Напоминание

Лингвистический театр "Язык мой - друг мой"


Автор: Титова Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Лицей №40 при УлГУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: проект
Тема: Лингвистический театр "Язык мой - друг мой"
Раздел: среднее образование





Назад




Лицей №40 при УлГУ

Проект

«Лингвистический театр»

Язык мой – друг мой

(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС в 5 классе)

Учитель русского языка и литературы

Титова Татьяна Михайловна.

Ульяновск - 2018

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

В прошлом году я получила 5 класс и столкнулась с проблемой

так называемой гиперактивности школьников, недостаточным

вниманием на уроках русского языка, следствием чего явилось

понижение успеваемости по сравнению с начальной школой.

Сначала я решила вызвать интерес к предмету с помощью

включения инсценированных лингвистических сказок в

различные этапы урока. Это и привело к идее создания

лингвистического театра, так как подобная ситуация знакома не

только мне. Проблема понижения интереса к изучению и

сохранению русского языка среди младших подростков в связи с

засилием в речи сленгов, жаргонов разного рода, излишнего

заимствования является общественно значимой.

2. Планирование

В рамках внеурочной деятельности было запланировано создать

проект лингвистического театра, который должен был своей

игровой формой привлечь пятиклассников, убедить их (и не

только их) в том, что изучать русский язык не только полезно, но

и интересно.

3. Реализация проекта

Вместе с детьми создавали сценарий, подбирали актёров,

придумывали костюмы, оформление спектакля, реквизиты,

репетировали. Мы включили в представление сценки, которые

уже показывали на уроках. Конечно, я как учитель активно

участвовала в создании проекта: предлагала материал для

спектакля, помогала репетировать, но в то же время старалась

поддерживать самостоятельность, творческую инициативу

пятиклассников.

4. Презентация

Проект был представлен для опробации поначалу учащимся 2-го

класса и их учительнице. Когда «актёры» почувствовали

зрительский отклик, очень вдохновились и с нетерпением ждали

защиты проекта. Следующее представление проекта состоялось в

лицее во время декады межпредметной интеграции. Перед

комиссией и перед одноклассниками выступать было очень

ответственно. Но ребята блестяще справились.

5. Осмысление и оценка

проекта

Комиссия, состоящая из учителей лицея, отметила социальную

значимость проекта, интересную игровую форму, увлечённость

детей. Одноклассникам тоже очень понравилось, некоторые из

них впоследствии выразили желание принять участие в новых

представлениях лингвистического театра.

Проект «Лингвистический театр»

Язык мой – друг мой

Действующие лица

Ксанф – древнегреческий философ.

Эзоп – древнегреческий баснописец, раб Ксанфа.

Ведущий

Ученик Дима

Двойка, она же Тройка, Четвёрка, Пятёрка.

Подлежащее

Сказуемое

Странники – непроизносимые согланые

Девочка

Сцена 1

Ведущий. Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф захотел пригласить гостей.

Ксанф. Эзоп! Ко мне должны прийти гости. Приговь-ка самое лучшее блюдо.

Эзоп, кланяясь, уходит.

Ведущий. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф. Почему ты подаешь только языки?

Эзоп. Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи

языка строятся гopoдa, развивается культура народов.

При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут

объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться,

давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на

подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет

ничего лучше языка.

Ксанф. Ты прав.

Ведущий. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять принёс языки. Все удивились этому.

Ксанф. Почему опять языки?

Эзоп. Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка

люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать,

обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать

войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу

жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Ксанф. И опять ты прав.

Ведущий. Ребята, почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего

на свете нет, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете?

Сцена 2

Ведущий. Ученик Дима пришел домой после школы и решил не садиться за уроки. а пойти

гулять. Только он хотел открыть дверь, как зазвонил дверной звонок. Мальчик собирался

впустить гостя, но увидел, что на пороге стоит маленькая девочка.

Дима. (изумленно) Ты кто?

Двойка. Я? А разве ты не догадываешься? Неужели ты меня не замечал все

это время? Я каждый день тенью хожу за тобой, а ты меня не видел. Так давай я тебе

расскажу.

Дима. Ну тогда проходи...

Ведущий. Когда Саша обернулся. чтобы пригласить девочку войти, он увидел, что находится

не у себя дома, а в странной комнате без окон и дверей.

