Автор: Шутюк Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большееланская СОШ"
Населённый пункт: с. Целоты Усольский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Личностно- ориентированный подход в обучении, как средство достижения качества образования в условиях малокомплектой школы.
Раздел: начальное образование
bayovan
Личностно- ориентированный
подход в обучении как средство
достижения качества образования в
условиях малокоплектной школы.
Шутюк С.В.
МБОУ « Большееланская СОШ»
bayovan
Обучать надо не всех, а каждого.
Разнообразие
интересов и
дарований школьников.
Единый
образовательный
стандарт.
Личностно ориентированное обучение
предполагает, в первую очередь, знание
особенностей каждого ученика
bayovan
Актуальность
Необходимость вариативности образования
•
в целях создания условий для развития разных групп
детей.
•
обеспечение каждому ребёнку условий индивидуального
развития в зависимости от его способностей,
потребностей, жизненных ценностей и социальных
установок.
bayovan
Цель личностно-ориентированного обучения
Развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальности
и неповторимости в процессе образования.
Необходимость личностно-ориентированного обучения
Возникновение у детей потребности в более глубоких
знаниях ; усложнение образовательных программ,
повышение уровня навыков и требований по учебным предметам.
Теоретическая основа
В основе деятельности лежат идеи и принцип
И.С. Якиманской
профессора психологического института
Российской академии
Образования.
bayovan
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
•
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень
сложности программного материала, доступного каждому ученику
•
Дифференцированный подход – выделение групп по знаниям.
способностям.
•
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным
группам: успеваемости, способностям, профессиональным
направленностям.
•
Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку
•
как к уникальности, несхожести, неповторимости
bayovan
Принципы образовательной модели
•
Целью обучения должно быть
развитие личности
.
•
Учителя и ученики являются
равноправными
субъектами обучения.
•
Учитель
, прежде всего , является
партнёр
ом, координатором и советчиком в процессе
обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
•
Обучение должно основываться
на
уже имеющемся
личностном опыте
ребёнка.
•
Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам необходимо
развить
их способности и стратегии познания
.
•
Познавательные стратегии должны быть отражены в образовательных технологиях.
•
В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как
эффективно учиться
.
bayovan
Презентация любой информации должна затрагивать как
можно больше способов её переработки учеником .
Особенно это касается сенсорных систем восприятия и
операций логического мышления.
Логика построения учебного предмета должна сначала
исходить из закономерностей восприятия ребёнка, а лишь
затем согласовываться с логикой построения конкретной
области знаний.
Система оценивания должна строиться на основе
рефлексии и содержать как качественные, так и
количественные способы оценивания.
bayovan
bayovan
Особенности личностно-ориентированных
технологий
Продумывание учителем возможностей для самостоятельного
•
проявления учеников, представления им возможности задавать
•
вопросы, высказывать идеи и гипотезы.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками,
•
стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов
•
товарищей.
Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску информации при подготовке
•
к уроку.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что
•
уменьшает утомляемость учащихся.
bayovan
Технология проектной деятельности
Игровые технологии
Информационно- коммуникативные
технологии
Технология разноуровневого обучения
Применение личностно-ориентированных
технологий в малокомплектной школе
bayovan
Технология проектной
деятельности
Метод проектов – совокупность учебно-
познавательных приемов, которые позволяют
решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся в процессе
обучения и вне его, с обязательной презентацией
проектов.
Наличие проблемы , противоречия, нерешённого
вопроса привлекают учащихся к активному поиску
решений: выдвижению предположений и гипотез,
их проверке с помощью эксперимента.
Самостоятельное созидание нового знания делает
его личностно- ориентированным.
bayovan
Формы представления конечного результата
проектной деятельности:
•
презентация
•
выступления на
конференциях
•
выставки
bayovan
В ходе проектной деятельности учащиеся в достаточной степени
овладевают учебным материалом, приобретают способность применять
знания в конкретных ситуациях. Работа над проектом творческий и
увлекательный процесс.
Проекты:
•
«Неделя веселого портфеля»,
•
«Живая азбука»
•
Веселый счёт
•
«Части речи»
•
«Доктор на окошке»
•
Интересное растение «крапива»
•
«Соляные чудеса» и др.
bayovan
Заслуженная победа за
представление и защиту проекта на
районной конференции.
bayovan
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоединение общественного
опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление своим
поведением.
