Напоминание

Личностно- ориентированный подход в обучении, как средство достижения качества образования в условиях малокомплектой школы.


Автор: Шутюк Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большееланская СОШ"
Населённый пункт: с. Целоты Усольский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Личностно- ориентированный подход в обучении, как средство достижения качества образования в условиях малокомплектой школы.
Раздел: начальное образование





Назад




bayovan

Личностно- ориентированный

подход в обучении как средство

достижения качества образования в

условиях малокоплектной школы.

Шутюк С.В.

МБОУ « Большееланская СОШ»

bayovan

Обучать надо не всех, а каждого.

Разнообразие

интересов и

дарований школьников.

Единый

образовательный

стандарт.

Личностно ориентированное обучение

предполагает, в первую очередь, знание

особенностей каждого ученика

bayovan

Актуальность

Необходимость вариативности образования

в целях создания условий для развития разных групп

детей.

обеспечение каждому ребёнку условий индивидуального

развития в зависимости от его способностей,

потребностей, жизненных ценностей и социальных

установок.

bayovan

Цель личностно-ориентированного обучения

Развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальности

и неповторимости в процессе образования.

Необходимость личностно-ориентированного обучения

Возникновение у детей потребности в более глубоких

знаниях ; усложнение образовательных программ,

повышение уровня навыков и требований по учебным предметам.

Теоретическая основа

В основе деятельности лежат идеи и принцип

И.С. Якиманской

профессора психологического института

Российской академии

Образования.

bayovan

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ЛИЧНОСТНО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень

сложности программного материала, доступного каждому ученику

Дифференцированный подход – выделение групп по знаниям.

способностям.

Индивидуальный подход – распределение детей по однородным

группам: успеваемости, способностям, профессиональным

направленностям.

Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку

как к уникальности, несхожести, неповторимости

bayovan

Принципы образовательной модели

Целью обучения должно быть

развитие личности

.

Учителя и ученики являются

равноправными

субъектами обучения.

Учитель

, прежде всего , является

партнёр

ом, координатором и советчиком в процессе

обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».

Обучение должно основываться

на

уже имеющемся

личностном опыте

ребёнка.

Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам необходимо

развить

их способности и стратегии познания

.

Познавательные стратегии должны быть отражены в образовательных технологиях.

В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как

эффективно учиться

.

bayovan

Презентация любой информации должна затрагивать как

можно больше способов её переработки учеником .

Особенно это касается сенсорных систем восприятия и

операций логического мышления.

Логика построения учебного предмета должна сначала

исходить из закономерностей восприятия ребёнка, а лишь

затем согласовываться с логикой построения конкретной

области знаний.

Система оценивания должна строиться на основе

рефлексии и содержать как качественные, так и

количественные способы оценивания.

bayovan

bayovan

Особенности личностно-ориентированных

технологий

Продумывание учителем возможностей для самостоятельного

проявления учеников, представления им возможности задавать

вопросы, высказывать идеи и гипотезы.

Организация обмена мыслями, мнениями, оценками,

стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов

товарищей.

Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого обучаемого.

Побуждение учащихся к поиску информации при подготовке

к уроку.

Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что

уменьшает утомляемость учащихся.

bayovan

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Информационно- коммуникативные

технологии

Технология разноуровневого обучения

Применение личностно-ориентированных

технологий в малокомплектной школе

bayovan

Технология проектной

деятельности

Метод проектов – совокупность учебно-

познавательных приемов, которые позволяют

решить ту или иную проблему в результате

самостоятельных действий учащихся в процессе

обучения и вне его, с обязательной презентацией

проектов.

Наличие проблемы , противоречия, нерешённого

вопроса привлекают учащихся к активному поиску

решений: выдвижению предположений и гипотез,

их проверке с помощью эксперимента.

Самостоятельное созидание нового знания делает

его личностно- ориентированным.

bayovan

Формы представления конечного результата

проектной деятельности:

презентация

выступления на

конференциях

выставки

bayovan

В ходе проектной деятельности учащиеся в достаточной степени

овладевают учебным материалом, приобретают способность применять

знания в конкретных ситуациях. Работа над проектом творческий и

увлекательный процесс.

Проекты:

«Неделя веселого портфеля»,

«Живая азбука»

Веселый счёт

«Части речи»

«Доктор на окошке»

Интересное растение «крапива»

«Соляные чудеса» и др.

bayovan

Заслуженная победа за

представление и защиту проекта на

районной конференции.

bayovan

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоединение общественного

опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление своим

поведением.