Двойка. Я вижу, ты удивлен. Разреши, я все тебе объясню. Для начала я представлюсь. Я —

известная особа, скрученная, как змея. Двойка! Пара! Вот кто

я. А находишься ты в месте, где каждый день свершается чудо, но какое именно тебе и нужно

понять. Для этого ты должен совершить доброе дело.

Дима. Но какое именно доброе дело!

Двойка. Ты сам поймешь. Смотри! Вон там есть дверь, давай войдем в нее.

Ведущий. Ребята вошли в дверной проем и оказались на большой поляне, усыпанной

цветами, кустарниками и небольшими деревцами. В тени стройной березки стояли два

мальчика и о чем-то спорили. Дима и Двойка подошли к ним поближе.

Подлежащее. Я главней!

Сказуемое. Нет, я главней!

Дима. Ребят. что случилось? О чем вы спорите?

Подлежащее. Я — подлежащее, а он сказуемое и мы не можем решить, кто из нас главный в

предложении.

Дима. Тут нет проблемы, будьте оба главными и все.

Ведущий. Как только Саша сказал это, Двойка воскликнула.

Дима. Что случилось?

Двойка. Разве ты не понимаешь? Вот оно! Твое доброе дело! Тебе нужно разрешить спор

Подлежащего и Сказуемого, показать им. кто из них главней.

Дима. Но они же ооа главные.

Двойка. Ты до сих пор не понял, почему именно я пришла к тебе. а ни Тройка, ни Четверка.

А все потому. что ты ничего не знаешь о русском языке, не учишь правил, не выполняешь

домашних заданий. Поэтому я пришла, я — Двойка. Давай, включай мозг уже!

Дима. Так. давайте разбираться. Подлежащее, Сказуемое. подойдите сюда. Подлежащее --

ты обозначаешь то, о чем говорится в предложении, Сказуемое — что этот предмет делает.

Так?

Подлежащее, Сказуемое.Так!

Подлежащее. Но! В предложении «Зима» есть только я. Значит, я главней.

Сказуемое. Тут то ты пе прав. Я тут тоже есть, но я в нулевой позиции.

Это предложение можно заменить «Была зима». «Пришла зима».

Дима. Не хочу вас обидеть, но в предложении «На улице холодно» нет подлежащего. И оно

тут не нужно.

Сказуемое. Ха! Вот видишь! Видишь! Я могу обойтись без тебя. а ты без меня нет.

Подлежащее. Ну вот..( расстроился)

Дима. Подлежащее. не расстраивайся, когда ты есть в пpедложении, именно ты указываешь

Сказуемому в какой форме ему стоять. Значит вы ооа главные и не надо спорить.

Ведущий. Подлежащее и Сказуемое перестали кричать, а поблагодарили Диму.

Сцена 3

Двойка. Пойдем, пойдем. нам надо идти.

Ведущий. Дима и Двойка пошли дальше. Но как только они отошли недалеко, как Двойка

остановилась и начала вращаться. Вращалась, вращалась и становилась.

Дима. (Изумленно) Что произошло?.

Тройка. Да.. Тройка все-таки не Двойка, не грозит головомойка, пусть ответит кое- как. все

ж не пара, а Трояк. Ой, о чем это я?

Дима. Ты что-то говорила о Тройке.

Тройка. Да, точно! Ты опять ничего не понял. Я превратилась в Тройку! Ты совершил одно

доброе дело, ты помирил члены предложения. Мы были в стране Синтаксис. Ребята, что

изучает Синтаксис?

Ответы из зала

Тройка. Вот, хотя бы что-то ты узнал. Пойдем дальше.

Ведущий. Шли они, шли. вдоль полей, озер и рек. И видят, навстречу им идут три странника.

Грустные, несчастные.

Дима. Что с вами произошло? Почему вы такие грустные?

Первый странник. Мы — непроизносимые согласные, и у нас горе.

Второй странник. Никто нас не различает.

Третий странник. И из-за нас дети получают плохие оценки.

Тройка. (Ехидно.) Дима, а ты помнишь сколько ты ошибок сам делал при написании слов с

непроизносимыми согласными?

Дима. Помню, помню.. Но теперь я умнее и смогу помочь и буквам и ученикам. Так,

согласные, становитесь в ряд и запоминайте. Чтобы вас дети различали, нужна что?

