Автор: Зайцева Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 п.г.т. Никеля
Населённый пункт: п.г.т. Никель Печенгского района Мурманской области
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Журналистика и русский язык"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________________
«___»__________20__ г.
«Утверждаю»
Директор
___________________
приказ № _______ от
«___» __________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Журналистика и русский язык»
8 класс
Разработчик программы - учитель высшей квалификационной категории
Зайцева Елена Юрьевна
Год составления 2019 / 2020 учебный год
_____________________
(подпись учителя)
Рассмотрено на заседании ШМО
«___»_____________20___ г.
Протокол №______________
Руководитель ШМО
(Фамилия, имя, отчество)
(подпись)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Л.И. Сухаревой «Журналистика и
русский язык»: сборник «Программа элективных курсов. Русский язык. Литература» 2014.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа
курса
предлагает
обратиться
к
такому
важному
в
современной
жизни
пласту
литературы, как публицистика. Для современного человека очень важно быть в курсе событий и
процессов,
происходящих
в
мире,
стране,
городе,
уметь
проанализировать
и
оценить
эти
события
и
процессы,
формировать
собственную
активную
жизненную
позицию.
Умению
компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно
отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать необходимо учиться, начиная со
школьной
скамьи.
Благодатным
материалом
для
выполнения
этих
задач
являются
журналистские тексты.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной программы
Программа не только способствует решению общих задач изучения русского языка, но и
формирует
навык
работы
с
периодическими
изданиями,
ориентирует
учащихся
на
выбор
профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Практика анализа
публицистических текстов, предложенных в программе, позволяет учащимся ознакомиться с
широким спектром жанров публицистики, с их историей и спецификой, понять их природу и
назначение. Практика работы с текстами показывает, какие задачи решает каждый из жанров:
сообщает ли о новом важном факте, рассказывает ли об опыте, разъясняет ли теоретическое
положение и его практическое значение, повествует ли о человеке и т.д.
Отличительные особенности программы
В основу создания данной образовательной программы положена работа с текстами
публицистического стиля. Предлагаемый курс ориентирован на углубление знаний раздела
«Стилистика».
Большую
часть
программного
материала
составляет
работа
над
языком
произведения.
Концептуальным
положением
программы
«Журналистика
и
русский
язык»
является
преподавание русского языка как живого, развивающегося явления, требующего бережного и
внимательного отношения.
Цель программы:
показать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся,
подготовить
к
чтению
оригинальных
материалов
текущей
периодики,
развить
творческий
потенциал учащихся.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять основные публицистические жанры и особенности текстов публицистического
стиля;
- производить комплексный лингвистический анализ публицистических текстов;
- ориентироваться в потоке поступающей информации.
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными -
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-
участвовать
в
диалогическом
и
полилогическом
общении,
создавать
устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей,
сферы
и
ситуации
общения
с
соблюдением
норм
современного
русского
литературного языка и речевого этикета;
-
владеть
навыками
различных
видов
чтения
(изучающим,
ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала.
Ученик получит возможность научиться:
-
опознавать различные выразительные средства языка;
- писать отзыв, статьи, рецензии, интервью, очерки, эссе;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей;
планирования
и
регуляции
своей
деятельности;
-
участвовать
в
разных
видах
обсуждения,
формулировать
собственную
позицию
и
аргументировать её.
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему
многонационального
народа
России,
чувство
ответственности
и
долга
перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,
-
готовность
и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в профессии журналиста, с
учетом устойчивых познавательных интересов.
-
включенность
в
непосредственное
гражданское
участие,
готовность
участвовать
в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения
(редакция
школьной
газеты
«Новый
день»),
продуктивно
взаимодействующего
с
социальной
средой
и
социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей
в
сфере
организаторской
деятельности;
интериоризация
ценностей
созидательного
отношения
к
окружающей
действительности,
ценностей
социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации.
Метапредметные результаты
Познавательные:
-
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов;
- В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Регулятивные:
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования,
написания статьи);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса.
