Автор: Чистякова Анна Михайловна
Должность: учитель технологиии
Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №65
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Выставка декоративно-прикладного творчеста
Тема: В рамках проекта по кружевоплетению
Раздел: среднее образование
{
Выставка декоративно-
прикладного творчества в рамках
Социальной Олимпиады
искусств.
Работы учащихся 8 – 13 классов «Вологодское
кружевоплетение
{
Вологодское кружево – вид
русского кружева,
плетённого на коклюшках.
Все основные изобретения
в сцепном вологодском
кружеве выполняется
плотной, непрерывной,
одинаковой по ширине,
плавно извивающейся
полотняной тесьмой
«вилюшкой»; они чётко
вырисовывают на фоне
узорных решёток,
украшенных насновками, в
виде звёздочек и розеток.
Цель проекта:
Изучить историю данного вида промысла.
Узнать особенности изготовления вологодского кружева.
Продолжить русские традиции и сохранить доступными
средствами наследие прошлых веков.
{
Вологодское кружево
напоминает узоры инея на
стекле, которые исчезнут под
первыми лучами мартовского
солнца. Они словно
символизируют что – то чистое
и сиюминутное. Подобно
белой лилии, вологодские
кружева могли бы стать
символом невинности. И,
действительно, в прежние
времена невесты сами плели
кружева для приданного.
Вологодское кружево известно
по всему миру, долгое время
оно олицетворяло славу
русского кружева.
Задачи проекта:
Изучая историю, привлечь внимание к народным
промыслам.
Рассказать о возникновении и использовании вологодского
кружева.
Кружево, как неотъемлемая часть украшения отделки к
платьям и белью.
Содержание элементов вологодского кружева.
{
{
Кружевное изделие воротник «Каскад»
представила ученица 13 класса Белоусова
Анастасия, в технике Вологодского
кружевоплетения на коклюшках.
Кружевное изделие салфетка
«Праздничная» представила ученица 13
класса Куклева Мария, в технике
Вологодского кружевоплетения на
коклюшках.
Орнамент Вологодского кружева характеризуется мягко изогнутыми плавными линиями
рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять геометризированных
фигур или растительных обобщённых форм. В растительных узорах преобладают мотивы
из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми
лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными
фигурами и т. д.
Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со
свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия
собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.
Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву
строгость и особую статику. Отличительной чертой Вологодского кружева является
большое разнообразие фоновых решёток.
{
{
Кружевное изделие воротник
«Нежный» представлено
ученицами 8Б класса Ялиной
Анастасией и Дурново Алиной.
В технике Вологодского
кружевоплетения на коклюшках.
Основным орнаментом является
растительный орнамент,
выполняемый сцепной техникой
плетения. Тонкость и ажурность
придаёт вилюшка из полотнянки с
перевивом крайних пар.
Все штучные кружевные изделия выполнены шёлковыми нитками в два сложения,
утолщённой скань их ниток «Снежинка» или «Ирис». Основными элементами
являются плетешок и полотнянка с перевивом крайних пар. В старних крассав в
процесс плетения введены дополнительные, украшающие элементы Вологодского
кружева: Петельки «пико». Овальные насновки, элементы из нескольких овальных
насновок «звёздочки», «лепестки», «листики»…, элемент «солнышко» из ложного
плетешка, решётки, элементов внутри плетешковых решёток.
{
Плетение кружев на коклюшках.
Вологодское кружево.
Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел – загадка.
Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые
ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже Испания
могут претендовать на звание прародителей Вологодского
кружева. Да и не так уж важно, чей корабль первым привёз в
Россию первое драгоценное кружево. Именно драгоценное, в
прямом смысле этого слова. Иноземное кружево было сплетено из
золотых нитей, и предназначалось оно исключительно для особ,
наделённых властью. Но Россия – страна не предсказуемая. Не
успела правящая элита блеснуть заграничными драгоценностями,
как наши мастера тут же изготовили своё кружево: золотое – для
тех, кто побогаче; серебряное – для модниц с меньшим достатком;
железное – для тех кому благородные металлы не по карману.
Сотни мастеров и мастериц, во всех уголках страны, стали
изобретать своё кружево. Вот тогда и вспомнили про льняную
ниточку, а вспомнив – удивили весь мир белоснежными, мягким
как пух, русским кружевом.