Автор: Вяткина Ирина Сергеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Куйбышев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок математики в 5 классе по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник (УМК): Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В.
Шевкин]. – М.: Просвещение, 2018
Учитель: Вяткина Ирина Сергеевна
Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Планируемые результаты:
предметные: умение умножать и делить числа.
личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы
решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение навыков умножения и деления натуральных чисел,
создание условий для систематизации знаний.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность
и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда,
требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие
(формирование
регулятивных
УУД):
способствовать
развитию
творческой
активности
обучающихся;
повысить
познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и
проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного
мышления, их способности рассуждать.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
ЭОР
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
Организационный
этап
Учитель приветствует
учащихся, проверяет их
готовность к уроку.
- Урок не совсем обычный. Это
урок-сказка. Но чтобы в нее
попасть, мы должны получить
допуск.
слайд 1
Учащиеся
слушают
учителя
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
организация своей
учебной
деятельности
Личностные:
мотивация учения
Актуализация
знаний
Устный счет:
Работа с сигнальными
карточками (да – зеленая, нет –
красная)
В е р н о
л и :
( п о к а з ы в а ю
карточки)
а)125х = 1000; х = 8
б) х:16 = 4; х = 4
в) 75:х = 3; х = 25
г) х•9 = 81; х = 9
д) х:71 = 0; х = 71
е) 47х = 0; х = 0
ж) 84:х = 6; х = 12
з) х•29 = 58; х = 2
Математический диктант
слайд 2
слайд 3
Учащиеся устно
выполняют
предложенные
задания, в
беседе с
учителем
отвечают на
поставленные
вопросы.
Познавательные:
структурирование
собственных знаний.
Коммуникативные:
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудниче ство
с
у ч и т е л е м
и
сверстниками.
Регулятивные:
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Личностные:
оценивание
усваиваемого
Ответы
учащиеся
записывают
на листках
- Запишите, как называется:
1.
Число, на которое делят.
2.
Число сто в выражении
23•100
3.
Ч и с л о ,
к о т о р о е
получается в результате
деления чисел.
4.
Ч и с л о ,
н а
к о т о р о е
умножают.
5.
Число
сто
в
равенстве
300:3 = 100.
6.
Ч и с л о ,
к о т о р о е
получается в результате
вычитания чисел.
7.
Число, которое делят.
8.
Число сто в выражении
800:100.
материала.
Сообщение темы
урока. Постановка
цели и задач урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
- Посмотрите на примеры для
устного счета и сформулируйте
тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Умножение и деление
натуральных чисел
Наша цель на уроке -
обобщить знания по теме
«Умножение и деление
натуральных чисел"
слайд 4
Учащиеся.
формулируют
тему и цель
урока, задачи.
Записывают в
тетради дату и
тему урока.
Учащиеся
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
речевое
высказывание в
устной форме.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
умение вступать в
диалог, участвовать в
коллективном
выполняют
задания на
листках. Один
ученик
работает у
доски.
обсуждении вопроса.
Актуализация
знаний
-
Итак
мы
получили
допуск.
Постучимся
в
первую
дверь.
Какая
сказка
за
ней
живет?
Чтобы узнать нам надо решить
примеры
на
умножение
и
деление.
23•27 = 621
8 0 • 7 8
=
6240 315•24 = 7560 807•63
= 50841 1313:13 = 101
28220:83 = 340 46200:42=1100
59520 :240 = 248
- Первая дверь открылась, а за
ней
героиня
сказки.
Угадайте
какой?
-
П р а в и л ь н о
« К р а с н а я
шапочка»
Слайд 5
слайд 6
слайд 7
Учащиеся в
выполняют
решение
предложенных
примеров. По
окончании
работы
оценивают
результат своей
деятельности.
Познавательные:
формирование
интереса
к
данной
теме.
Личностные:
формирование
г о т о в н о с т и
к
самообразованию.
Коммуникативные:
уметь
о ф о р м л я т ь
свои мысли в устной
форме;
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других.
Регулятивные:
планирование своей
деятельности для
решения
поставленной задачи
и контроль
полученного
результата.
Динамическая
минутка
Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
слайды 8-21
Учащиеся
следят глазами
за предметом на
слайдах.
Постучимся во вторую дверь.
Какая
сказка
за
ней
живет?
Чтобы
узнать
надо
решить
уравнения. Найдя их корни, мы
ответим на вопрос.