Функции игры:
--
Развлекательная;
-- Коммуникативная;
-- Самореализации;
--Терапевтическая;
-- Диагностическая;
-- Коррекционная.
bayovan
К игровым урокам дети проявляют немалый интерес, с
удовольствием включаются в игру, импровизируют,
перевоплощаются в «медиков», «инженеров»,
«лаборантов», «экологов» .
Игровая ситуация порождает в детях
разнообразные эмоционально-психические
состояния. Создаётся психологически
комфортная и увлекательная обстановка, в
которой усвоение учебного материала
происходит
непроизвольно.
bayovan
Информационно- коммуникативные технологии
Для оптимизации образовательного процесса
в современных условиях всё шире применяются возможности
компьютера, что позволяет совместить различные технологические
средства обучения с наглядными пособиями , упорядочить
методический материал и эффективно использовать его на уроках и
внеклассной деятельности. Компьютер даёт возможность создать
мультимедийное сопровождение к каждому уроку: вывести на экран
текстовую информацию, изображение изучаемых объектов.
bayovan
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА
НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
При объяснении нового материала
При закреплении и отработке изученного материала
При повторении и контроле знаний, умений и навыков.
Как средство информации во внеклассной работе
Компьютерные технологии позволяют учащимся
легче воспринимать учебный материал, так как
максимально реализуется принцип наглядности;
повышается качество усвоения новой темы;
формируется положительное отношение к
предмету.
bayovan
Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения позволяет учащимся реально
оценивать возможности и видеть свои достижения.
Между учащимся и учителем устанавливаются партнёрские
отношения.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих
учащихся.
Снижается психологическое напряжение на уроках, исчезает страх
перед проверкой знаний.
Данный подход нравится детям, так как им известны требования ,
которые к ним предъявляет учитель, о чём говорят данные
анкетирования среди учащихся.
bayovan
Формы , методы и приёмы организации
личностно – ориентированного подхода.
Задания предлагаются по уровню сложности, причем
уровень сложности задания ребенок выбирает сам.
•
1 уровень - самый легкий
•
2 уровень – рассчитан на среднего ученика
•
3 уровень – повышенной сложности.
bayovan
Парные согласные на конце слова
.
Уровень 1
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите
проверочные слова.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …,
жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…,
вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - ….
Уровень 2
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Напишите проверочные слова.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… -
…, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Уровень 3
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Напишите проверочные. Разделите слова на 2
группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… -
…, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
bayovan
Школьники посадили 15 берез и 8 лип.
Сколько всего деревьев посадили?
•1 уровень – реши задачу
•2 уровень –реши задачу, измени вопрос.
•3 уровень –реши задачу, придумай аналогичную.
1 уровень.
Заполни пропуски:
867мм = ___см___мм
986дм = ___м ___дм
см 6540м = ___км___м
6700дм = ____м
2 уровень.
Сравни:
36дм3мм…36003мм
240км47м…24047м
106км9м…106009м
3 уровень
Запиши верные
равенства, дополнив
каждую величину до 1 м:
2дм 1см, 8см, 56 см,
5дм5см,
1дм1см, 85 см, 46см,
768мм
bayovan
Использование технологий личностно-
ориентированного обучения
на уроках и во внеурочное время в течение
нескольких лет даёт высокие и стабильные
результаты, наблюдается динамика успеваемости,
развивает творческие и исследовательские
способности учащихся, способствует интенсификации
учебно-воспитательного процесса, приобретению
навыков самоорганизации, помогает развитию
познавательной деятельности учащихся и интереса к
учению.
Всё это подтверждают результаты итоговой и
промежуточной аттестации, успешное выступление на
конференциях и участие в конкурсах.
Использование технологий личностно-
ориентированного обучения
на уроках и во внеурочное время в течение
нескольких лет даёт высокие и стабильные
результаты, наблюдается динамика успеваемости,
развивает творческие и исследовательские
способности учащихся, способствует интенсификации
учебно-воспитательного процесса, приобретению
навыков самоорганизации, помогает развитию
познавательной деятельности учащихся и интереса к
учению.
Всё это подтверждают результаты итоговой и
промежуточной аттестации, успешное выступление на
конференциях и участие в конкурсах.
Заключение (результативность работы)
Заключение (результативность работы)
bayovan
Спасибо
за внимание!
bayovan
Используемые ресурсы
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно
ориентированного обучения.- Ростов-на-Дону, 1999.
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке
биологии (ресурс личностно ориентированного образования). –
М., 2006.
Лукьянова М.И.и др. Личностно ориентированный урок. – М.,
2006.
Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного
обучения.- 2006.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и
технологии. – Волгоград: Перемена,1994.
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного
обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000