Функции игры:

--

Развлекательная;

-- Коммуникативная;

-- Самореализации;

--Терапевтическая;

-- Диагностическая;

-- Коррекционная.

bayovan

К игровым урокам дети проявляют немалый интерес, с

удовольствием включаются в игру, импровизируют,

перевоплощаются в «медиков», «инженеров»,

«лаборантов», «экологов» .

Игровая ситуация порождает в детях

разнообразные эмоционально-психические

состояния. Создаётся психологически

комфортная и увлекательная обстановка, в

которой усвоение учебного материала

происходит

непроизвольно.

bayovan

Информационно- коммуникативные технологии

Для оптимизации образовательного процесса

в современных условиях всё шире применяются возможности

компьютера, что позволяет совместить различные технологические

средства обучения с наглядными пособиями , упорядочить

методический материал и эффективно использовать его на уроках и

внеклассной деятельности. Компьютер даёт возможность создать

мультимедийное сопровождение к каждому уроку: вывести на экран

текстовую информацию, изображение изучаемых объектов.

bayovan

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА

НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

При объяснении нового материала

При закреплении и отработке изученного материала

При повторении и контроле знаний, умений и навыков.

Как средство информации во внеклассной работе

Компьютерные технологии позволяют учащимся

легче воспринимать учебный материал, так как

максимально реализуется принцип наглядности;

повышается качество усвоения новой темы;

формируется положительное отношение к

предмету.

bayovan

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения позволяет учащимся реально

оценивать возможности и видеть свои достижения.

Между учащимся и учителем устанавливаются партнёрские

отношения.

Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих

учащихся.

Снижается психологическое напряжение на уроках, исчезает страх

перед проверкой знаний.

Данный подход нравится детям, так как им известны требования ,

которые к ним предъявляет учитель, о чём говорят данные

анкетирования среди учащихся.

bayovan

Формы , методы и приёмы организации

личностно – ориентированного подхода.

Задания предлагаются по уровню сложности, причем

уровень сложности задания ребенок выбирает сам.

1 уровень - самый легкий

2 уровень – рассчитан на среднего ученика

3 уровень – повышенной сложности.

bayovan

Парные согласные на конце слова

.

Уровень 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите

проверочные слова.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …,

жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…,

вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - ….

Уровень 2

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Напишите проверочные слова.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… -

…, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Уровень 3

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Напишите проверочные. Разделите слова на 2

группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… -

…, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….

bayovan

Школьники посадили 15 берез и 8 лип.

Сколько всего деревьев посадили?

•1 уровень – реши задачу

•2 уровень –реши задачу, измени вопрос.

•3 уровень –реши задачу, придумай аналогичную.

1 уровень.

Заполни пропуски:

867мм = ___см___мм

986дм = ___м ___дм

см 6540м = ___км___м

6700дм = ____м

2 уровень.

Сравни:

36дм3мм…36003мм

240км47м…24047м

106км9м…106009м

3 уровень

Запиши верные

равенства, дополнив

каждую величину до 1 м:

2дм 1см, 8см, 56 см,

5дм5см,

1дм1см, 85 см, 46см,

768мм

bayovan

Использование технологий личностно-

ориентированного обучения

на уроках и во внеурочное время в течение

нескольких лет даёт высокие и стабильные

результаты, наблюдается динамика успеваемости,

развивает творческие и исследовательские

способности учащихся, способствует интенсификации

учебно-воспитательного процесса, приобретению

навыков самоорганизации, помогает развитию

познавательной деятельности учащихся и интереса к

учению.

Всё это подтверждают результаты итоговой и

промежуточной аттестации, успешное выступление на

конференциях и участие в конкурсах.

Использование технологий личностно-

ориентированного обучения

на уроках и во внеурочное время в течение

нескольких лет даёт высокие и стабильные

результаты, наблюдается динамика успеваемости,

развивает творческие и исследовательские

способности учащихся, способствует интенсификации

учебно-воспитательного процесса, приобретению

навыков самоорганизации, помогает развитию

познавательной деятельности учащихся и интереса к

учению.

Всё это подтверждают результаты итоговой и

промежуточной аттестации, успешное выступление на

конференциях и участие в конкурсах.

Заключение (результативность работы)

Заключение (результативность работы)

bayovan

Спасибо

за внимание!

bayovan

Используемые ресурсы

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно

ориентированного обучения.- Ростов-на-Дону, 1999.

Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке

биологии (ресурс личностно ориентированного образования). –

М., 2006.

Лукьянова М.И.и др. Личностно ориентированный урок. – М.,

2006.

Селиванова О.Г. Дидактика личностно ориентированного

обучения.- 2006.

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и

технологии. – Волгоград: Перемена,1994.

Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного

обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000



В раздел образования