а) 3360:х = 112
б) (202 –х):4 =25
в) 176 – 7у = 36
Вторая дверь открылась, а за
ней герой сказки. Назовите эту
сказку.
- Правильно «Буратино».
Постучимся
в
третью
дверь.
Какая
сказка
за
ней
живет?
Решив задачу, вы узнаете.
Задача:
Из
830
г
шерсти
связали
4
варежки
и
шарф.
На
шарф
слайд 7
слайд 22
слайд 23
слайд 24
слайд 25
а) х = 3360:112
х = 30.
Ответ: х=30
б) 202-х= 25·4
202-х=100
х=202-100
х=102
в) 7у = 176 – 36
7у = 140
у = 140:7
у = 20.
Ответ у=20
1 )
8 3 0 -
3 5 0 = 4 8 0 ( г )
–
шерсти
пошло
н а
ч е т ы р е
варежки.
2) 480:4 = 120
пошло 350 г шерсти. Сколько
шерсти
пошло
на
каждую
варежку?
- Третья дверь открылась. А за
ней… Правильно герой сказки
«Кот в сапогах»
Постучимся в четвертую дверь.
Какая
сказка
за
ней
живет?
Давайте
узнаем,
а
для
этого
решим
задачу
с
помощью
уравнения.
Задача:
В двух корзинах 78
яблок,
причём
в
первой
корзине
яблок 2 раза больше чем во
второй.
Сколько
яблок
в
каждой корзине.
слайд 25
слайд 26
слайд 27
( г )
–
ш е р с т и
пошло
на
одну
варежку.
О т в е т :
1 2 0
граммов
Пусть во второй
корзине х яблок,
тогда в первой –
2х яблок.
В двух корзинах
(2х+х)
я бл о к ,
что по условию
задачи равно 78
яблок.
С о с т а в и м
и
решим
уравнение.
2х+х=78
3х=78
х=26.
2 6
( я . )
–
в о
второй корзине.
78-26=52 (я.) – в
первой корзине.
О т в е т :
5 2
яблока, 26 яблок.
Четвёртая
дверь
открылась,
а
за
ней
героиня
с ка з к и …
Правильно «Золушка».
Этап закрепление
изученного
материала
Наш урок подходит к концу.
Подведем итог нашей работы.
Давайте обсудим:
- какая цель была нами
поставлена?
- достигли ли мы поставленной
цели?
Молодцы, ребята! Вы
справились с поставленной
задачей. ВЫ за хорошую
работу награждаетесь
«оценками»
Учащиеся
анализируют
свою работу,
выражают вслух
свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения задач
- Закрепить
умение
выполнять
умножение и
деление
натуральных
чисел.
-Да
Сложение,
умножение,
Уметь оценивать
правильность
выполнения действия
на уровне адекватной
оценки.
(Регулятивные УУД).
Способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности
(Личностные УУД).
Ребята, работая на уроке,
какие математические действия
мы повторили?
- какие задания вызвали у вас
затруднения и почему?
- можем ли мы сказать, что
закрепили умение выполнять
умножение и деление
натуральных чисел?
Давайте проверим.
Интерактивный тест.
Учащиеся садятся за
компьютеры и выполняют тест.
слайд 28
(файл тест к уроку.xlsx)
вычитание,
деление
Высказывания
учащихся
Рефлексия
учебной
деятельности
Пришла
пора
возвращаться
в
нашу
школу.
Мы
с егодня
побывали
в
гостях
у
сказки.
Что
мы
сегодня
вспомнили,
чему научились?
Оцените
степень
усвоения
материала.
слайд 29
Учащиеся
анализируют
свою работу,
выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения задач.
Личностные:
формирование
позитивной
самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные:
умение
самостоятельно
адекватно
анализировать
правильность
1) Ура! Мне все понятно.
2)Небольшие
недочеты,
есть
над чем работать.
3)
Были
неудачи,
но
я
все
преодолею.
выполнения действий
и
в н о с и т ь
необходимые
коррективы.
Этап подведение
итогов. Домашнее
задание.
Домашнее задание:
№143,186.
Хотела бы закончить наш урок
словами: « Кто не знает, в
какую гавань он плывёт, для
того нет попутного ветра!»
Надеюсь, вам всегда будет
дуть попутный ветер.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей;
2) формируем умение
прогнозировать
предстоящую
работу
(составлять план);