Коммуникативные:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;
определять
свои
действия
и
действия
партнера,
которые
способствовали
или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе освоения программы курса;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен);
критически
относиться
к
собственному
мнению,
с
достоинством
признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 13-14 лет (обучающиеся 8
класса).
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы
занятий: лекция, практикумы (анализ прессы, лабораторные работы, комплексный
анализ журналистского текста, создание очерков, статей, заметок в газету, участие в творческих
конкурсах, в исследовательских проектах, выпуск газет, создание рукописных книг), «круглый
стол», защита проектов и портфолио.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. Собеседование по изученным темам (текущее и тематическое).
2. Комплексный анализ текста.
3. Участие в творческих конкурсах и исследовательских проектах.
4. Выпуск общешкольной газеты «Новый день».
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио.
2. Итоги участия в творческих конкурсах и исследовательских проектах.
3. Выставка лучших материалов общешкольной газеты «Новый день».
Основное содержание
Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.
История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы перед радио и телевидением.
Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса.
Информационная,
комментирующая,
контрольная,
связующая
функции
журналистики.
Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.
Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения.
Журналист - лицо газеты. Закон о СМИ.
Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.
Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства.
Значение
скорописи.
Как
не
потеряться
в
информационном
поле?
Теория
и
практика.
профессиональной этики. Дебаты. Деловая игра.
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. Анализ периодической
печати.
Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты.
Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты.
Бульварная и желтая пресса.
Анализ
текстов
газетных
жанров.
Заголовки.
Содержание.
Типы
заголовков,
влияние
заголовка на содержание текста, ключевые слова. Необычные тексты.
Поликодовые тексты.
Слова к фотографии - какими они должны быть?
Сочинение малой формы (заметка). Редактирование собственных текстов.
Чужая речь в моём тексте. Чужая речь как элемент текста. Использование цитат.
традиционные, самостоятельная работа.
От отзыва к рецензии. Основные признаки рецензии.
Творческая лаборатория: создание рубрики «Школьные новости»
Газетная информация. Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают
внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи;
желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных
жанрах.
Факт как основа публикации.
Способы отображения информации. Разнообразие
газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические.
Роль
различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.
Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет. Презентация любимой газет что
такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление
визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.
Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч.
Заметка.
Информационная корреспонденция.
Информационный отчет. Информационное
интервью. Репортаж.
Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила
их использования.
Репортаж.
История
репортажа.
Событие
-
неприкосновенно.
Законы
репортажа.
Основа
репортажа.
Формы выражения авторского "Я". Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление
на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не
желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра. Репортаж об интересном школьном
событии.
Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический
отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг, интервью, опрос. Анкета.
Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и
структурные особенности. Анализ текстов аналитических жанров.
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.
Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда,
когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация.
Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров. «Сатира и юмор", "Нарочно не
придумаешь".
Редактирование.
Житейская история. Легенда.
Анализ текста легенды.
Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".
Творческие проекты «О чем пишут в газетах?»
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Форма проведения
1.
Вводное занятие. Содержание
программы «Журналистика и
русский язык» Планирование
участия во Всероссийском конкурсе
сочинений.
1
изучение теории
и практическое занятие
2.
Значение журналистики в
современном обществе. Разработка
тематики творческих проектов «О
чём пишут в газетах»
1
изучение теории
и практическое занятие
3.
СМИ – это целый мир. Психология
журналистского труда.
Журналистская этика.
1
лекция
4.
Способы познания
действительности. Журналист и
аудитория.
1
изучение теории
и практическое занятие
5.
Из истории журналистики. История
возникновения газеты
1
лекция
6.
Прошлое, настоящее, будущее
журналистики.
Газета как источник информации
1
изучение теории
и практическое занятие
7.
Интернет-издания
1
лекция,
практическое занятие
8.
Информационные жанры. Роль
информационных агентств.
Создание статей о школьных
событиях для газеты «Новый день»
1
работа с материалами газеты
9.
Анализ текстов газетных жанров.
Региональная пресса
1
работа с материалами газеты
«Печенга»
10.
Подготовка материалов для
фотогазеты о школьной столовой
Выпуск фотогазеты «Школьная
столовая – центр здорового
питания»
1
работа с материалами газеты
работа с материалами газеты
11.
