Напоминание

"Н.Н. Носов - волшебник и друг детей"


Автор: Неликовская Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Вязьмы Смоленской области
Наименование материала: литературный проект
Тема: "Н.Н. Носов - волшебник и друг детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема литературного проекта: Н.Н. Носов – волшебник и друг детей.

Задачи проекта:

- обобщить знания по теме «Жизнь и творчество Н.Н. Носова»;

- формировать умение анализировать героя на основе сопоставления намерений

и поступков, основы читательской самостоятельности, читательские умения и

навыки;

- развивать мотивацию к чтению, познавательный интерес к работе с книгой на

основе

проектной

деятельности,

интеллектуальные

умения

(анализ,

синтез,

обобщение), коммуникативные умения, творческие воображение, способности,

наблюдательность;

- воспитывать положительные качества личности, бережное отношение к книге.

Тип проекта в зависимости от производимого продукта: творческий.

Форма проекта по степени участия: групповая. Выполнили обучающиеся 3

класса.

Этапы

проектной

деятельности

(ряд

мыслительных

и

практических

действий):

1. Определение темы, цели и задач проекта.

2. Планирование работы (распределение ролей и обязанностей, определение

способа представления результата).

3. Поиск информации в различных источниках.

4. Сбор и анализ информации.

5. Выполнение проекта (реализация плана, систематизация теоретического и

наглядного материалов, формулирование выводов).

6. Защита проекта (презентация продукта).

I. Вступление. Установка на восприятие темы проекта.

Учитель: Литература как искусство слова способна рисовать словами

картины и играть мелодии, вытачивать формы и передавать динамику. Все

огромные

выразительные

возможности

слова

она

щедро

и

мастерски

использует для создания своих шедевров.

Задача учителя – помочь юным читателям услышать произведения великих

писателей, увидеть, как при помощи слов они «оживляют» образы людей,

«рисуют»

картины

природы,

погружают

в

атмосферу

разных

событий

и

вызывают при этом отклик в душе читателя.

С целью повышения интереса к чтению художественных произведений в

практической деятельности используется совместная проектная деятельность

учителя и обучающихся, связанная с изучением жизни и творчества детских

писателей.

Подготовленные нами литературные проекты («Малые жанры устного

народного

творчества», «Творчество любимых писателей (по произведениям

Валентины Александровны Осеевой)») были показаны на уроках литературного

чтения, классных часах параллельных классов, тематических занятиях детского

сада «Надежда».

Сегодня вашему вниманию мы представляем литературный проект «Н.Н.

Носов – волшебник и друг детей».

Задачи проекта:

- обобщить знания по теме «Жизнь и творчество Н.Н. Носова»;

- формировать умение анализировать героя на основе сопоставления намерений

и поступков, основы читательской самостоятельности, читательские умения и

навыки;

- развивать мотивацию к чтению, познавательный интерес к работе с книгой на

основе

проектной

деятельности,

интеллектуальные

умения

(анализ,

синтез,

обобщение), коммуникативные умения, творческие воображение, способности,

наблюдательность;

- воспитывать положительные качества личности, бережное отношение к книге.

Учащаяся: Книги… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые

советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только

захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам,

расскажут удивительные истории, познакомят с героями, поведают чудесные

тайны…

Учащаяся: Есть замечательные слова о книге: «День, прожитый без книги,

– потерянный день». Мы надеемся, что наша проектая работа не потерянное

время, ведь мы познакомились с волшебником и сдружились с литературными

героями его книг.

II. Основная часть.

Учащаяся: На уроках литературного чтения мы познакомились с

рассказами Н. Носова. После чтения произведений, бесед по содержанию у нас

появились вопросы: почему Н. Носов решил стать писателем? каких героев в

смешном виде изображает в книгах Н. Носов?

Учащаяся: Учитель предложил нам самим ответить на эти вопросы,

подумать о том, где это можно узнать. Мы решили, что нужные сведения можно

найти в библиотеке, на сайтах Интернета, спросить у родителей. Также мы

обсудили, что необходимо:

- узнать биографию детского писателя;

- прочитать рассказы Н.Н. Носова, дать характеристику героям;

- выяснить, почему Н. Носов решил стать писателем, каких героев в смешном

виде изображает в книгах писатель.

Жизнь и творчество Н.Н. Носова

Учащаяся: Родился Николай Носов в 1908 году в семье актёра. Детство его

прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в

гимназии. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку.

Закончив её, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на

кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием.

Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати

лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году

перевёлся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951

года

работал

в

сфере

кино:

режиссёр,

постановщик

мультипликационных,

научных,

учебных

картин.

В

годы

Великой

Отечественной

войны

ставил

военно-технические фильмы.

Учащаяся: По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно:

родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки,

забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников… «Постепенно я

понял, что сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много

знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное –

любви к ним. И уважения…».

Учащаяся: Первым рассказом Н.Н. Носова был «Затейники» (1938 год).

Первая тоненькая книжка «Тук-тук-тук» вышла в 1945 году. Этот дружеский и

дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил

в свет следующую книгу – сборник рассказов «Ступеньки». Далее по этим

ступенькам

одна

за

другой

выходили

на

широкий

простор

книги

уже

известного, крепко полюбившегося и «весёлого писателя» Н.Н. Носова: 1947 –

«Весёлые рассказы»; 1951 – «Дневник Коли Синицына»; 1953 – сборник «На

горке»; 1955 – повесть «Весёлая семейка»; 1956 – «Прятки»; 1958 – «Весёлые

рассказы и повести»; 1959 – «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 –

«Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга

включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку

«Незнайка в Солнечном городе».

Учащаяся: Книги Н. Носова иллюстрировали самые разные художники: И.

