.А. Климов. - М.: Изд-во
МГУ, 1988. - 199 с.