(Проверка.)

Странники. Но как нас надо проверять?

Дима. Вам нужны друзья!

Странники. Но с кем нам дружить?

Дима. Как с кем? А на что вам гласные'? Тройка, помоги мне.

Тройка пишет на доске слова: учас..ник, звез..ный, ус..ный.

Дима. Смотрите. с помощью гласных вы всегда будете заметны и никто вас нс будет

забывать.

Дима начинает писать на доске. Участник — участие, звездный — звезда, устный — уста.

Странники. Спасибо, Дима, ты нам очень помог. Мы тогда пойдем, искать себе друзей.

Тройка. Вот видишь, Дима, все не так сложно. нужно просто учить правила.

Дима. Троечка, милая, что с тобой?

Тройка. Ты все не привыкнешь? Одно доброе дело и я меняюсь. Я теперь Четверка! А

Четверка с тем дружна, кто читает книжки, кто стремиться все узнать, тем девчонкам и

мальчишкам часто ставят даже пять.

Дима. Ой да ладно теое. куда мне до Пятерки.

Дима пошел вперед.

Четвёрка. Стой, стой, подожди! Я не хочу оставаться здесь одна!

Сцена 4

Ведущий. Но Дима уже ушел далеко вперед. Расстроенный мальчик брел вперед и не

встречался ему никто на пути. Решив передохнуть, сел на пенек у дороги и стал смотреть

вдаль. вдруг кто появится на горизонте. Мальчик не заметил, как рядом с ним оказалась

девушка. Выглядела она довольно озадаченной, и было ясно, что она хочет поговорить с

Димой.

Дима. (Увидел девочку.) Вас что-то беспокоит?

Девочка. Знаешь, возможно, ты сможешь помочь мне. Понимаешь, я совершенно не

понимаю, что говорят окружающие меня люди. Все эти новомодные слова, которые

используют где надо и где не надо.

Дима. Какие именно слова'?

Девочка. Мой сосед Петька недавно говорит: «Надоело в этот ящик пялиться. Пойду лучше

музон врублю, пока шнурки в стакане. Ну, ящик, понятно, - телевизор. Музон – это, надо

понимать, музыка. Но шнурки-то причём? Зачем их в стакан положили?

Вдумайтесь только, как мы чувства свои выражаем. Блин, клёво, круто. Раньше были крутые

берега, склоны, спуски, теперь появились крутые лбди. И вот эти крутые теперь постоянно

тащатся (только куда?), прикалываются (наверное, прищепками), наезжают друг на друга

(надо думать, на велосипедах), обламываются (как ветки что ли?)

В общем, если дальше наша речь будет развиваться в таком же стиле, то мы вскоре

превратимся в роботов со минимальным запасом слов.

Я считаю, что пора издать закон в защиту родгого русского языка.

Дима. Но как я могу Вам помочь? А вы, ребята, как думаете? (Ответы ребят.) Красивая и

грамотная речь — выбор каждого человека.

Сцена 5

Ведущий. В один миг все, окружающее Диму, изменилось. Он снова оказался у себя дома. В

растерянности мальчик не знал, что ему делать и как он тут оказался.

Пятёрка. У тебя получилось вернуться.

Дима. Троечка. прости меня. что я оставил тебя, мне так жаль..

Пятёрка. Я теперь не Тройка, наверно, ты догадался, кто я?

Дима. Неужели Пятерка?

Пятёрка. Да. и теперь я всегда буду ходить за тобой в этом облике и буду приносить тебе

знания.

Дима. Постой, но как я оказался дома?

Пятёрка. Понимаешь, люди не всегда могут решить любую проблему, помочь в беде, иногда

нужно просто понять, что тебе не все по рукам. Но и отказываться от цели не нужно, любое

изменение нужно начинать с себя. Что ты и сделал.

Все участники выходят на сцену.

Ведущий. Ребята! Вспомните вопрос, который задал Эзоп вам в начале представления.

Стал ли наш язык другом для Димы?

Дима. А для вас?

Пятёрка. Чтобы со мой дружить, надо помнить:

Все. Язык наш — друг наш.

Использованная литература

1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988

3. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-

методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

4. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами.

Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.



В раздел образования