Семёнов, Г. Вальк, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В. Горяев

и другие. Художник В. Горяев, обращаясь к детям, не раз повторял такую

мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не

всегда сразу объяснимо… Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу.

Уйдите

в

её

мир.

Постарайтесь

почувствовать

настроение

автора…

Вот

возьмите, например, весёлые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для

удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе – такое приятное

чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».

Учащаяся: Носова все называли «весёлым писателем». Может показаться

странным, но в жизни, в общении с детьми, в школах, с издателями, коллегами

Н.Н. Носов никогда не давал повода сказать о нём «весёлый человек». Он был

сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе, краткословен, точен в

оценках работ других писателей, критиков, доброжелателен. Улыбался чаще

лишь глазами, то есть настроение его проявлялось во взгляде. И дети – герои в

его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальные

здоровые дети, живут открыто, увлечённо. Стремительно действуют и в игре, и

в делах своих. Часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше,

чем могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии

жизнерадостного роста.

Учащаяся: Писатель анализировал силу и богатство «волшебной страны»

детства ещё в начале своего творческого пути. Он начинал писать для взрослых,

но не нашёл свою тропу и признавался: попав «в волшебную страну детства…

увидел детство уже не в тумане далекого прошлого, а в непосредственной

близости». «Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как

сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребёнке то,

чего не замечал раньше, и чего, мне казалось, не замечали другие».

Учащаяся: Почему Н. Носов решил стать писателем? Вот как на этот

вопрос он отвечает: «…Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос,

мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось

потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чём порассказать

людям. К тому времени я уже заметил, что люди (даже взрослые) многого ещё

не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для

детей. Со временем дети вырастут, станут взрослыми, и им не нужно будет

читать

о

том,

о

чём

они

уже

прочитали

в

детстве.

К

тому

же,

по

моим

наблюдениям, дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не воображают о себе

много, то есть не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не

надо учиться…».

Работа с выставкой книг. Характеры героев рассказов Н. Носова.

Учащаяся: 23 ноября 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения

детского писателя-прозаика, драматурга, киносценариста Николая Николаевича

Носова (1908 – 1976).

В школьной библиотеке мы посетили выставку книг Н. Носова. Дома

читали рассказы писателя, оформляли читательские дневники. На классном

часе, тематических беседах группы продлённого дня обсуждали прочитанное,

характеризовали героев.

Учащаяся: В рассказе «Фантазёры» герои любят фантазировать и

называют свои фантазии враньём. Но это не враньё, ведь своим «враньём» они

ничего плохого никому не делали, а просто играли.

Учащаяся: В

рассказе

«Мишкина

каша»

автор

создал

характер

комического героя. Мишка легкомысленный, самоуверенный, не задумывается о

последствиях. Мы поняли, что существующие в данной обстановке условия

заставляют

Мишку

поступать

так,

как

он

поступает,

благодаря

этому

и

обнаруживаются те или иные смешные стороны его характера.

Лирический герой Коля осторожный, сомневающийся, разумный. Герои по

характеру разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.

Учащаяся: В рассказе «Заплатка» герой Бобка – упорный, настойчивый,

усердный, аккуратный, к делу относится основательно.

В рассказе «Шурик у дедушки» герои, проявив сообразительность,

находчивость, по-своему пытаются воздействовать на мир «силой слова».

Учитель: Каких же героев в смешном виде изображает в книгах писатель?

Учащаяся: Под обложками книг Николая Носова, словно под крышами

гостеприимных домов, поселились неутомимые фантазёры.

Учащаяся: Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным

изображением

героев

в

смешном

виде.

Открываешь

любую

страницу

без

улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно.

Учащаяся: Проведите эксперимент: спросите кого-нибудь из взрослых,

читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнётся и

вспомнит

смешной

эпизод

из

«Незнайки»

или

«Вити

Малеева»,

«Весёлой

семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»…

III. Подведение итогов.

Учитель: Юные читатели, что нового вы узнали, работая над проектом?

Учащаяся: Писатель – это прежде всего его творчество. Умные, весёлые,

мастерски написанные книги Николая Носова продолжают путь по нашей земле

и по всему белому свету. Значит, и жизнь писателя-волшебника продолжается!

Учащаяся: Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые.

Николай

Николаевич

Носов

был

волшебником

потому,

что

владел

таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан

нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира,

они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым

волшебником, а добрейшим. Да ещё и весёлым!

Учитель: Что открывает «страницу» ваших творческих работ? (книжки-

малышки, стенгазета, читательские дневники).

Работая над проектом, вы многое узнали. С кем вы можете поделиться

своими знаниями?

IV. Заключительное слово.

Учащаяся: Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – надёжный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук…

Учитель: Говорят, что грядущее юного человека, его будущие «взрослые

годы» во многом зависят от того, какие книги он прочитал в детстве, с какими

литературными героями сдружился.

Учащаяся: Тот, кто сдружился с книгами Николая Николаевича Носова,

станет Человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно

любящим Родину.

Учащаяся: Спасибо за это художнику слова, добрейшему волшебнику и

другу детей!

Литература

1.

Арзамасцева

И.

Н. Носов

Николай

Николаевич //

Русские

детские

писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997.

2.

Миримский

С.Е.

«Жизнь

и

творчество

Николая

Носова:

Сборник»

/

Сост. С. Е. Миримский. – М.: Детская литература, 1985.

3.

Рассадин С. «Николай Носов: Критико-биографический очерк». – М.:

Детгиз, 1961.

4.

Роднянская И. Б. Носов Н. // «Краткая литературная энциклопедия». Т. 5.

М.: Советская энциклопедия, 1968.

5. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто имен: Биобиблиографический

справочник. Ч.2. М-Я. – М., 2002.



В раздел образования