Характеристика публицистического
стиля и его особенностей. Сильные
позиции текста, тема и микротема
текста, составление визитной
карточки, первичные и вторичные
тексты, пересказ, виды пересказа.
1
изучение теории
и практическое занятие
12.
Лексические особенности
публицистического стиля речи.
Систематизация материалов к
конкурсу рукописной книги.
1
изучение теории
и практическое занятие
13.
Синтаксические особенности
публицистического стиля речи.
Оформление книг к конкурсу
рукописной книги
1
изучение теории
и практическое занятие
14.
Выразительные средства языка
(средства эмоциональной
выразительности
публицистического стиля речи)
1
лабораторная работа
15.
Экология речи. Речевой этикет. Речь
СМИ
Речь СМИ. Защита проектов
1
изучение теории
и практическое занятие
Защита проектов
16.
Районный праздник детской
рукописной книги «Как хорошо на
свете без войны»
1
подведение итогов районного
конкурса рукописной книги
17.
Жанры журналистики (общая
характеристика)
1
лекция
18.
Тема, замысел и идея
журналистского произведения
1
лекция
19.
Сбор информации. Где? Как?
Когда?
Накопление и обработка материала
(сбор информации)
1
изучение теории и
практическое занятие
20.
Работа над композицией и языком
статьи. Заголовок в современном
газетном и журнальном текстах.
Практическая работа. Комплексный
анализ журналистского текста.
1
изучение теории
и практическое занятие
21.
Реализация в публицистике
стилистических норм русского
языка
1
лекция
22.
Жанры публицистики (углубление
знаний).
Лабораторная работа «Узнай жанр
работы»
1
изучение теории
и лабораторная работа
23.
Заметка в газету
1
анализ языка, выявление
композиционных особенностей
24.
Статья в газету
1
Практикум (статья «Моя
житейская история»)
25.
Очерк. Путевой очерк
Очерки В. Пескова
1
1
изучение стиля журналиста
26.
Пишем путевой очерк
1
практикум
27.
Портретный очерк
Создаём портретный очерк
1
1
анализ языка, выявление
композиционных особенностей
практикум
28.
Корреспонденция
1
сбор материалов
29.
Комментарий
1
изучение теории
30.
Эссе. Д.С. Лихачёв «Письма о
добром и прекрасном»
1
работа с эссе. Анализ,
выявление композиционных
особенностей
31.
Пишем эссе
1
практикум
32.
Рецензия
1
1
изучение теории
33.
Пишем рецензию
практикум
34.
Защита проектов, портфолио
1
«круглый стол», выступления
обучающихся
Итого: 34 часа
Литература для учащихся
1.
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся - О.И. Лепилкина и др. -М.:
Вентана-Граф, 2005
2.
Васильева Л.А. Делаем новости. -М., 2003.
3.
Гуревич С.М. Номер газеты. -М., 2006.
4.
Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -М.: Просвещение,
1997.
5.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. -М., 1995.
6.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие -М.: Аспект Пресс,
2000.
7.
Ученова В.В. Беседы о журналистике. -М., 1985.
8.
8. Шинкаренко В. Как писать в газету. -М., 2000
Литература для учителя
1.
Засурский
Я.
Журналистика
в
изменяющемся
мире
//Вести
Моск.
ун-та.
Сер.
№
10.
Журналистика. 1991. № 2.
2.
Печать Российской Федерации в 1991 году. Стат. сборник. М., 1992. С. 5.
3.
О
средствах
массовой
информации.
Закон
Российской
Федерации.
27
декабря
1991
г.
//Журналист. 1992. № 2–3.
4.
Типология
периодической
печати.
Проблемы
и
тенденции
развития
типологической
структуры современной периодики. М., 1995.
5.
Кулев В. Деловая пресса России. М., 1996.
6.
Руденко И. Детская пресса России на современном этапе. М., 1996.
7.
Журнальная периодика России. М., 1996.
8.
Телевизионная журналистика. M., 1994.
9.
Система средств массовой информации России. В 2 ч. Ч. 1. М., 1994.